Технологическая карта урока ИЗО с презентацией
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Цели: Познакомить учащихся с творчеством художника И.К. Айвазовского;

Вырабатывать умение замечать важное в изображении морской стихии;

Правильно выбирать цветовую палитру для изображения определённого состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное.) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Художник И. К. Айвазовский и его творчество.»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели: Познакомить учащихся с творчеством художника И.К. Айвазовского;

Вырабатывать умение замечать важное в изображении морской стихии;

Правильно выбирать цветовую палитру для изображения определённого состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное.)  

Задачи:                      

1. Расширить представления детей о мире природы, умение видеть, понимать и ценить её красоту;

2. Совершенствовать навыки рисования, развивать творческие способности, речь;

3. Воспитывать художественный вкус, аккуратность, интерес к предмету.  

Формирование УУД

Коммуникативные:

  • Умение вступать в диалог.

Личностные:

  • Самоопределение мотивов учения.

Регулятивные:

  • Целеполагание
  • Контроль
  • Оценка

Познавательные:

  • Поиск и выделение информации из разных источников.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон, бумага, акварельные краски, кисти, стакан с водой, цветная бумага. 

Зрительный ряд: презентация.

Структура урока:  

  1. Мотивация к учебной деятельности
  2. Формулирование темы, целей урока.
  3. Изучение нового. Введение в тему урока.
  4. Физминутка.
  5. Практическая работа.
  6. Рефлексия учебной деятельности.
  7. Итог урока.

        

Ход урока.

Этап урока

Методы, приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредмет-

ные результаты

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности

Вот опять звенит звонок,

Начинается урок.

На уроках не хихикай,

Стул туда-сюда не двигай,

Педагога уважай

И соседу не мешай!

Тихо сели девочки, мальчики сели ещё тише.

Улыбнулись мне, гостям и конечно же друзьям.

Приветствуют учителя

2. Формулиро-вание темы, целей урока.

Введение в тему урока.

Приём «Клиширования»

Эвристическая беседа

(Слайд № 1) 

Ребята внимательно посмотрите на экран, что вы видите? (Человека, которого мучает вопрос. Рядом слово «тема») И как вы думаете какой же вопрос…  Тема нашего урока…

 Да, нам с вами сейчас предстоит определить тему урока.

(Слайд № 2)

Чтобы определить тему вам предстоит разгадать ребус. Внимательно посмотрите на экран, подумайте. Правильно, здесь зашифрована фамилия Айвазовский. Давайте прочитаем тему целиком: Художник И.К. Айвазовский и его творчество. Молодцы!

Что любил рисовать Иван Константинович, вам предстоит сейчас отгадать.

(Слайд№ 3)

Загадка (Ответы детей)

Верно. Море.

Давайте послушаем стихи о море, которые подготовили ребята 2 «А» класса

(Слайды № 4, 5)

Посмотрите на эти 4 картинки, на какие 2 группы их можно разделить? (Картины, фото)

С какой группой сегодня будем работать мы? (Картины)

Верно.

А что будет изображено на картинах, предположите…

Верно, море.

(Слайд № 6) А теперь давайте определим цели нашего урока. Посмотрите на слайд.

(Подберите нужное слово чтобы восстановить предложение.)

Самостоятельно формулируют    тему

Чтение заранее подготовленных стихотворений

Умение наблюдать и делать выводы.

Умение самостоятельно определять цели урока

3.Изучение нового.

 (Слайд № 7)     Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя, позднее разорившегося.

Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 годы учился у М.Н. Воробьева в пейзажном классе.

(Слайд № 8)

Появившаяся на академической выставке в 1835 году первая картина Айвазовского "Этюд воздуха над морем" сразу же получила хвалебные отзывы критики. В 1837 году живописец за три своих работы с морскими видами награждается большой золотой медалью.

(Слайд №9)

Вскоре Айвазовский отправляется в Крым, получив задание написать ряд пейзажей с крымскими городами. Там он познакомился с Корниловым, Лазаревым, Нахимовым. Крымские работы художника также были успешно представлены на выставке в Академии художеств.

В 1840 году Айвазовский направляется по заданию Академии в Италию.

Там он много и плодотворно работает, изучает классическое искусство. В Риме и других европейских городах проходят успешные выставки его работ.

Парижский Совет Академий награждает его золотой медалью.

(Слайды №10, 11)

По возвращении в Россию Айвазовский получает звание академика, его направляют в Главный морской штаб, где художнику поручают нарисовать ряд балтийских видов.

Будучи живописцем Главного морского штаба Айвазовский принимает участие в ряде военных операций, создает картины с батальными сценами. Одним из самых известных произведений, написанным в 1848 году, стал "Чесменский бой".

(Слайд № 12)

Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году.

(Слайды № 13, 14)

Посмотрите ещё некоторые, обратите внимание на цвета используемые художником. Как вы думаете, какие цвета нужны для хорошего настроения, а какие для грустного, тревожного?

