Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».
методическая разработка по логопедии (4 класс) по теме

 

Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_navyka_chteniya.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

           Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

           Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого во робья с желтизной около клюва и пухом на го лове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал бе рёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

            Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянными жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

           Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

           Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог уси деть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

          Мой Трезор остановился, попятился... Видно, он признал эту силу.

           Я поспешил отозвать смущённого пса и уда лился, благоговея'.

Да, не смейтесь. Я благоговел перед той ма ленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.

           Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Благоговение - глубочайшее почтение

Иван Сергеевич Тургенев «Воробей»

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

           Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

           Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого во робья с желтизной около клюва и пухом на го лове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал бе рёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

         Моя собак…  медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с  близк… дерев…, стар… черногруд…   вороб…  камн…  упал перед самой её морд - и весь взъерошен…, искажен…, с отчаян…  жалк… писк… прыгнул раза два в направлен… зубаст…  раскрыт… паст...

           Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

           Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог уси деть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

     Мой Видно, Трезор он остановился, признал попятился эту.... силу.

           Я поспешил Да, отозвать смущённого не пса и уда лился, смейтесь. благоговея'.

       Я благоговел Любовь, перед думал той я, ма ленькой, сильнее героической смерти птицей, и перед страха любовным смерти. ее порывом. 

         Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Тема записана на доске.

Дети.

  1. Парпуц Алексей
  2. Котов Никита
  3. Сукшина Елена
  4. Герасемук Александр.

Слайд №1

Тема : Индивидуальное занятие по теме «Коррекция навыка чтения на основе рассказа И.С.Тургенева «Воробей».

Слайд №2

Цель:

  1. Развитие   осознанности чтения вслух и молча.
  2. Формирование  гибкости и скорости чтения – умение менять темп в зависимости от задачи чтения.
  3. Развитие  умение выделять главное, сопоставлять факты, доказывать, делать выводы.
  4. Воспитание любви к природе.

(учитель)

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Пожелаю всем удачи,

За работу, в добрый час. 

- У нас сегодня много гостей. Они пришли  посмотреть наше индивидуальное занятие. Посмотрели на гостей, улыбнулись.

Сядет тот, кто чётко прочитает чистоговорку.

 Герасемук -          гра – гра – гра – воробьиная  игра.(на какой звук обращаешь внимание на занятии)

Сукшина Елена -    шо – шо – шо – воробью на ветке хорошо (ш, ж, р)

Парпуц Алексей. -  Ри – ри – ри  - в гнёздах сидели воробьи (р·)

Котов Никита -  бро – бро – бро – делайте воробьям добро.(на окончания в словах, на ударение)

Тема и цель занятия

Слайд №1.

                                       

Учитель: тема нашего занятия «Коррекция навыка чтения на основе одного очень интересного рассказа, вы потом сами назовёте автора и название рассказа.

Цель нашего занятия:

Слайд №2

На нашем занятии мы:

  1. Будем учиться осознанно читать вслух и молча,
  2. формировать гибкость и скорость чтения, менять темп в зависимости от задачи чтения.
  3. Будем учиться выделять главное, сопоставлять факты, доказывать, делать выводы.

І  разминка.

Прежде чем приступить к чтению, сделаем разминку.

Слайд №3

Упражнения на выработку речевого дыхания.

Представьте, что вы маленькие воробушки и просите у мамы воробьихи еду.

Слова нужно произносить на выдохе протяжно, чётко произнося звуки.

Мам, муху б нам.

Мам, мошку бы нам.

Слайд №4

Работа с таблицей.

Сделать глубокий вдох, на выдохе прочитать 15 согласных первого ряда,

третьего ряда.

Н Б С М Н П Х Ч М К П Б Р В С

Ш Ж Н  Б В Д З Т Г П Ц Х ГЗ Н

М Н Д Г М Л Р В С Ш Н К Ц Р З

Вывод: как вы думаете, зачем мы выполнили эти упражнения?

(эти упражнения позволяют получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков)

Слайд №5

Разминка для глаз.

Поработайте глазами, чтобы они легко скользили по строчке.

