Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития
статья по логопедии (1 класс) по теме

Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

В понятие фонематический слух входит:

- умение различать твердые и мягкие согласные звуки;

- умение делить слова на слоги;

- умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

- умение определять место заданного звука в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_konferencii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Формирование фонематического слуха

        у детей    с задержкой психического развития.

  Штейникова С.Л. учитель-логопед

                                                                      1 квалификационной категории

                                                                         МОБУ «ООШ №5» г. Кудымкара

     

    Слух даёт ребёнку возможность слушать тишину и звуки, он даёт информацию, которая находится вне зрительного поля.

     Дети различают три вида звуковых ощущений:

 речевые, музыкальные и шумы.

     В речевых ощущениях выделяют фонематический слух, который формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребёнок. Уровень развития фонематического слуха влияет на грамотность письменной речи и на умение читать, а также способствует освоению иностранных языков.

    Фонематический слух-это способность чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.

    В понятие фонематический слух входит:

    - умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

    - умение делить слова на слоги;

   - умение различать слова, отличающиеся только одним звуком;

   - умение определять место заданного звука в слове.

   В 1-ом классе, на первых занятиях мы учимся различать понятия: звук, слог, слово. Слово обозначаем полоской, звук квадратиком. Сначала белым, затем вводится цвет: красный, синий, зелёный. Учимся выделять звук из слова, определяем, какой это звук, определяем его место в слове. Выполняем схему слова, используя полоску и квадратик.

    Выполняем звуковой анализ простых слов с помощью цветных квадратиков. Выкладываем квадратики и определяем, сколько звуков в слове, сколько гласных и согласных, проговариваем каждый звук.

    Чтобы дети лучше запомнили твёрдые и мягкие согласные звуки, при составлении слов квадратики заменяем предметами:

  - мягкий звук – вата, поролон, пух;

  - твёрдый звук – камень, орех, металл.

  Теперь дети не только на слух определяют твёрдый это звук или мягкий, но и подключают свои тактильные ощущения.

   Из цветной бумаги вырезаем символы:

   - синий (молоток, лопата, топор);

   -  зелёный – листик. 

   Пишем звуковой диктант. Я называю звук, дети рисуют молоточек или листочек. А самое главное учимся сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки по артикуляции:

  - твёрдый согласный звук – язык прямой;

  - мягкий согласный звук – спинка языка поднимается к нёбу.

    В 1-ом классе стараемся больше писать под диктовку, проговаривая чётко каждый звук в слове. Выполняем звуковой анализ. Рисуем кружочки (синим, зелёным, красным цветом). Сначала разбираем слова, а потом и предложения. Предложение написали, все звуки в словах обозначили цветом.

   В 1-ом классе, восполняя пробелы детского сада, использую литературу и наглядность для детей дошкольного возраста, так как фонематический слух должен быть сформирован к 5 годам жизни ребёнка.

  Для развития фонематического слуха выполняем следующие задания:

- делим слова на слоги;

- учимся находить предметы, названия которых звучат похоже;

- учимся находить ошибки в стихах и в рисунках;

- учимся образовывать новые слова, изменяя один звук;

- образовываем слова, добавляя слог;

- выделяем из слова слово;

-  звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд.

    Последовательное движение руки и взора слева направо совпадает с последовательным произнесением и слуховых восприятий звуков слова.

    При такой работе ученик неоднократно получает попытку уточнить  количество и последовательность, преодолеть свои ошибки в процессе такого «письма без тетради и ручки», чего не происходит при письменных работах.

   - выполняем  графические  диктанты.

   Слово изображаем одной чертой, затем делим слова на слоги и выделяем гласные. Во 2-ом классе при дифференциации гласных, выделяем только нужные нам гласные. Например: при дифференциации «ы-и» выписываем только «ы».

 - читаем слоговые  таблицы.

  По слоговым таблицам можно использовать разные задания:

 чтение слогов по горизонтали или по вертикали, выборочное чтение слогов с твёрдыми или мягкими согласными, дополняем слоги до слов и т. д.

   -соединяем предметы, названия которых звучат похоже.

   Если вначале учились находить предметы, которые отличались только одним звуком: мак-рак, далее учимся соединять предметы, названия которых звучат похоже: лейка-скамейка, чашка- рубашка.

   -  подскажи словечко.

    Подсказываем слово в конце стихотворения, используя картинки.

   - закончи слово слогом жи или ши.

    При дифференциации парных согласных звуков выполняем следующие задания: закончи слово слогом жи или ши (дифференциация шипящих звуков), отрабатываем правила правописания «жи-ши».

   - преобразуй слово, заменив одну букву.

  При замене буквы в слове, смысл слова становится совершенно другим:

   Тело-дело, кости-гости. 

    - догадайтесь, какое это слово.

    Вставляем пропущенные буквы в слове.

    - звонкие и глухие согласные звуки.

   При дифференциации согласных звуков используем символику:

 звонкий согласный звук – человечек с ушами (уши - мы слышим),

 глухой согласный звук (ушей нет - глухо).

   Звонкие и глухие согласные звуки  сравниваем по артикуляции:

 звонкий согласный звук – работают голосовые связки,  глухой согласный звук – глухо.

   Такого вида работы развивают у детей не только зрительное восприятие, но и слуховое. Задействованные в работе два этих анализатора способствуют более качественному усвоению материала. Опираясь на зрительную память, дети имеют возможность компенсировать недоразвитие фонематических процессов зрительным запоминанием написания слов.

  В 3-м классе фонетический разбор слова проводим по схеме.

  В 1-м и во 2-м классах на групповых занятиях изучаем общие темы.

С 3-го класса в основном идёт индивидуальная работа с учащимися, так как у всех ошибки разные.

     

Литература.

Е.В. Колесникова «От звука к букве».

П.Д. Лебедева «Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР».

И.Р. Калмыкова «Таинственный мир звуков».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у младших школьников с задержкой психического развития

В статье раскрываются методы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников с задержкой психического развития....

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Развитие речевого слуха у детей с задержкой психического развития

Развитие речевого слуха  у детей с задержкой психического развития...

«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»

Цель: Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.  Задачи:1.    Дать ...

Особенности формирования УУД у детей с задержкой психического развития

В статье описываются методы и приёмы работы с детьми, имеющими задержку психического развития, по формированию УУД....

«Формирование и развитие пространственных представлений у обучающихся с задержкой психического развития»

Этапы формирования и развития пространственных представлений  у обучающихся ....

Обогащение лексического запаса и приёмы формирования и развития орфографической зоркости в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с задержкой психического развития

Выпускник научится:¢применять правила правописания;¢определять написание слова по орфографическому словарю;¢безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;¢писать под диктовку текс...