Зимующие птицы.Обобщающее занятие-праздник
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Обобщающее занятие-праздник для обучающихся 1-2 классов специальной коррекционной школы VIIIвида направлено на   закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях обитания. В ходе занятия проводится работа по развитию умения точно характеризовать предмет, опираясь на схему и план, развитию общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, активизации внимания и памяти детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskiy_prazdnik_zimuyushchie_pticy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие-праздник

(для учащихся 1-2 классов)

Тема: Зимующие птицы.

Цели:

  1. Закрепление знаний о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.
  2. Развивать умение точно характеризовать предмет, опираясь на схему и план. Развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве; активизировать внимание и память детей. Работать над развитием интонационной стороны речи.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  1. Прутики, оформленные в виде деревьев покрытых снегом. На деревьях закреплены муляжи птиц из папье-маше.
  2. Ёлка, украшенная шишками, на ветке ёлки клёст.
  3. Кормушка.
  4. Коробочка с семечками и крылатками клёна.
  5. Картинка с изображением синицы и снегиря.
  6. Сигнальные карточки и таблички для составления описания.
  7. Фонограмма музыки Г. Свиридова «Метель».

Содержание занятия:

(Снежинки кружатся под музыку. Танцуют, потом читают стихи.)

1-я снежинка:

Ночью ветер волком выл.                                                                                                        И по крыше палкой бил.                                                                                          Утром глянули в окно,                                                                                                              Там волшебное кино.

2-я снежинка:

Раскатала белый холст,                                                                                      Набросала светлых звёзд.                                                                                                         И папахи на дома                                                                                               Нахлобучила зима.                                    

                                                 В. Фетисов.

Логопед:

Здравствуй лес, дремучий лес.                                                                          Полный сказок и чудес.                                                                                              Кто в глуши твоей таится?                                                                                           Что за зверь и что за птица?                                                                                          Всё открой не утаи.                                                                                                         Ты же видишь – мы свои!   

- Сегодня я всех приглашаю на прогулку по зимнему лесу. Ой, Сколько здесь следов на тропинках! Попробуем угадать, чьи это следы? Как будто палочками снег исчиркан.

(Рассматриваем птичьи следы, нарисованные на полу мелом.)

- Интересно, куда они нас приведут?

(Приходят к кормушке.)          

- О, да это птичья столовая! Ребята смастерили кормушку, повесили её на дерево и приносят сюда угощение. Для чего они это делают?                                 - Что страшнее для птиц зимой, голод или холод?  (Голод.)

Логопед:

- Правильно, у зверей и птиц всё дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам растекается тепло. Под кожей жирок лучшая подкладка под теплую шубку. Сквозь пух и перья мороз пройдёт, а жир под кожей никакая стужа не прошибёт. Если бы пищи было вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять её – пищу?                                                                  - Легко зимой птичкам искать корм? Почему?                                                          - Мы должны птичкам помочь. А как помочь, расскажут ребята, которые учили про это стихи. А все остальные тихонько сядут на пенёчки и послушают.

(Дети читают стихи.)

  1. Вейтесь русые стружки,                                                                                            Мы  встречаем зиму.                                                                                       Смастерили кормушки,                                                                                         Угадайте, кому?
  2. Кто летает как мячик,                                                                                      Мячик серенький мой?                                                                                      Наше дело ребячье –                                                                                           Уберечь их зимой.
  3. Пуховые подушки                                                                                               На осинах белы                                                                                                Сыпьте зёрна в кормушки,                                                                                Ставьте корм на столы.
  4. А они вам за это,                                                                                                Зорко сад сторожа,                                                                                                   От вредителей летом                                                                                            Сберегут урожай.

Логопед:

- Если в лесу хорошо уродилась рябина, то и зимой ягоды висят большими красными гроздьями. Рябину очень любят …(Свиристели.)                                                               - Покажите эту птичку. (Дети показывают.)                                                                          - Какого цвета пёрышки у свиристеля? ( Рыжевато-розовые.)                                                 - Какого цвета крылья? (Крылья чёрные с жёлтой полоской.)                                 - Чем украшена голова? (Красным хохолком.)                                                            - Как поёт свиристель? (Свиристит, т.е. издаёт свист и как бы чуть-чуть шипит.)                                                                                                                           - За эту немудрёную песенку их и назвали свиристелями.

