Конспект логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья"
план-конспект по логопедии по теме

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Мои школьные друзья" с учащимся, имеющим множественные нарушения развития. Использовались альтернативные средства общения (жесты, фотографические календари).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_21.04.2010_denis_v.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия

Тема: «Мои школьные друзья»

Учитель-логопед   Коречкова А. Г.

Ученик 7 класса   Денис В., 14 лет

Развитие по аутистическому типу. Самостоятельная речь отсутствует. Основными средствами общения являются экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, вокализации) и предметно-действенные (приближение/удаление, вручение, протягивание предметов, притягивание/отталкивание взрослого и др.) средства. Денис использует жесты «дай», «нет», «да», «пока», указательный жест в различных ситуациях. Ученик хорошо понимает обращенную речь (одно – и двухступенчатые инструкции), выполняет просьбы, часто используемые в учебной деятельности и в быту, по речевому предъявлению. Денис знает и откликается на собственное имя, показывает себя (указательный жест на себя), узнает свое изображение в зеркале и на фотографиях, знает название частей тела, головы, предметов обихода. Ученик узнает табличку со своим именем из ряда других именных табличек.

 Цель: развитие коммуникативных умений учащегося, представлений о соответствующих обстановке способах взаимодействия со сверстниками.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. развитие представлений о ближайшем социальном окружении учащегося на материале знакомства с темой «Мои школьные друзья»;
  2. активизация пассивного словаря;
  3. развитие представлений о совместных видах деятельности учащихся в центре.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание умения внимательно слушать педагога, правильно выполнять речевую инструкцию;
  2. воспитание умения следовать общепринятым правилам общения (жесты приветствия, прощания, благодарности);
  3. воспитание умения соблюдения очередности в игре.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. формирование адекватного эмоционального отношения к педагогу, сверстникам, логопедическим занятиям;
  2. обучение использованию специальных невербальных средств коммуникации (фотографических и пиктографических календарей) по теме «Мои школьные друзья»;
  3. закрепление и расширение практического использования жестов: «покажи», «дай», «попроси», «привет», «пока»;
  4. развитие подражательной способности (речи, движениям);
  5. обучение глобальному чтению (таблички-подписи с именами учеников, с названием занятия, подписи к действиям: учиться, играть, есть);
  6. развитие мелкой моторики рук, формирование умения проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии по заданию учителя;
  7. развитие зрительно-моторной координации;
  8. дифференциация рото-носового выдоха.

Оборудование: колокольчик, свеча, спички, ароматическое масло «Абрикос», фотографический календарь по теме «моя семья»: фотографии мамы, бабушки, сестры, Дениса, общая фотография;  фотографический календарь по теме «мои школьные друзья»: индивидуальные фотографии учеников, общая фотография класса, фотография урока, обеда, игры, фотография психолога; подписи-таблички: Денис, мама, бабушка, сестра, Маша, Рита, Боба, Денис, Женя, логопед, учиться, играть, есть; пиктограммы: «учиться», «есть», «играть», цифры от 1 до 5, конструктор, мяч, мягкая игрушка Бим, волшебный мешочек, картинки для артикуляционной гимнастики, лист формата А3, мелки, иллюстрации положительных и отрицательных эмоций.

Речевой материал: занятие, друзья, Денис, Маша, Рита, Женя, Боба, Бим,  Алла, логопед, школа, класс, игровая, столовая, мяч, привет, пока, попроси, покажи, раз, два, три, четыре, пять, один, много, вместе, вверх, вниз, право, лево, учиться, есть, играть.

Ход занятия

  1. Организационный момент (закрепление алгоритма приветствия, начала урока, создание положительного эмоционального настроя).
  1. Игра «Звонок на урок»

Инструкция: Звенит звонок, начинается урок.

  1. Игра «Подуй на свечу»

Инструкция: Денис, задуй свечу. Поднимается дымок, начинается урок.

  1. Приветствие.