Слайд №15 Задание «Маска радости и печали»

Ребята, посмотрите внимательно на цветовой круг. Мне понадобятся 2 помощника. На доске вы видите две маски. Одна… весёлая, то какие краски используем? (……….. тона), другая грустная - используем ( ……. тона) .

Ваша задача выбрать цвета, для каждой из них.

(Листки цветной бумаги дети крепят к доске с помощью магнитов.)

(Слайды № 16, 17) Но Айвазовский оставил след в истории не только, как талантливый живописец, но и меценат. Скопив благодаря популярности своих работ немалый капитал, Айвазовский щедро занимался благотворительностью. На его деньги было выстроено здание археологического музея в Феодосии, проведено большое количество работ по благоустройству города.

Из его феодосийской мастерской вышло много известных художников - Куинджи, Лагорио, Богаевский.

Умер Иван Константинович Айвазовский 19 апреля 1900 года.

Слушают, наблюдают, отвечают на вопросы.

2 ученика выполняют задание у доски

Умение вступать в диалог.

Умение анализировать,

сравнивать.

4.Физминутка

Физминутка "Море"
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

И.К.Айвазовский был маринистом.  Кто догадался почему?

 (он рисовал море)

Да, ребята, в основном он рисовал море, но у него встречаются и пейзажи не только с морем. (Слайд № 18 )

 

 

5.Практическая работа.

Практическая работа

Помощь учащимся

Внимательно посмотрите на свои парты. У вас лежат маленькие кусочки бумаги. Вам нужно взять кисть обмакнуть в воду и капнуть 2 капли воды на этот кусочек. Выполнили? Теперь возьмите тот цвет краски, который соответствует вашему настроению. (грусть холодные, тёмные тона: синий, чёрный, серый, немного белого)

Радость - яркие, поющие тона: белый, голубой, розовый).

Закрасьте этот кусочек.

Кто выполнил- тот выходит к доске и приклеивает свой кусочек на лист А3 ниже карандашной линии.

 Ребята, если у кого-то возникнут трудности, то зовите меня. Я вам помогу.

Внимательно слушают инструкцию учителя. Самостоятельно выполняют работу.

6.Рефлексия

Какое настроение у нашего моря?

Посмотрите, какое море получилось у нас с вами.

Осматривают «Лоскутное море», оценивают свои достижения  

Умение анализировать результаты труда

7.Подведение итогов урока

Демонстрационный,  Обобщающий опрос

СЛАЙД №19

Итак, ответьте теперь на вопросы.

Спасибо, ребята, за работу на уроке.

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите, все ли готово к уроку?

Есть девиз у нас такой:

Всё что нужно,  под рукой.

- Улыбнулись, пожелали себе и друг другу удачи. Садитесь.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас любит рисовать? А что именно вы любите рисовать?

 И в десять лет, и в семь, и в пять

 Все люди любят рисовать.

 И каждый смело нарисует

 Все, что его интересует.

 Все вызывает интерес:

 Далекий космос, ближний лес,

 Цветы, машины, сказки, пляски...

 Все нарисуем – были б краски,

 Кисть, лист бумаги на столе

 Да мир и счастье на Земле!

  1. Формулирование темы, целей урока.

- А что мы сегодня будем рисовать посмотрите (ролик из м/ф))

       Если видишь, на картине нарисована река,

        Или ель и белый иней или сад и облака,

        Или снежная равнина или поле и шалаш

        Обязательно картина называется …  (пейзаж)

- Что мы будем рисовать?- Что такое пейзаж? (это картины природы)

 - А  какой пейзаж мы будем рисовать, вы должны сказать сами.  (включаю запись)

- Сформулируйте тему урока, цель. Так же сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника.

3. Изучение нового. Введение в тему урока.

  • Морской пейзаж – Это картины с морскими видами. По другому называется марина (от лат. Marinus – морской). Произносится так же как женское имя, но пишется со строчной буквы.

 –-А как вы думаете, как называют художников, которые рисуют море?

- Художников, которые в своём творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами  (Художники – маринисты)

  • Знакомство с художником. Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. (Слайд).  Он родился на Черноморском побережье, в г. Феодосия в 1817 г. С раннего детства  у него проявились способности: музыкальные - он самостоятельно научился играть на скрипке и художественные. Он любил изображать море и корабли. Первые его рисунки были на стенах  своего дома. Учился сначала в гимназии, а потом В Императорской Академии художеств в Санкт – Петербурге. Он написал более  6000 тысяч картин, не считая многочисленных рисунков.

- Нарисовать море очень сложно, ведь оно изменчиво. Море м.б спокойным, а м.б. бурлящим от наступающих волн.

  • Давайте рассмотрим несколько его картин. (Слайды)

Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии – всё с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины И.Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн.

  • Рассматривание картины “Девятый вал”  (Слайд)

- Давайте попытаемся заглянуть в картину. Что мы видим?

