Конспект логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности"
план-конспект по логопедии по теме

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Учебные принадлежности" с учащейся 1 класса коррекционной школы. Приведен пример самоанализа занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_28.02.2012_valya_s._s_samoanalizom.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия

Тема: «Учебные принадлежности»

Ученица 1 класса Валентина С., 11 лет

Учитель-логопед Коречкова А. Г.

Цель: Развитие представлений о школьных принадлежностях и их назначении.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. закрепление названий и назначения учебных принадлежностей, актуализация словаря по теме «Учебные принадлежности»;
  2. уточнение значения, расширение семантики слов в рамках изучаемой лексической темы;
  3. формирование понимания и использования в самостоятельной речи обобщающего слова «учебные принадлежности»;
  4. формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных;
  5. формирование умения образовывать формы множественного числа имен существительных.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. развитие грудо-брюшного типа дыхания;
  2. развитие умения правильного произношения слов сложной слоговой структуры (изолированно);
  3. развитие навыков словообразования относительных прилагательных от имен существительных;
  4. закрепление в самостоятельной речи употребления местоимений «мой, моя»;
  5. развитие умения составлять простые предложения по вопросному плану на основе демонстрации действий;
  6. развитие умения участия в беседе;
  7. развитие кинетической основы движений рук, ловкости и точности движений пальцев рук при выполнении специальных упражнений;
  8. закрепление умения правильно держать карандаш/ручку;
  9. развитие умения рисования горизонтальных линий по двум точкам на нелинованной бумаге.
  1. Воспитательные:
  1. воспитание интереса к учебному предмету, познавательной инициативы учащегося;
  2. воспитание умения внимательно слушать педагога, правильно выполнять речевую инструкцию.

Демонстративный и раздаточный материал: колокольчик, фотография здания школы, сюжетная картинка «1 сентября», портфель ученицы, альбом, набор карандашей, краски, кисточка, книга, заготовка для выполнения графического упражнения «Лесенка», мячик, игрушка «рыбка».

Речевой материал: учебные принадлежности, альбом, альбомы, альбомчик, книга, книги, книжечка, карандаш, карандаши, карандашик, кисточка, кисточки, краски, портфель, школа, ученики, линия, точка, дорожка, красить, рисовать, читать, мой, моя, бумажный, деревянный, ровная, красный, здравствуйте, до свидания.

Ход урока

  1. Организационный момент (закрепление алгоритма приветствия, начала урока, создание положительного эмоционального настроя).
  1. Игра «Звонок на урок».

Инструкция: «Звенит звонок, начинается урок».

  1. Приветствие.

Инструкция: «Кто пришел на занятие? (Валя) Покажи, где ты сидишь? (Валя здесь). К кому ты пришла заниматься (к Алле Геннадьевне). Давай поздороваемся (жест приветствия): «Здравствуйте».

  1. Повторение пройденного материала.

Логопед задает Вале вопросы и показывает соответствующие картинки.

- «Как называется место, где учатся дети?» («школа», фотография школы).

- «Как называют детей, которые учатся в школе?» («ученики», сюжетная картинка «1 сентября»).

- «Что несут ученики за спиной?» («портфели»).

III. Изучение нового материала.

  1. Предъявление нового материала.

а) Беседа (актуализация словаря по лексической теме; формирование понимания обобщающего слова «учебные принадлежности»)

Логопед: «Валя, чей это портфель?». Валя: «Это мой портфель».

Логопед: «Посмотри, какие вещи лежат в твоем портфеле? Назови их». Валя:  «карандаши, альбом, кисточка, краски, книжка».

Логопед: «Валя, как можно назвать эти предметы одним словом? Как называются предметы, которые нужны ученику в школе?». Валя: «Учебные принадлежности».

б) Проговаривание слов сложной слоговой структуры (карандаши, кисточка, принадлежности).

Совместное с логопедом произнесение слов по слогам, сопровождаемое отхлопыванием; самостоятельное произнесение по слогам с отхлопыванием; самостоятельное слитное произнесение слов.

2. Дыхательная гимнастика (развитие грудобрюшного типа дыхания).

Валя находится в положении сидя, кладет игрушку на область диафрагмы.