Инструкция: Денис пришел на занятие? Покажи, где ты сидишь? (указательный жест на себя «Денис здесь») Где твоя фотография? (указательный жест на фотографию) Где написано имя «Денис»? (указательный жест на табличку-подпись с именем). Денис пришел заниматься к Алле. Алла – логопед. Здравствуй, Денис (жест приветствия).

  1. Повторение пройденного материала
  1. Пальчиковая гимнастика.
  1. Упражнение «Ах, как вкусно» (дифференциация рото-носового выдоха).

Инструкция: Денис, понюхай маслице (вдох носом). Пахнет абрикосом. Хочешь, я помажу тебе ладошки? Потрем, понюхаем их (вдох носом). Ах, как вкусно (выдох через рот).

  1. Пальчиковые игры (развитие мелкой моторики рук и пальцев, создание положительного эмоционального настроя, развитие подражательной способности, подготовка к освоению нового материала).

Упражнение 1. «Кошка»

Исходное положение: Сжимать и разжимать пальцы рук одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Речевое сопровождение: Кулачок, ладошка

                                   Я иду как кошка.

Упражнение 2. «Апельсин»

Инструкция: Сопровождать проговариваемые строчки, определенными движениями пальцев рук.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один

(сжимать и разжимать пальцы обеих рук в кулачки)

Это долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

(по очереди загибать пальцы, начиная с большого)

А для волка – кожура.

(сжимают пальцы обеих рук в кулаки).

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!

(резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки).

Упражнение 3. «Замок».

Инструкция: Сопровождать проговариваемые строчки, определенными движениями пальцев рук.

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто открыть бы его смог?

(пальцы, сплетенные в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(движения сцепленными пальцами от себя к себе).

Потянули

(пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны).

И открыли.

(расцепить пальцы).

Упражнение 4. «Флажок»

Исходное положение. Расположить ладони перед собой.

Инструкция: одновременно опускать и понимать ладони, сопровождая движения стихами.

Я в руках флажок держу

И ребятам всем машу!

  1.  «Интересный альбом» (закрепление жестов «покажи», навыков глобального чтения, повторение пройденного учебного материала).

Инструкция: Денис, открой альбом (картинка-фото членов семьи). Покажи, где бабушка, где мама, где сестра? (к фото подкладывает таблички с именами родственников). Где фотография Дениса? Вот она. Молодец. Денис живет с мамой, с бабушкой, с сестрой. Денис, мама, бабушка, сестра - это семья.

  1. «Бим - гость урока» (закрепление жестов приветствия, воспитание умения следовать общепринятым правилам общения, повторение пройденного учебного материала).

Инструкция: Это Бим (мягкая игрушка). Денис, поздоровайся (жест приветствия).  

  1. Изучение нового материала (расширение представлений о учениках класса, закрепление навыков использования фотографического и пиктографического календарей, закрепление понимания и выполнения инструкций «покажи», «дай»).
  1. «Волшебная шкатулка».

Инструкция: У Бима есть волшебная шкатулка. Открой (общая фотография детей). Это фотография. Покажи, где ты? Вот. Денис гуляет с друзьями. Сегодня мы говорим про друзей (вешаем фотографию на доску).

  1. «Познакомь Бима с друзьями».

Инструкция: Бим не знает, как зовут друзей (на столе лежат фотографии учеников 7 класса и карточки с соответствующими именами, выкладываем по 2 фотографии: мальчик и девочка). Покажи, где Боба? Вот он. Дай мне фотографию Бобы. Где Женя? Вот она. Дай мне фотографию Жени и т.д. (к фото подкладываем таблички с именами). Давай посчитаем, сколько учеников в классе. Денис – раз, Маша – два, Боба – три, Женя – четыре, Рита – пять (соотнесение фотографий с числовыми табличками). В классе пять учеников.

  1. Физкультурная минутка

Упражнение №1. «Пять малышей»

Инструкция: Сопровождать проговариваемые строчки, определенными движениями пальцев рук.

Один малыш качается в саду,

(указательный палец правой руки выпрямлен и направлен вверх, остальные сжаты в кулак).

Два малыша купаются в пруду,

(теперь выпрямлены два пальцы – указательный и средний).

