Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Композиция на тему: «Хоровод», «Барыня».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Машнева Надежда Григорьевна

Урок изобразительного искусства в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Композиция на тему: «Хоровод», «Барыня»

Цель: познакомить детей с графикой; расширить и обобщить знания о русских традициях; воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа.

УУД

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: знать о линии и пятне как художественно выразительных средствах графики.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия.

Средства: рисунки, открытки, обёртки, альбом для рисования, гуашь.

Ход урока

I. Организация начала урока

1.Приветствие
- Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой.

II. Актуализация знаний

1. Беседа

- Сегодня на уроке мы поговорим о графике. Посмотрите на доску. Перед вами графические изображения. Можете ли вы сказать, что такое графика?  

(вывесить) Графика– искусство рисование пятном, линией, тоном.

- Посмотрите, а чем выполнены эти изображения? К графике относятся рисунки сделанные карандашом, тушью, углём. Языком графики называют выразительные средства – тон, линия, штрих, контур, пятно, белый  или черный фон. Эти средства создают настроение. В графике используется цвет, но он не играет главной роли.

2. Выставка

Существуют разные виды графики, с которыми мы сталкиваемся постоянно. Посмотрите на примеры. Те изображения, которыми мы можем украсить стену, относятся к станковой графике. Например, портреты, пейзажи. Так же графика бывает книжной. К ней относятся иллюстрации из книги. Плакаты, афишы, открытки, фантики, этикетки относятся к промышленной графике.

Как вы видите, многие примеры такой техники как графика выполнены в цвете. Но важен ли он? Важнее цвет или сам рисунок? В отличии от живописи, где настроение создает цвет, в графике эту роль выполняют линии, штрихи, пятна. Графический цветной рисунок похож на пятно. Сегодня и мы попробуем создать изображение при помощи пятна – нескольких пятен. А что мы будем рисовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Танцевать он всем велит,
Песни петь заставит,
Всех подряд он веселит,
Устали не знает.
Уже века у нас живет,
Дружный, шумный …. (хоровод)

- Что такое хоровод? Посмотрите на рисунок хоровода. Что вы можете о нём сказать? Какое настроение у девушек? Что они делают?

Самый распространенный и самый древний вид русского танца - хоровод. Его основной композицией служит круг – символ солнца. Это хождение по кругу берет начало из древних языческих обрядов, поклонение богу солнца – Яриле. Тогда этот танец носил обрядовый характер, но со временем утратил его. В хороводе неразрывно связаны пляски, игры, песни.

- Как вы думаете, когда люди водили хоровод? На каких праздниках? (масленица, Троица, Покров, Пасха, свадьбы).

III.Подготовка к восприятию знаний

1. Рассказ учителя

- А как вы думаете, как должны выглядеть люди, водящие хоровод? Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды, предмет особенной заботливости поселян. Сельские девушки для сего закупают ленты, платки на ярмарках, и все это на свои трудовые деньги.

Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Так в южных районах страны единственной одеждой девочки до четырнадцати-пятнадцати лет была рубаха, девушки носили холщовую юбку, в костюме молодых женщин преобладали более яркие цвета, пожилых - темные. Различались головные уборы девушек и женщин.

В каждой российской губернии существовали свои излюбленные приемы украшения рубах, места расположения и способы воплощения узоров, определенная цветовая гамма. Если в старинных рубахах преобладают набойка, узорное ткачество и вышивка льняными, шелковыми, шерстяными, позже - хлопчатобумажными нитями, то со второй половины XIX века все шире используются разнообразные тканевые нашивки, аппликация, тесьма, ленты, кружево и блестки.

2. Постановка задач урока

Как вы видите, на рисунках все изображено подробно, а мы с вами должны упростить наш рисунок. Для нас каждый человек будет выглядеть упрощенно, как пятно.

3. Показ учителем на доске с комментированием

- Чтобы расположить больше людей, нужно положить альбом горизонтально. Проведем линию горизонта. Посередине листа нарисуем первую девушку: проводим осевую линию, которая начинается немного выше линии горизонта. Рисуем голову как шарик не выше осевой линии, а на ней. Отметим, как будут располагаться руки. Ниже рисуем сарафан как конус. Вокруг линии рук рисуем рукава. Пририсовываем ручки и ножки пятнышками. Теперь точно так же пририсовываем справа и слева, ручки должны соединяться, чтобы получился хоровод. Затем можно приступить к цвету. Хоровод должен получится ярким. Помните, что не нужно сильно надавливать на карандаш.

IV. Практическая часть
Слежу за правильностью выполнения.

V. Итог урока

1. Беседа

- Что вы рисовали на уроке? Какой символ несет в себе хоровод?

- В какой технике вы работали?

- Что главное в графике?

2. Выставка рисунков с анализом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: Иллюстрирование «Барыни».

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:  Иллюстрирование «Барыни»....

Конспект занятия по развитию речи. «Композиция текста. Основные элементы композиции».

Тема: Композиция текста. Основные элементы композиции.Цель: Формирование представления о композиции художественного произведения, об основных элементах композиции.Задачи: Формировать умение определять...

Технологическая карта урока по информатике, УМК "Школа 2100", 4 класс, тема: "Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Графический редактор Paint (копировать - создание и сохранение рисунка)"

Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритма, выполнять действие «копировать» в графическом редактором PaintЗадачи урока:...

Технологическая карта урока информатики "Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма. Графический редактор Paint (копировать - создание и сохранение рисунка)" (4 класс, УМК "Школа 2100")

Цель урока: формирование у обучающихся умений составлять пошаговую запись результатов выполнения алгоритма, выполнять действие «копировать» в графическом редакторе Paint.Задачи урокаДидакт...

Технологическая карта урока технологии «В море. Изготовление композиции из пластилина» Изделие: «Композиция из пластилина» (1 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся умений выполнять изделие из пластилина и картона.Задачи урока:Дидактические:1. Узнать, как работать с пластилином.2. Выполнить композицию из пластилина.Развивающи...