Урок в интегрированном 3 классе по изобразительному искусству по теме «Иллюстрация твоей книжки»
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Федяева Любовь Михайловна

Урок комбинированый.Ребята научатся выполнять иллюстрации к сказке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федяева Любовь Михайловна учитель начальных классов

Урок в интегрированном 3 классе по изобразительному искусству по теме «Иллюстрация твоей книжки»

Тип урока: комбинированный

Формы урока:  фронтальная. парная, индивидуальная

Тема урока:  Иллюстрация твоей книжки.

Цель: обучать учащихся умению выполнять иллюстрации к сказке, передавать основные события произведения, смысловую связь между предметами и героями в рисунке;

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • сформировать  понимание "иллюстрация";
  • совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования ;
  • совершенствовать умения использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей;
  • продолжать развивать художественные навыки при выборе цветового решения в выполнении работы.
  • развивать воображение и наблюдательность;
  • развивать память.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважение к авторскому творчеству;
  • воспитывать любовь к  сказкам.
  • развивать интерес и любовь младших школьников к творчеству ведущих художников детской книги;

Коррекционные: коррегировать зрительное и слуховое восприятие;  коррегировать  мышление  графомоторных навыков в процессе рисования через развитие творческого воображения; воспитывать мотивацию к обучению.

Метапредметные задачи урока:
- создать условия для развития у учащихся интереса к учебному  материалу, стремления к познавательной деятельности;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- развивать  навыки коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в процессе сотрудничества с одноклассниками);
-  развивать  умения делать выводы.
 

Оборудование:

  1. Оборудование: иллюстрации к ««Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь».» А.С.Пушкина; полоски цветной бумаги, лист бумаги, карандаш, акварельные или гуашевые краски, кисти, баночка для воды, палитра .

Этапы урока

Организационная форма

Содержание

 Микроумения

Н.- класс нормы

К.- класс коррекции

1.

Организационный момент

                       

Ф

Дыхательная гимнастика

У. Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

-У. О каком жанре идет речь в стихотворении?

 (О сказке)

Н: настраиваться на урок, концентрировать внимание.

К: повышение мотивации, создание условий для продуктивной деятельности.

2.Актуализация    знаний.

Ф

У. Давайте вспомним  сведения из уроков литературного чтения  на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские.)

 У. По содержанию  какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые.)

-У. Я хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете сказки.  Назовите героев и  названия  сказок, отрывки из которых вы услышите.

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забывала свое...

А ну, подскажите имя ее? (Красная Шапочка.)

- А вот зачин одной сказки:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак. (П. Ершов «Конек-Горбунок».)

Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу…

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- А вот еще один зачин, угадайте, из какой сказки:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей... (А. Пушкин «Руслан и  Людмила».)

У.Я вижу, что вы знаете и любите читать сказки.

У. А какие книги интереснее читать с иллюстрациями или без иллюстраций?

У. В книгах со сказками иллюстрации очень красивые, завораживающие, загадочные. Ещё  не читая сказку, а рассматривая иллюстрацию, мы попадаем в волшебный сказочный мир.   Художники, которые рисуют  для книг  называются иллюстраторами. Послушайте отрывок и скажите, из какого он  произведения:  (Учитель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане…….»)

Н: слушать, вникать в суть услышанного, концентрировать внимание при слушании.

К: развитие памяти (припоминание сказок, видов сказок)

К: развитие словесно-логического мышления, слухового восприятия, тренировка образной памяти.

3.   Сообщение темы    урока

 

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

У.  Из какой сказки эти строки?

( Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»)

У. Сегодня на уроке мы будем выполнять иллюстрацию к этой сказке.

Н: формировать ответ на поставленный вопрос; развивать фонематичекий слух;

К: обогащение активного словаря новым понятием;

4.Введение в тему урока.

Беседа о художниках – иллюстраторах. 

Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы (слово пишем на доске); в них он изображает место действия сказки, ее героев и предметы, которые могут их окружать.

- Так же делаются наброски (слово напишем на доске) - быстрые, кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу

- Мы сегодня с вами тоже будем художниками – иллюстраторами.

- Будем писать картины – рисунки к  сказке А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

У. Назовите главных героев сказки? (царь Салтан, сын Гвидон, царевна Лебедь).

Мы будем рисовать иллюстрацию, связанную с морем. Ведь на протяжении всей сказки наши герои связаны с морем.

Вспомните, в какой сказке  А. С. Пушкина тоже море связано с героями. Сказка о рыбаке и рыбке» )

Давайте сравним каким  было в море в обоих сказках.

(на доске  иллюстрации  моря)

У. Когда море спокойное в сказках?

(Море спокойное  в «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик ловил неводом рыбу, когда старик первый раз пришёл с просьбой от старухи);

(А в сказке «О царе Салтане……», когда бежит кораблик по волнам; когда царевна лебедь плавает, когда Гвидон вечером смотрит на закат.)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\06labarlm1220093475.jpg                C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\кораблик.jpg

У. Давайте сравним  обе сказки.  Когда море неспокойное, буря на море?  С какими событиями в сказке это связано?

(В «Сказке о рыбаке и рыбке», когда старик приходил с просьбами от старухи, особенно, когда она захотела быть владычицей морской.)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\dcda48179469b9b781bab55ebc575fa5_600.jpg

 (А в сказке «О царе Салтане……», когда по просьбе царицы бочку выплеснуло с силой на берег;

 море вздуется бурливо, закипит, подымит вой, хлынет на берег пустой и останутся на бреге 33 богатыря…)

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\рисунок моря.jpg                     C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\море неспокойное.jpg

К: совершенствовать перенос имеющихся знаний в новых условиях; развитие наблюдательности.

