Технологическая карта урока Изобразительное искусство по теме "Богатыри земли русской"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Тарасова Марина Николаевна

Богатыри — славные защитники земель «русских». Они отражали атаки захватчиков на протяжении многих веков. О них сложено много былин, мифов, сказаний и сказок. Некоторых из богатырей почитают в наши дни. Они считаются «супергероями», на них ровняются и восхищаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_izo_bogatyri_zemli_russkoy.docx349.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Изо на тему «Богатыри земли русской», 3 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного настроя на уроке, способность быстрому включению в деловой ритм.

(Слайд 1) Проверяет готовность обучающихся к уроку. Слушают песню «Богатырская наша сила», сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.

– Как вы думаете, о чем сегодня пойдет

речь на уроке?

– Правильно, о богатырях, воинах, защитниках Руси (Слайд 2)

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к прослушанной песне.

Отвечают

на вопрос

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, проявляют эмоционально-ценностное отношение к культуре Руси

II.Постановка учебной задачи

Цель: подготовка мышления обучающихся и осознание ими цели урока

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать по теме русского искусства.

 - Как вы думаете, какова тема  и задачи нашего урока?   

(Мы посмотрим, какие же люди жили на Руси в древности, познакомимся с картинами художников, изображавших русских сильных людей, защитников Родины, а также попробуем сами создать образ древнерусского воина-защитника) (Слайд 3)

Слушают учителя,  cами формулируют тему  и  задачи урока

Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений русской живописи, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Коммуникативные: выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью.

III. Актуализация знаний

Цель: создать условия для развития интереса детей к изображению богатырей в русском искусстве.

– В Древней Руси сложились определенные представления о русских богатырях, воспетых в былинах. В древнерусском языке слову «богатырь» соответствуют слова «храбрец», «удалец». (Слайд 4)

(Слайд 5) В народе про богатырей сложили много пословиц и поговорок, например: «Не родом богатырь славен, а подвигом».
Это значит, что богатырь славен своими делами. «Доброе братство дороже богатства» – это значит, что

дружба, братство, единый дух всегда дороже всего на свете, любых материальных благ.

– Давайте посмотрим на картину художника В. М. Васнецова «Богатыри». (Слайд 6)

Может, кто-нибудь из вас назовет мне былинных героев? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

– Над этой картиной художник работал 25 лет. Она огромного размера – фигуры богатырей созданы более чем в  натуральную величину. Богатыри возвышаются над линией горизонта, и этим подчеркивается значительность их образов.

(Слайд 7) Илья Муромец был среди них старшим, по преданию, он сын рязанского крестьянина. Прославился он победой над монголо-татарами и над Соловьем-разбойником. Он добрый и отзывчивый, но суровый и беспощадный к врагам.

 (Слайд 8)

Добрыня Никитич прославился борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Богатырь полон доблести и высокого понимания долга и чести.

(Слайд 9)

Алеша Попович не только силен, но и хитер, смекалист. Он победил Тугарина Змея, не раз боролся с кочевниками и пал, по преданию, героем в знаменитой битве на реке Калке.

– Рассмотрим картину Павла Корина «Александр Невский». (Слайд 10)

– Что вы можете сказать про этого героя?

– Князь Александр Невский в возрасте 20 лет со своей дружиной разгромил шведов на реке Неве. С тех пор князя стали называть Невский. Его фигура

на картине занимает все полотно. Руки сжаты на рукояти меча, за спиной развевается древнее русское знамя. Лицо князя – решительное, взгляд непоколебим. Специально опущена линия горизонта, чтобы показать значительность образа. Художник правдиво передает все детали воинского снаряжения.

– Как выглядел древнерусский воин-дружинник, каким оружием он защищал страну?

– А каким же снаряжением пользовался богатырь в битвах? (Щит, копье, меч.)

– Скажите, к какому виду искусства можно отнести те картины, которые мы с вами рассматривали? (Живопись.) (Слайд 11)

– Но не только художники-живописцы посвящали свои картины древнерусским воинам-защитникам. Давайте посмотрим и другие произведения. (Слайд 12-13)

– В. А. Фаворский выполнил гравюру на дереве, иллюстрацию к литературному произведению «Слово о полку Игореве». К какому виду искусства относится данное изображение? (Графика.)

– К «Слову о полку Игореве» были сделаны и другие, более древние иллюстрации миниатюры.

– Какими же чертами характера должен обладать богатырь? (Храбрость, мужество, сила, смелость, достоинство, честь, ум, упорство, преданность Родине.) (Слайд 14)

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

           

  C:\Users\галина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.png

 

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

C:\Users\галина\Pictures\Рисунок1.jpg

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о мужественном образе древнерусского воина-защитника.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные:умеют строить понятное монологическое высказывание

Физкультминутка.

 

Мы сидели, рисовали    

И немножечко устали.

Встали, руки развели,

Вверх подняли, потянулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно снова рисовать!

Выполняют упражнения

Личностные: Осознанно заботятся о своем здоровье

III. Творческая

практическая деятельность

Цель:  создать образ воина-защитника.

Приступайте к выполнению задания по плану:

1. Подумайте, какое расположение листа (вертикальное или горизонтальное) нужно использовать для вашей работы.

2. Наметьте лицо и шею богатыря, его фигуру.

3. Покажите детали костюма.

4. Прорисуйте черты лица.

5. Окончательно доработайте образ воина-защитника

Составляют план работы.

Рисуют графическими материалами

Познавательные: умеют применять полученные

знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

IV. Рефлексия деятельности

Цель: самооценка обучающимися своей деятельности

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненные вами работы и подумайте, все ли у нас получилось.

Удалось ли нам передать образ русского богатыря?

Рассматривают выставку, оценивают работу свою
и одноклассников.

Отвечают
на вопросы

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Русское поле. Бородино. УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: развитие к пробуждению гражданственного и патриотического самосознания учащихся; развивать у детей зрительную компетентность, умение высказать свое суждение о замысле художн...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли по памяти»

Цель урока: создание условия для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятиями «звонкий» и «глухой» цвет, обучения изображению пейзажа, организации и проведения ра...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: ознакомление учащихся с разнообразием природы и ее особенностями; выполнить композицию осеннего пейзажа.Задачи урокаДидактические:Формировать навыки работы с гуашью;Учить выражать в творче...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Пейзаж родной земли (завершение композиции осеннего пейзажа)»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование знаний о характерных чертах композиции...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Красота человека (изображение русской народной красавицы)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать представление о красоте человека через изображение русской женщины в русском народном костюме.Задачи урокаДидактические:дать представление об особенностях национального образа женской...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли (Осенний пейзаж)» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: дать представление о разнообразии и особенностях русской природы в различных пейзажных сюжетах.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление об особенностях русской природы;2. познакоми...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Пейзаж родной земли» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать учащимся представление о понятии «пейзаж», формирование знаний о характерных чертах композиции пейзажа.Задачи урока:Дидактические:1.сформировать представление о жанре пейз...