Рассказ педагога: “Над бушующим морем встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. (ДЕВЯТЫЙ ВАЛ, 1) по старинному народному поверью, самая сильная и опасная волна во время морской бури. 2) В переносном смысле - символ грозной опасности или наивысшего подъема чего-либо)  Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?  Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек. Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!  Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

- С помощью чего Художнику удалось вызвать у нас такие чувства? (с помощью набора эффектов: контрасты освещения , изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты).

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

- Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

- А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И.К.Айвазовского.

4. Закрепление нового.

- Предлагаю вам побывать в роли художников  – маринистов. Закройте глаза. Подумайте, какое бы море вы нарисовали? (Не озвучивать). А в конце урока мы посмотрим, какие варианты у вас получились.

  • ф/м «Море волнуется» (вызываю водящего)
  • Повторение этапов рисования пейзажа. (Слайды)

- Мне хотелось, чтобы вы воспринимали море как целый мир, похожий на мир человека; поняли, что у моря, как и у человека, есть свой характер — оно может быть ласковым и грозным, спокойным и шумным, задумчивым и шаловливым.

5. Контролирующее задание.

(Создание своего образа моря).

6. Итог урока.

 – Как называется морской пейзаж? - С творчеством какого русского художника мы сегодня познакомились? Чему учились на уроке?

7.Рефлексия учебной деятельности.        

Выйдите сначала те, у кого море спокойное. Затем у кого бурлящее, штормовое. Оцените свою работу.                                                            

Есть у моря свои законы,

 Есть у моря свои повадки…

 С белым гребнем на резкой складке.

 То без гребня, свинцово-сизым,

 С мелкой рябью волны гусиной,

 То задумчивым, светло-синим,

Просто светлым и просто синим.

Море может быть в час заката

 То лиловым, то красноватым.

 То молчащим, то говорливым,

С гордой гривою в час прилива.

 Но бывает оно и чёрным,

Чёрным, мечущимся, покатым,

 Неумолчным и непокорным,

 Поднимающимся и горбатым.                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство Тема урока

Слайд 2

и его творчество Художник И. К. Айвазовский

Слайд 3

Обманывать не стану, — Я меньше океана, Но я большое, всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Солёная вода . Загадка море

Слайд 4

Вот оно какое…

Слайд 6

Цели урока: с творчеством … ; вырабатывать умение важное в изображении стихии; правильно цветовую палитру для определённого состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное) воспитывать акку ____________. И.К.Айвазовского знакомство замечать морской подбирать изображения ратность

Слайд 7

Иван Айвазовский родился в Феодосии. Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 года, накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело. Содержать семью ему помогала жена Рипсиме . Мальчик начал учится в армянской приходской школе, затем в Симферопольской гимназии. Потом он был принят на казенный счет в Академию художеств Санкт-Петербурга в пейзажный класс профессора Максима Воробьева. Окончил ее в 1839 году, и первая его выставка была организована именно в этой академии.

Слайд 8

“Вид на взморье в окрестностях Петербурга” В 1835 году за пейзажи “Вид на взморье в окрестностях Петербурга” и “Этюд воздуха над морем” Айвазовский получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру . Учась у Таннера , Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы, а работы Таннера , наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были от туда удалены.

Слайд 9

Художник был прощен лишь спустя полгода и определен в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью . Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину “Штиль ”. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и Европу как пенсионеру Академии. “Штиль”

Слайд 10

Там он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии , где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины “Десант отряда в долине Субаши ”, написанной позже по предложению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрел сам Николай I. Десант отряда в долине Субаши ” Кронштадтский_рейд _

Слайд 12

Вид Константинополя и Босфор Его “Девятый вал” включен в книгу “100 великих картин”.

Слайд 14

Его картина “Хаос” была куплена папой Григорием XVI, который также наградил художника золотой медалью Гроза (1892)

Слайд 15

Задание

Слайд 16

Умер Айвазовский 19 апреля 1900 года во дворе монастыря св. Саркиса в родной Феодосии. Айвазовский всегда активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Он на свои средства открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии , и галерею (1880). В нем стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги “Феодосия - Джанкой”, построенной в 1892 году . Художник интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал деятельное участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Построил новое здание для Феодосийского музея древностей. Парк Айвазовского в Крыму

Слайд 17

Прости меня, великий художник, если я ошибся, Приняв твою картину за действительность. Но работа твоя очаровала меня, И восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и монументально, Потому что тебя вдохновляет гений. У.Тёрнер .

Слайд 19

Спасибо за внимание! 1.С творчеством какого художника мы познакомились? 2. Что любил изображать на своих картинах Айвазовский? 3.Как называют художников ,которые рисуют море? Молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока матетатики с презентацией 4 класс

Урок математики в 4 классе  по теме "Единицы площади". Урок соответствует ФГОС. К уроку составлена презентация....

Технологическая карта урока матетатики с презентацией 4 класс

Урок математики в 4 классе  по теме "Единицы площади". Урок соответствует ФГОС. К уроку составлена презентация....