К: формировать умение воспроизводить словесный материал близко к тексту, коррекция внимания.

К: развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать. Развивать умение высказывать существенные признаки предметов и явлений.

5.Работа в парах

П

-У. В своих работах вам нужно показать, что вы рисуете сказку. Надо проявить фантазию.  

У. Море всегда одинаково спокойное? Как мы передадим состояние моря? (цветом)

(на столах у ребят лежат цветные полоски ).

У. Покажите, какой цвет  вы выберете, чтобы нарисовать спокойное море  (голубой). 

Какие цвета ещё добавите?   (показывают другие цвета).  Это будет рисунок,  когда море спокойное днём.

Но к голубому цвету можно добавить красные оттенки?  Что этим мы покажем?  (море в вечернее время – закат.).

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\море на закате 2.jpg

У. Как можно в цвете передать состояния моря, когда оно неспокойное?

 Покажите, какой цвет вы выберете, чтобы нарисовать спокойное море. Какие цвета ещё добавите?  (ребята показывают цветные полоски: синие, чёрные, фиолетовые)

У. Краски совсем тёмные, густые море чёрное с синими гребнями волн (отражает картину бури ), тучи лиловые , фиолетовые.

 У. Ребята, что вы предлагаете ещё изобразить на море? ( лебедя, бочку,  ……)

У. Определитесь, какое море вы будете рисовать. Нарисуете бочку или лебедя? (учащиеся обсуждают и определяются с выбором).

У. Когда будете рисовать спокойное море, кого изобразите? (лебедя).

А тот, кто будет рисовать неспокойное море, что изобразит? (бочку)

К: развитие понимания конкретных слов и выражений через соотнесение их цветовой окраски (связь с реальностью).

К: формировать умение планировать свою деятельность

6.Физминутка

Ф

Упражнения для глаз

  7. Педагогический  рисунок

1.Расположить  горизонтально лист бумаги. На листах учитель показывает,  как можно изобразить море спокойное и нарисовать лебедя и бочку.

                                   

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\бочка.jpg           C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\iлебедь 3.jpg

2.Карандашом разделить линию горизонта.

 3.Отметить место, где будут расположены лебедь или бочка.

 4. Намочить кисточку в воде и  нижнюю часть смочить.

 5.Красками  нарисовать море,   добавить сюжеты.

8.Творческая   практическая деятельность учащихся.

И

- Помните, чем дальше предмет, тем он меньше, чем ближе предмет, тем он больше.

На основе сделанных выводов и полученных впечатлений дети приступают к выполнению практического задания: изображения моря спокойного и бурного (по выбору).
Ребятам с ОВЗ учитель даёт шаблоны «лебедя», «бочки»

Н: выбирать цвет и краски в соответствии с замыслом;

 составлять композицию, последовательно её

выполнять

К: развитие графомоторных навыков в процессе рисования, развитие творческого воображения.

Развитие умения ориентироваться на листе бумаги, в задании.

9. Физминутка

Ф

Море волнуется раз.

(делают движения руками плавно в стороны)

Море волнуется два.

(делают движения руками справа налево)

Море волнуется три.

(делают движения руками плавно в стороны)

На месте фигура замри

(подпрыгивают и садятся на места)

Переключаться с одной деятельности на другую; снятие психофизического напряжения;

10.Анализ выполненных работ

ф

У. Ребята, давайте посмотрим, какие у вас получились работы. Кто хочет выйти к доске и показать рисунок? Те кто рисовал Кто рисовал спокойное море днем, когда  на небе облака и светит солнце,   выходите к доске. (Работы учеников анализируются). Кто рисовал спокойное море, но показал вечерний закат. (Работы учеников анализируются).

Анализируются так - же работы учащихся, рисовавших  неспокойное море.

. Н: умение адекватно анализировать свою деятельность

К: развитие умения анализировать свою деятельность, полученный объект, сравнивать его с другими.

11.Итог урока

12.Рефлексия

ф

Ребята,  над иллюстрацией какой сказки мы

сегодня работали?  Какое море

мы учились рисовать?

Вспомните свои

впечатления на уроке.  (на доске висит подсказка)

 Закончите предложение.

Я работал ______________с настроением.

Я научился…_________________.

Я ______________доволен собой

Я испытывал затруднения, когда_____________.

Н: умение адекватно анализировать свою деятельность

К: развитие умения анализировать свою деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок во 2 классе Чтение. Изобразительное искусство

Тема: Русская народная сказка «Морозко».  Рисование зимнего пейзажа.Задачи:Совершенствовать навыки правильного чтения;Расширить и углубить знания об окружающей действительности;Развивать устойчив...

Разработка урока мастер-класса по изобразительному искусству на тему: Техника "набрызг" с элементами "вытынанки".

           Разработка  урока  мастер-класс по изобразительному искусству  на тему: «Техника  «набрызг»  с элементами  вытынанки»...

Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"

Конспект урока для 4 класса по изобразительному искусству  ФГОС по теме "Сопереживание- великая тема искусства"...

Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Твои игрушки. Изображение формы игрушки."

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Влияние формы предмета на представление о его характере. Твои игрушки. Изобразить форму игрушки....

Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Твои игрушки. Передача с помощью цвета характера персонажа."

Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Эмоциональные возможности цвета. Твои игрушки. Украсить игрушку....

конспект урока изобразительного искусства на тему: Иллюстрация к сказке "Сказка о рыбаке и рыбке"

конспект урока изобразительного искусства на тему: Иллюстрация к сказке "Сказка о рыбаке и рыбке"...