  1. перед вами таблица из разноцветных кружков, расположенных  в 3 ряда по 8 кружков в каждом. (Желтый зелёный красный синий)

О   О     О    О    О  О   О     О    

О   О     О    О    О  О   О     О    

О   О     О    О    О  О   О     О

  1. назовите цвет кружков  1- го ряда медленно,
  2. 2  го ряда  -  быстро.
  1. 3- го ряда  через кружок.

внимательно скользите глазами по строчке, не пропускайте и не называйте кружок дважды.

  1. Слайд №6

 Следующее упражнение для глаз «Ленивая восьмёрка».

Делайте  восьмёрку, вместе с кружком.

Вывод: для чего необходимы эти упражнения.

(для того, чтобы при чтении глаза меньше уставали и легко скользили по строчке.)

Слайд №7

Упражнение в развитии поля зрения.

Вырабатываем специальные упражнения для глаз, необходимые для чтения и тренируем артикуляционный аппарат. Смотрите на точку в центре и

   

                                                  В  А

                                               В         У

             Т        Р            В                О

                                         В                  Ы

                                      В                             Ю

                                   В                                       Е                                                                                                

  1. Читайте гласные на распев
  2.  гласные парами
  1. Прочитайте слог согласный + гласный
  2. «Наращиваем» ещё согласный  в
  3. наращиваем согласный  т

Вывод: для чего мы это делали?

(вырабатываются специальные движения глаз, необходимые для чтения)

Слайд №8

Игра «Фотограф».

 Я буду очень быстро  показывать слова, вы их быстро читаете – фотографируете,  и называете.

По       шаг      собака

Из        пух      берёза

От        сад      воробей

С          дичь    писатель

  1. какое слово в каждой тройке  лишнее и почему?

Вывод: способствуют расширению поля чтения, улучшают память, внимание.

Слайд №9

Для развития чёткости произношения прочитайте  скороговорку:

  1. Хором медленно.
  2. Хором на перегонки
  3. Парами на перегонки.

Скороговорки

Сидел воробей на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если бы он не свалился во сне,

До сих пор сидел на сосне.

Вывод: на развитие чёткости произношения при чтении.

Слайд №10

Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям.

«Словесные горки».

Прочитайте  «Словесную горку»  из ключевых слов к рассказу.

Сверху вниз читай весело, а снизу вверх с удивлением.

СА

Сад

Сила

Аллея

Гнездо

Воробей

Чудовище

Маленькое

Вывод: внимание к слову и  частям слова в тексте .

Слайд №11

Шифровка

Читайте только подчёркнутые буквы и узнаете, как называется рассаз.

В К Т З О Ь А Г Р Д У Ц О Ю Ж З Б О А Ы Ф Е Л Ы  Й  - ВОРОБЕЙ.

Слайд №12

Расшифруй автора рассказа, читая слова наоборот, справа налево.

Иван Сергеевич Тургенев.

     навИ       чивеегреС    венегруТ

Слайд №13

зашифрованное слово.

вы узнаете героев рассказа «Воробей», если будете читать от самой большой буквы, до самой маленькой.

   бор ево й             б  коаса       боуршвеок

Слайд №14

Назовите название и автора рассказа, над которым мы будем работать сегодня на уроке.

Слайд №15 

словарная работа.

В тексте встретятся слова, значение которых будет не понятны вам. я  объясню вам значение этих слов.

 Благоговение - глубочайшее почтение

Дичь –дикая птица  .

Зачуяв – услышав, унюхав, почувствовав.

Упасть камнем – рухнуть.

Взъерошенный – лохматый.

Искаженный – сильно изменить.

Ринулся – бросился.

Трепетать – дрожать.

Громадное – большое.

Смущенный – замешательство, стеснительный (можно так сказать о собаке), напуганного  (контекстный синоним).

Благоговея – почтение.

Героический – стойкий.

Слайд №16

Научимся читать трудные слова.

В тексте встретятся трудные слова, мы вместе прочитаем эти слова.