Логопед:

- Может наведаться в птичью столовую и совсем редкий гость – дятел.

(Выходят дети в костюмах лисы и сороки.)

Лиса:  А что здесь вредитель делает?

Сорока:  Уселся тут! Кыш – кыш! Не кормите его, ребята!

Логопед: Почему это не кормить?

Лиса: Он деревья портит!

Сорока: Да, да, да! Я сама видела, как он берёзку долбил: раз, раз! А сок так и брызжет. Продолбил дырку, а из дырки сок закапал. Дятел языком сок слизывал. Вредный сладкоежка!

Логопед: Так это, поди, весной было?

Сорока: Да, весной. Я ещё помню, муравьи только проснулись.

Логопед: Так ведь дятел муравьёв от смерти спас. За зиму отощали муравьи, а Дятел напоил их целебным соком. Не будь берёзового сока – погибли бы они. Значит дятел не враг, а друг леса.

Лиса: А я ещё видела, как дятел на сосну перелетел, да вдруг и провалился в неё. Там дупло такое, что и хвоста не видно!

Логопед: Да не трещите вы, поразмыслите лучше, выдолбил дупло – плохо, не выдолбил – ещё хуже.

Лиса: А это почему?

Логопед: Ну, во-первых, из-под коры дятел достаёт жуков – короедов, которые точат дерево. Во-вторых, не будь дупла – куда поселятся синицы, вертишейки? Где им от метели спасаться? Попробуйте им сказать, что   дятел – враг леса! Запищат сердито, закричат!

Сорока: А мы этого не знали.

Логопед: Теперь знайте, что дятел – друг леса. Не надо отгонять его от кормушки.

(Логопед выносит коробочку с семечками и крылатками клёна.)

Логопед: Ребята, я приготовила угощение для птичек: синичкам – семечки, снегирям – крылатки клёна. А проказница – сорока смешала семечки и крылатки. Помогите мне перебрать.

(Дети делятся на две команды и перебирают корм: кто быстрее.)

Логопед: А теперь давайте угостим птичек.

(Логопед подходит к ёлке.)

Логопед:

-Ребята, посмотрите, кто там на ёлке?  (Клёст.)                                                           - Почему эту птичку назвали клёст? (За песенку: « Клё – клё».)                                  - Какая окраска перьев у клеста? (Рыжеватая, коричневая.)                                            - Клестов не спутаешь с другими птицами. Почему? (У клестов необычный клюв похожий на щипцы.)                                                                                                    - Зачем клесту такой клюв? (Удобно доставать семена из шишек.)                              - В какое время года клёст может выводить птенцов? (Зимой.)                                       - На каком дереве строит гнездо? Почему? (На ёлке, на сосне. Строит его так, чтобы над гнездом была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.)

Логопед:                                                                                                                        -  А вот ещё один гость в нашу «птичью столовую» пожаловал.

Чик – чирик !                                                                                                   К зёрнышкам прыг!                                                                                          Клюй, не робей!                                                                                              Кто это?               (Воробей.)                                                                                        

 А тут и сорока к нему заявилась.

(Выходят воробей и сорока. Дети исполняют сценку.)

Сорока:                                                                            

Дома ль кум воробей?

Воробей:                                                                                                       

Дома.

Сорока:                                                                                         

Что ты делаешь?

Воробей:                                                                                           

Болен лежу.

Сорока:                                                                               

А что у тебя болит?                          

Воробей:                                                                                     

Болят плечики.

Сорока:               

Возьми травку – гречку,                                                                                         Попарь свои плечики.  

Воробей:                                                            

Парил, сорока, парил.                                                                                                 Меня пар не берёт,                                                                                                           Только сердцу придаёт.

Сорока:                                            

-Чем же тебе помочь?

