Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами
статья по логопедии по теме

Кузнецова Наталья Николаевна

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С РЕЧЕВЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

                                                           Кузнецова Н.Н.

                                                           учитель-логопед МОУ «СОШ №11»                        

                                                         г. Губкина Белгородской обл

Работу над созданием теста начинала с разработки плана теста, анализа программного содержания коррекционной работы. Затем разрабатывала перечень задач, которые ставятся перед тестированием.

Второй этап при разработке тестов – составление и подбор заданий.

Количество предлагаемых заданий первоначально больше запланированного числа. Это объясняется тем, что некоторые задания казались слишком лёгкими, другие более трудными, чем ожидалось. Поэтому с частью заданий приходилось расставаться после первой опытной проверки.

Второе требование к тестовым заданиям касается их формы. Наиболее приемлемыми для младших школьников являются тестовые задания открытой и закрытой формы.

«Открытые» задания имеют инструкцию «ДОПОЛНИТЬ», задания «закрытой» формы «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА».

В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий обеих форм, я учитывала следующее:

1. задания теста по содержанию такие, что знающий ребёнок выполнит его с первого взгляда;

2. формулировка задания, по возможности, идеально простая – чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания;

3. лучше, чтобы главное слово в задании стояло первым;

4. задания формулируются не в виде вопросительного предложения, а имеют форму незавершённого ответа;

5. задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов;

6. только один ответ может быть правильным.

По заданиям с инструкцией «ДОПОЛНИТЬ» ещё учитывала следующие требования:

7. дополнять в предложении необходимо наиболее важное;

8. в каждом задании только одно дополнение;

9. главное слово ставится, по возможности, в начале предложения, а дополнение в конце;

10. лучше, если дополнением будет одно слово, но возможно использование устойчивого сочетания слов;

11. для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи.

По заданиям с инструкцией: «ОБВЕСТИ КРУЖКОМ НОМЕР ПРАВИЛЬНОГО ОТВЕТА» я дополнительно руководствовалась тем, что:

  1. каждый ответ правдоподобен;
  2. число ответов от 2 до 5.

Но нужно заметить, чем больше вариантов ответов, тем вероятность угадывания правильного ответа меньше, в то же время задание «утяжеляется» - становится громоздким.

Примеры тестовых заданий показаны в таблице 1,2.

Формы тестовых заданий 

Таблица 1

Открытая форма: задание с ограничением и дополнением

Тема: «Исследование временных представлений» 

Класс: 2-3

Ф.И учащегося                                            .

Дата                                      .

Инструкция: Вставь пропущенное слово

  1. Зима, _______ , лето, осень.
  2. Утро, день,  ________, ночь.
  3. Вторник, среда, четверг,  ________.
  4. Суббота,  ________, понедельник, вторник.
  5. Август, сентябрь, ________, ноябрь.
  6. ________, апрель, май, июнь.
  7. Суббота, воскресенье,  ________, вторник.
  8. Вчера,  ________, завтра, послезавтра.

 Открытая форма: задание с ограничением и дополнением

Тема: «Исследование операций обобщения и исключения» 

Класс: 2-3

Ф.И учащегося                                            .

Дата                                      .

Инструкция: Допиши обобщающее слово.

  1. Джинсы, рубашка – это _______________.
  2. Сахарница, блюдце – это  _____________ .

3.        Кроссовки, сапоги – это  ______________ .

4.        Грабли, вилы – это  ___________________.

5.        Черника, малина – это  ________________.

6.        Кит, жираф – это                                  .

Открытая форма: задание на установление соответствия

Тема: «Исследование грамматического строя речи» 

Класс: 3-4

Ф.И учащегося                                            .

Дата                                      .

Инструкция: К каждому слову из первого столбика подбери пару из второго столбика.

              1.Артист                                                  1.Любезный

              2.Великан                                                2.Распоряжение

              3.Преграда                                               3.Актёр

              4.Вежливый                                             4.Преданный

              5.Будущий                                               5.Размышлять

              6.Аплодировать                                      6.Беспокойство

              7.Думать                                                  7.Гигант

              8.Верный                                                 8.Предстоящий

              9.Тревога                                                 9.Рукоплескать

              10.Приказ                                                10.Препятствие

Открытая форма: задание на установление правильной последовательности

Тема: «Восстановление деформированного текста» 

Класс: 3-4

Ф.И учащегося                                            .

Дата                                      .

Инструкция: Составьте связный текст из данных предложений и расположите номера предложений в нужной последовательности.

Чем дятел кормится

1.Называется эта птица – дятел.

2.Живёт у нас в лесу птица.

3.Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол.

4.Сама чёрная, с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки красные.

5.Сидит и клювом по дереву постукивает.

6.Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет.

7.Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется.

8.Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.

9.Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек добывал.

Перед проведением тестирования учащимся подробно объяснялась инструкция работы с тестом. Каждое задание теста оценивалось в баллах. За правильное выполнение задания ставился 1 балл, или знак «+», за невыполнение задания или его части, ставилось 0 баллов, или знак «−».  

Тестовый контроль позволяет не только увидеть результативность усвоения учебного материала группой в целом, но и по каждому ученику в отдельности. С этой целью используется «матрица» теста, по которой можно произвести анализ слабых сторон усвоения понятий, действий учащимися и спланировать в последующие уроки работу по коррекции знаний.

Матрица результатов тестирования (образец).

Таблица 2

Ф. И. учащегося

Задание

1

2

3

4

5

1.

2.

3.

4.

ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Начинайте формулировать вопрос с правильного ответа.

2. Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

4. При составлении вопросов следует особенно внимательно использовать слова «иногда», «часто», «всегда», «все», «никогда».

5. Вопрос должен быть чётко сформулирован, избегая слова большой, небольшой, малый, много, мало, меньше, больше и т.д.

6. Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью.

7. Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

8. Не задавайте вопросы с подвохом.

9. Все варианты ответов должны быть грамматически согласованны с основной частью задания. Используйте короткие, простые предложения.

10. Реже используйте отрицание в основной части, избегайте двойных отрицаний, таких как: «Почему нельзя не делать…?»

11. Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

12. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов.

13. Если ставится вопрос количественного характера, ответы располагайте по возрастанию.

14. Лучше не использовать варианты ответов «ни один из перечисленных» и «все перечисленные».

15. Избегайте повторения.

16. Используйте ограничения в самом вопросе.

17. Не упрощайте вопросы.

18. Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу.

19. Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

20. Проанализируйте задания с точки зрения неверного ответа наиболее подготовленных учеников.

Список использованной литературы

1. Аванесов В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. – М.: МИС и С., 1987.

2. Алёшина Т.Н., Савинцева Н.В. Тесты как форма контроля // Начальная Школа – 1993, № 1.

3. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. // Арман-ПВ, 2004.

4. Воскерчьян С.Н. Об использовании метода тестов при учёте успеваемости школьников // Советская педагогика. - 1973, № 10.

5. Иванцова И., Куттыкужанова З. К вопросу о контроле качества знаний. // Учитель Казахстана. – 1999, 24 апреля.

6. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель – ученик». Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.

7. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Методическое письмо. – М.; 1998.

8. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? – М.: Знание, 1978.

9. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы Образования. – М., «Интеллект центр».

10. Николаева Е.И. Тестирование без мифов. // ЭКО, 2002.

11. Опыт работы Калашниковой С.Г., старшего преподавателя кафедры русского языка и литературы, г. Омск.

12. Усаков В. Проверка и оценка знаний и умений школьников (рекомендации) // Народное образование. – 1985, № 6.