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(выпрямить еще и безымянный палец)

А в эту дверь стучат еще четыре.

(Выпрямлены все пальцы, кроме большого).

С пятью другими тоже все в порядке:

(раскрыть всю ладонь).

Им весело, они играют в прятки.

(закрыть лицо руками).

Где притаились, ясно и ежу,

(Пальцы обеих рук сжаты в замок. Выпрямить пальцы левой руки и большой палец правой)

Но я глаза зажмурил и вожу:

(Закрыть глаза рукой)

«Один, два, три, четыре, пять…

(по очереди раскрывают пальцы, сжатые в кулак: указательный, средний, безымянный, мизинец, большой)

Ну, берегись: я иду искать!»

(погрозить указательным пальцем).

Упражнение №2 «Повтори за мной»

Инструкция: Катя и Вова друзья. Повторяй за ними (артикуляционная гимнастика).

  1. «Один-много».

Инструкция: Пять учеников это много (на одной стороне парты лежат фотографии учеников, на другой – одна фотография). Здесь много фотографий, а здесь – одна. Покажи, где один ученик, а где много учеников. Посмотрим, что Денис делает вместе с друзьями в школе.

  1. «На уроке» (выбираем из 2-х фото) (развитие представлений о совместных видах деятельности, закрепление жестов попроси, покажи, дай).

Инструкция: (демонстрация фотографии) Покажи, где Денис? А где Маша? Друзья учатся (фото подкрепляем пиктограммой). Дети учатся в классе.

  1. «Наша столовая»

Инструкция: (демонстрация фотографии) Покажи, где Денис? А где Боба? Дети едят (фото подкрепляем пиктограммой). Друзья едят в столовой. Дети начали есть, говорят «Приятного всем аппетита» (держимся за руки, логопед проговаривает фразу). Дети поели, говорят «Спасибо» (держимся за руки, логопед проговаривает фразу).

  1. «Наша игровая» (выбираем из 2-х фото)

Инструкция: (демонстрация фотографии) Покажи, где Денис? Он лепит. Друзья играют (фото подкрепляется пиктограммой).

Покажи, кто играет в мяч? Денис, где мяч? Посмотри налево (поворачиваем голову в нужную сторону), направо, вверх, вниз. Вот мяч. Подними. Денис, кати Алле мяч. Молодец. Алла катит мяч Денису. Подними мяч вверх, потянись. Молодец.

Покажи, где дети учатся, играют, кушают (Денис выбирает нужную фотографию).

  1. Закрепление материала

«Рисунок друзей» (закрепление полученных представлений в предметно-практических видах деятельности, развитие мелкой моторики рук, формирование умения проводить вертикальные, горизонтальные, наклонные линии по заданию учителя).

Инструкция: Мы говорили про друзей. Денис, нарисуй друзей.

Денис с помощью логопеда обводит изображение человека, составленного из геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат), горизонтальных и вертикальных линий.

  1. Подведение итогов

Итоги: У Дениса есть друзья. Друзей пять. Друзья вместе учатся, играют, кушают.

  1. Упражнение «До свидания, Бим».

Инструкция: Бим уходит домой. Попрощайся с Бимом (жест прощания): «До свидания, Бим».

  1. Оценка деятельности

Денис сегодня занимался хорошо (иллюстрации эмоций).

  1. Прощание

Инструкция: «До свидания Денис. До свидания, Алла».

  1. Звенит звонок и кончается урок. Денис идет на занятие к Паше -психологу (фото).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Конспект логопедического занятия для учащихся 3 класса с умеренной формой умственной отсталости "Верные друзья" в СКОШ VIII вида.

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 3 класса с умеренной формой УО. Направлено на формирование коммуникативной потребности в общении со сверстниками, развитии коммуникативных навыков на ...

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий в условиях школьного логопункта

Пояснительная записка рабочей программы коррекционной работы в условиях школьного логопункта для специального (коррекционного) VII вида 1г класса (диагноз "Общее недоразвитие речи (IIIуровень)". ...

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса "Приключения друзей".

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса по коррекции нарушений формирования устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....