Воробей:                                                           

- Не знаю, кумушка, не знаю, голубушка.    

Логопед: А я придумала! Кум – воробей, отгадай загадки и будешь здоров. А вы, ребята, помогайте дружно руки поднимайте.

  1. Я по дереву стучу,                                                                                          Червячка добыть хочу,                                                                                          Хоть и скрылся под корой –                                                                                          Всё равно он будет мой.                      (Дятел.)
  2. Зимой на ветках яблоки,                                                                                 Попробуй, собери!                                                                                             И вдруг вспорхнули яблоки,                                                                                                     Ведь это…                                            (Снегири.)
  3. Эта хищница болтлива,                                                                                 Воровата, суетлива,                                                                         Стрекотунья белобока,                                                                                                       А зовут её …                                       (Сорока.)

Логопед: Ну что, кум – воробей, полегчало тебе?

Воробей: Полегчало.

Логопед: Долго мы с вами бродили по лесу. Замёрзли. Давайте погреемся, поиграем в игру «Дома ль кум – воробей?» Воробей у нас уже есть, давайте выберем кошку.  

(Хором проговариваем считалку.)

Мы хотели полетать,                                                                                                           Мы хотели поиграть.                                                                                          Воробьишко прилетел                                                                                                                 И тебе водить велел.

Ход игры:                                                                                                                                     Дети встают в круг, держась за руки, хором спрашивают:              

- Воробей, чего ты ждёшь? Хлебных крошек не клюёшь?  

Воробей:                                                                                                        

- Я давно увидел крошки,                                                                                                        Да боюсь сердитой кошки. 

(Воробей убегает, кошка его догоняет. Дети поднимают и опускают руки, пропуская воробья и мешая кошке.)

Логопед:                                                                                                                                     - Согрелись? Ну что ж, наверное, пора возвращаться домой.

 Подведение итога.                                                                                                                    - С кем мы сегодня встретились?                                                                                             - Как можно назвать всех этих птичек? Почему?                                                                    - Как мы можем помочь птичкам пережить суровую зиму?                                                - Чем мы можем угостить птичек?

Логопед:                                                                

До свиданья, зимний лес,                                                                                                              Полный сказок и чудес.                                                                                                            По заснеженной дорожке                                                                                                       Побежали наши ножки.

(Дети уходят под музыку.)                                         

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие «Праздник Пасха».

Религиозные праздники всегда занимали важное место в жизни народа. Приведённая разработка занятия создана на базе общеизвестного праздника народного календаря - Пасха. Структура разработки содержит ...

Методическая разработка с использованием мнемотехники, (к открытому занятию "Праздник для звука Р") 1 класс 7 вид

Конспект  открытого логопедического занятия для учащихся 1 класса (7 вида). Тема: Праздник для звука «Р» Цели: •     закрепление правильного произношения звука «р» в связной р...

Внеклассное занятие "Праздник чая"

На занятии дети знакомятся с историей чая, традицичми русского чаепития, правилами поведения за столом во время чаепития; вспоминают загадки, пословицы и частушки о чае....

Занятие Праздник по правилам дорожного движения "Мой друг Светофор". Презентация к празднику "Мой друг Светофор".

В современном городе движение весьма оживленное даже на небольших улицах. И без знаний правил дорожного движения в большом городе просто не выжить! Хорошо, если родители научат ребенка вест...

Проект занятия "Праздников Праздник"

Сегодня очень актуальна проблема духовно-нравственного воспитания школьников. Проект занятия  «Праздников Праздник!» поможет ребятам  при изучении вопросов связанных с историей и...

Открытое занятие по технологии. Конспект занятия: «Праздник Масленицы. Блины."

Тема раздела: «Кулинария».Тема занятия: «Блины. Праздник Масленицы».Цели:  I. Образовательная:  · познакомить учащихся с русскими народными обычаями...

Открытое воспитательное мероприятие на тему: «Праздник русского валенка» занятие – праздник

Цели и задачи: развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора, воспитание любви к Родине, родному краю, формирование интереса к истории России, развитие умения общаться в коллект...