Реализации проектного метода обучения на уроках изобразительного искусства обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Орчинская Жанна Евгеньевна

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся с ОВЗ приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.    Если  при обучении изобразительному искусству детей с ОВЗ использовать проектную деятельность, то  процесс обучения для них будет более продуктивным и творческим, что послужит движущим стимулом самореализации личности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализации проектного метода обучения на уроках изобразительного искусства обучающихся с ОВЗ

Орчинская Жанна Евгеньевна

учитель изобразительного искусства

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня – и я  научусь.»

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся с ОВЗ приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.    

Если  при обучении изобразительному искусству детей с ОВЗ использовать проектную деятельность, то  процесс обучения для них будет более продуктивным и творческим, что послужит движущим стимулом самореализации личности школьников.

Современное понимание метода проектов.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

В основе метода проектов лежит:

 - развитие познавательных навыков,

 - умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве,

 - развитие критического и творческого мышления.

если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предлагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения.

Типология и классификация проектов

    Существуют различные  классификации проектов.  Нами на практике использовались типы проектов по доминирующему методу или виду деятельности:

- поисковые, исследовательские, (учащиеся провели большую исследовательскую работу по проекту «История портрета», подбирая нужную информацию, старые фото родственников. В работе над проектом участвовали и родители учащихся. )

- творческие,

- игровые,

- информационные,

- ознакомительно-ориентировочные («История – это интересно» - учащиеся 4 класса узнали много интересного об истории крепостей севера-запада России. Создали галерею работ живописных и графических посвящённых теме данного проекта).

Кроме того известны и другие классификации.

По количеству участников проекта

- индивидуальные

- парные,

- групповые.

По продолжительности проекта

- краткосрочные,

- средней продолжительности,

- долгосрочные.

По результатам

- доклад, альбом,

-макет, схема,

- видеофильм,

- выставка и др.

По содержательной специфике

  • исследовательский проект представляет собой научное исследование, при этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом проекта часто являются публикации.
  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры ,произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • ролевой проект, его разработка и реализация наиболее сложна. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Проектная деятельность при обучении изобразительному искусству в рамках ФГОС

    Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он  превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. В  ходе применения метода проектов изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Проектный метод обучения тесно переплетается с проблемным обучением, к тому же он всегда нацелен на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Проектная технология является одним из важных дидактических условий мотивации творческой деятельности школьников при обучении изобразительному искусству. Систематическая и целенаправленная ориентировка учащихся на активное, мотивированное развитие творческих способностей через проектные способы деятельности - такова ведущая идея.

 Проектная деятельность относится к разряду инновационной, т.к.  предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и  усовершенствовать.

Организация проектной деятельности

    Проект – это «пять П»

Проблема- проектирование  – поиск информации- продукт – портфолио.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

    К организации проектов на уроках изобразительного искусства предъявляю следующие требования:

- проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

- необходимо наличие социально значимой задачи    

 ( проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

  • учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи;

- деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

- работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

- учащиеся должны уметь чётко формулировать свои мысли  и выражать их;

- анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей

Этапы работы над проектом

Проектное  обучение – это «путь замысла».  

В своей работе над проектом выделяю следующие этапы проектной деятельности:

  • постановка цели;
  • выявление проблемы, противоречия,  задач;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
  • самообразование при помощи учителя;
  • продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • исследование: решение отдельных задач, компоновка;
  • обобщение результатов, выводы;
  • анализ успехов и ошибок, коррекция.

Безусловно, очень важна роль учителя на  первом и последнем этапе. Насколько погрузится ребёнок в проект, зависит судьба проекта в целом.

Роль учителя в проектной деятельности

     В результате использования метода проектов на уроках изобразительного искусства для учащихся с ОВЗ стало очевидным, что проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знания, сколько следующих моментов.

Учитель:

  • организует познавательную, исследовательскую деятельность своих учеников
  • создаёт условия для  расширения познавательных интересов детей
  • оказывает консультативную помощь
  • помогает ученикам в поиске нужных источников
  • поощряет учеников
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

     Таким образом, учитель «проживает» в ходе руководства проектом ряд  ролей: энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора,

эксперта.

Когда можно применять метод проектов?

       Метод проектов можно использовать на различных этапах урока, всё  зависит от типа урока, вида проекта, продолжительности его по времени.

 Однако при использовании  проектного метода обучения для обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать следующее:

- метод проектов невозможно применить ко всем темам предмета изобразительное искусство;

- следует чётко формулировать задачи уроков;

- учитель должен владеть исследовательскими методами обучения;

- следует четко структурировать проект, соблюдать все этапы работы;

- проект может начинаться на уроке и продолжаться во внеурочное время до тех пор, пока не будут необходимые результаты;

- полезно систематизировать все интересные находки для организации выставок детских работ.

Преимущества проектного метода как педагогической технологии

     Проектный метод имеет ряд преимуществ. Он способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников с ОВЗ между собой, с взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается  запланированный результат, но происходит развитие внутреннего мира растущего человека, развиваются творческие способности, формируется чувство ответственности, создаются условия для  сотрудничества между учителем, учащимся, родителем.

Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности?

 В ходе применения проектной деятельности  у  учащихся с ОВЗ формируются:

универсальные учебные действия

  • Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом).
  • Регулятивные (постановка учебной задачи, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия, осознание качества и уровня усвоения).
  • Познавательные (общеучебные действия, логические действия, постановка и решение проблем).
  • Коммуникативные (социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

Результаты работы

     Развитие ключевых компетенций, отработка их на практике; расширение кругозора учащихся; выявление лидерских, организационных способностей;  раскрытие инициативности, творческого потенциала.

      Метод проектов помог увидеть, как можно развивать творческие способности учащихся с ОВЗ, их самостоятельность. Наблюдая за детьми, убедились, что за последние  годы они научились размышлять, делать обоснованные выводы, принимать решения, работать в команде.

Проектный метод  эффективен  не только при использовании его на уроках изобразительного искусства, но успешно реализуем в других образовательных областях, а также во внеурочной деятельности детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы реализации игровых методов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Игра позволяет преподавателю организовать деятельность обучаемых, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации – то...

Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.

Проектная- исследовательская  деятельность первоклассников в курсе "Окружающий мир" УМК "Планета Знаний"....

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства «Нетрадиционные техники рисования»...

Доклад "Реализация деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"

В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знан...

«Использование проектного метода обучения на уроках математики в начальных классах»

         От современного человека, а тем более от человека будущего, требуется умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучатьс...

Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства

Презентация по теме: " Развитие познавательного интереса обучающихся активными методами обучения на уроках изобразительного искусства"...

Проектный метод обучения на уроках в младших классах

Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деят...