Воз –вра – щал – ся

Красть – ся

Не - под – виж – но

Рас – то – пы – рив

Про – рас – тав – ши - е

Взе – ро – шен – ный

Бла- го -  го – ве – я

Работа над техникой чтения.

Минутка отдыха.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным на поляне засыпаем.

Хорошо нам с воробьями отдыхать

Но пора уже вставать

Потянуться, улыбнуться.

Всем открыть глаза

И красиво сесть.

 (чтение текста учителем)

Вопросы по содержанию.

  1. Как старый воробей спасал своего птенца?
  2. Как понимаете  смысл предложения: он жертвовал собою?
  3. Что побудило (заставило) воробья жертвовать собой?

Читаем первый отрывок, используя упражнение «Стоп»

Упражнение «стоп»

Я начинаю читать текст, останавливаюсь, следующий читает то, что я прочитала и продолжает читать до тех пор, пока я не скажу «стоп» и не назову другого ученика, следующий перечитывает отрывок и продолжает читать дальше. (Новая технология обучения беглому чтению. Ученик переносить технику чтения на свой новый кусочек)

«Воробей»  рассказ Ивана Сергеевича Тургенева

1 отрывок.

           Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

           Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

           Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого во робья с желтизной около клюва и пухом на го лове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал бе рёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки.

ΙΙ чтение с замазанными окончаниями. Упражнение «Угадай»

В некоторых словах нет окончания, читать предложения, правильно читая окончания. «Губы» - чтение про себя.

(Упражнение способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное раннее.)

(упражнение «губы» развивают гибкость и скорость чтения молча)

2 отрывок.

            Моя собак…  медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с  близк… дерев…, стар… черногруд…   вороб…  камн…  упал перед самой её морд - и весь взъерошен…, искажен…, с отчаян…  жалк… писк… прыгнул раза два в направлен… зубаст…  раскрыт… паст...

3 отрывок.

 Упражнение «Путешествие по перевёрнутому миру» Это упражнение способствует:

  1. Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;
  2. Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;
  3. Совершенствование координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
  4. (Переворачиваем текст и второй отрывок читаем вслух, двигая глазами справа налево. Путешествуем по перевёрнутому миру.)

           Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

           Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог уси деть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

ΙV чтение текст в тексте. Читайте сначала слова написанные обычным шрифтом, потом написанные жирным.( словесно – логическая память, распределение внимания и умение выполнять одновременно 2 задачи – чтение заданной строчки вслух и чтение второй строчки про себя)

4 отрывок.

          Мой Видно,Трезор он остановился, признал попятился эту.... силу.

           Я поспешил Да,отозвать смущённого не пса и уда лился, смейтесь. благоговея'.

Я благоговел Любовь, перед думал той я,ма ленькой, сильнее героической смерти птицей, и перед страха любовным смерти.её порывом. 

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Вопросы по содержанию.

  1. Определи тему и основную мысль рассказа Тургенева.
  2. Согласен ли ты с выводами писателя?

Слайд № 19

Восстанови предложения из рассказа Тургенева «Воробей», используя данные словосочетания:

… по аллее сада…

...начала красться...

...сидел неподвижно, беспомощно...

...сорвавшись с близкого дерева... ...

 ...ринулся спасать...

...признал эту силу...

...удалился благоговея...

...любовь сильнее смерти... 

Слайд №20

Соотнесение музыки к отрывкам. Музыкальное задание

Определи, к какому отрывку относится озвученная музыка. Прочитай, почему ты так думаешь.

Воробушек упал – Оффенбах канн-на

 Приближение собаки     -    Бизе – кармен сиюта№2

Воробей – санти – чардаш

Последний отрывок – Огинский полонез «прощание с родиной».

Слайд № 21 

Послушайте чтение рассказа в исполнении автора художественного слова. 

Слайд № 22

Прочитайте слова из текста.

Вопросы по содержанию.

  1. Определи основную мысль рассказа Тургенева.
  2. Согласен ли ты с выводами писателя?
  3. Прочитайте выразительно это предложение.
  4. Какие упражнения помогли вам прочитать выразительно это предложение.

Слайд № 22

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над разв...

Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...