Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Краснова Татьяна Анатольевна

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;

 дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Differenciaciya_zvukov_i_bukv_ch.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Цели:

образовательная: развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»

коррекционная: дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях.

воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: карточки, плакаты.

                                             Ход урока:

1. Орг. момент.

- Выделение звуков ч-щ в словах.

  Если услышите звук ч,диагональ – левый нижний, правый верхний край,

на  звук Щ – наоборот.

 

  Что получилось? ( рыба)

  Какая хищная рыба живёт в наших реках? ( щука)

  Как скажем, если она небольшая? ( щучка)

         Л-д прикрепляет картинку с изображением щучки на доску.

2. Постановка цели урока.

- Составьте звуковую схему слова «щучка».

- Назовите все звуки по порядку. Сколько их?

- Назовите, какой звук стоит на 1-м месте, на 3-м месте?

- Какие звуки буквы мы сегодня будем различать?

3. Акустико- артикуляторная характеристика звуков.

   звук щ  - кончик языка приподнят и образует щель.

   Воздушная струя тёплая, плавная, во рту встречает препятствие (язык),

   воздух идёт по языку в щель.

   Согласный, глухой, всегда мягкий

   звук ч  - кончик языка приподнимается и стучит за верхними зубами по

   нёбу. Воздушная струя встречает во рту  препятствие (язык), воздух про-

   рывается в щель толчками, прерывисто.

   Согласный, глухой, всегда мягкий.

4. Соотнесение звука с буквой.

- Какой буквой  обозначается звук (Щ)? -  Щщ (ща)        

- На что похожа буква Щ?

Щенок тащил нещадно по углам

Щетинку за щетинкою из щетки.

Две пощадил щетинки по бокам,

Еще одну не выщипал в середке!

- Какой буквой обозначается звук (Ч)? -    Чч    (че)

- На что похожа буква Ч?

«Ч»! Ну чем не человечек?

Он учителю навстречу

Тянет руку! Отвечать

Хочет он всегда на «5»!

Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Различай Чч – Щщ».

5. «Шифровальщики».

- Записать букву, соответствующую звуку, который услышат дети в слове.

( Речка, щурёнок, удочка, ущелье, кочка, лещи, ночь, плещется)

Проверка (логопед показывает табличку):

                    Ч, Щ,Ч, Щ, Ч, Щ, Ч, Щ

У кого так записано?  Давайте вспомним слова.

6. Дифференциация в слогах.

- Какое слово является темой нашего урока?  ( ЩУЧКА)

- Наша  щучка клюёт на особую наживку. Посмотрите, у всех червячков есть имена. Прочтите имя вашего червячка, запомните, переверните рисунок и запишите имя своего червячка в тетради.

-Самостоятельная проверка «имени» червячка: ( ча-ща, щу-чу и т.д.)

7. Игра  «Какой слог потерялся?»

щу __                        ___ка

хвости___                ___чок

плавни___               ___ще

ле___                       ___щик

суда____                 ___щи

зуби___                   ___чок

- Что вы видите на карточках?  (Слоги). Видите,слоги потеряли своих соседей. Расставьте слоги по местам. Что получилось? (Слова)

Назовите слова, которые называют маленький предмет или ласково.

Какой звук вы слышите в этих словах? (Звук Ч).

А теперь те, которые называют большие предметы. Какой звук слышите в этих словах? ( Звук Щ ).

Запишите по одному слову с каждым звуком.

8. Гимнастика для глаз.

9. Расширение валентности слова.

Какими словами можно сказать про щучку,  какая она? Читайте (читают по цепочке)

Щучка                 хищная

                             речная

                             хитрющая

                             молчащая

Запишите  два любых словосочетания в тетрадь.

- А как мы скажем только про её хвост?

                             щучий хвост

- А про голову?

                             щучья голова

-А про её чешую?

-Логопед  прикрепляет на доску плакат:

«Чешуя у щучки, щетинка у чушки».

-Прочитайте. Что это?  (Скороговорка)

Как проговаривается скороговорка? (чётко и довольно быстро).

Давайте так же проговорим эту скороговорку.

Дети проговаривают скороговорку чётко и медленно, затем быстрее,

затем индивидуально.

Вспомните, из какой сказки слова : «по-щучьему велению».

А сейчас употребляют это выражение? В каком случае?

( «Как быстро это у тебя получилось, прямо как по-щучьему велению».)

10. Физкультминутка.

Через чащу ручеек

В речку Щекотинку тек.

В речке плещутся щучата-

Это щучкины ребята.

Ярче, чище серебра

Блестит щучек чешуя!

11. Дифференциация в предложениях.

Каждому из детей предлагается карточка с разрозненными  предложениями, в которых пропущены буквы Ч и Щ.

-Что вы видите на карточках? (Предложения).

Каких букв  в них не хватает? ( Букв Ч и Щ )

Вставьте недостающие буквы.

-у- ка живёт в реч-ке.  

Она караулит добы-у.

-у-ка – хи-ная рыба.

От  -у-ки  рыбёшки  пря-утся.

Дети вставляют буквы, читают предложения.

- Что может получиться из этих предложений?  ( Текст)

Что нужно для этого сделать? ( Составить предложения по порядку).

Дети  составляют текст.

Чего не хватает в тексте? (Названия).

Как можно назвать этот рассказ?  («Щучка». «Речная хищница»).

Дети зачитывают текст. Записывают текст в тетради.

Подчёркивают буквы Ч и Щ.

Итог занятия:

- С каким словом мы сегодня работали?

- Какие звуки и буквы учились различать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

«Дифференциация звуков и букв ц-ч на материале слогов, слов и предложений»

Разработка данного логопедического занятия - победитель Общероссийского конкурса "Лучший урок начальной школы 1 четверти 2013-2014 учебного года", организованного Информационно-Методическим Центром МГ...

Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.

Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1.    Развитие зрительно-пространственных представле...

Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.

Тема: Дифференциация звуков  и букв б, д в слогах и словах. Задачи:Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику п...

Тема: «Звуки [д], [д‘], буква «д» в семантическом поле слова «Дом»

Речь является основным системообразующим фактором процесса познания. Посредством вербализации приобретаемый опыт структурируется в единое смысловое пространство. Это семантическое поле принимает, клас...

Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях. Различение звуков по звонкости и глухости.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:Развитие фонематического восприятия;Работа над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом слов.Закрепление умения различать на слух в слогах, словах и предложения звуки «Б»...