Инструкция: «Положи игрушку на живот и почувствуй, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение сопровождается рифмовкой: Качаю рыбку на волне,

                                                          То вверх (вдох),

                                                          То вниз (выдох)

                                                          Плывет по мне.

  1. Уточнение представлений о назначении школьных принадлежностей (развитие умения составлять простые предложения по вопросному плану на основе демонстрации действий).

Логопед: «Валя, это чья книга?» Валя: «Это моя книга».

Логопед: «Валя, для чего нужна книга? Книгу что делают?» Валя: «Книгу читают».

Логопед: «Валя, это чья кисточка?» Валя: «Это моя кисточка».

Логопед: «Валя, что делают кисточкой?» Валя: «Кисточкой красят».

Логопед: «Валя, это чей карандаш?». Валя: «Это мой карандаш».

Логопед: «Валя, что делают карандашом?». Валя: «Карандашом рисуют».

Логопед: «Валя, где ты будешь рисовать?». Валя: «Я буду рисовать в альбоме».

Логопед: «Валя, чем еще можно рисовать?». Валя: «Красками».

  1. Выполнение рисунка «Лесенка» (развитие умения рисования горизонтальных линий по двум точкам на нелинованной бумаге).

Инструкция: «Мы сейчас будем рисовать в альбоме лесенку. Посмотри, я нарисовала 2 линии. Проведи по ним пальчиком сверху вниз. На линиях стоят точки. Покажи, где точки? Чтобы получилась лесенка нужно провести «дорожки» между точками.

Какого цвета линии, точки? Каким цветом будем рисовать «дорожки»?

Поставь карандаш на точку. Веди «дорожку» к точке на другой линии. Старайся, чтобы «дорожки» были ровными. Молодец, Валя».

  1. Игра в мяч.

а) «Назови ласково» (формирование умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных).

Инструкция: «А сейчас мы поиграем в мяч. Я бросаю тебе мяч и называю слово. Ты бросаешь мяч мне и называешь это же слово ласково. Вот так: карандаш – карандашик.»

б) «Один – много» (формирование умения образовывать формы множественного числа имен существительных).

Инструкция: «Валя, а теперь я буду бросать мяч и называть один предмет, а ты называй много предметов. Вот так: портфель - портфели».

  1. Игра «Из чего сделано?» (развитие навыков словообразования относительных прилагательных от имен существительных).

Логопед показывает предмет и говорит: «Альбом из бумаги. Какой?». Валя: «Бумажный». Логопед: «Валя, карандаш из дерева. Какой?» Валя: «Деревянный».

  1. Заключительная часть.
  1. Подведение итогов. Беседа.

Логопед: «Валя, о чем мы говорили на занятии? Какие учебные принадлежности ты знаешь?».

  1. Оценка деятельности: «Валя – молодец, занималась хорошо».

  1. Прощание (закрепление алгоритма окончания урока).

а) Игра «Звонок с урока».

Инструкция: «Прозвенел звонок, и закончился урок».

б) Инструкция: «До свидания».

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

Валентина С. (11 лет) – учащаяся 1 класса. Диагностированы спастическая диплегия, системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Валя охотно вступает в контакт со взрослыми (в том числе, незнакомыми) и сверстниками. Основным средством коммуникации является речь, которую ученица использует для выражения собственных желаний и потребностей. Вале доступна фразовая речь. Фраза простая, нераспространенная, отмечаются аграмматизмы. Активное использование в речи слов различных лексических групп (посуда, мебель, одежда, животные и др.) и обобщающих слов затруднено в связи со снижением объема слухоречевой памяти. Помощь логопеда в виде подсказки первого слога называемого слова помогает ученице. Отмечается бедность в использовании предикативной (глаголы и прилагательные) лексики. Понимание значения слов в рамках бытовой тематики сохранно. Наблюдаются трудности различения близких по значению слов (кружка, стакан, чашка). Слоговая структура слова нарушена на уровне двусложных слов с закрытым слогом и стечением согласных, а также слов более сложной слоговой структуры. Отмечается полиморфное нарушение звукопроизношения, что связано с симптоматикой ДЦП и дизартрическими проявлениями. Также нарушен тонус и двигательные возможности мышц кистей рук. Нарушения более выражены в правой руке, вследствие чего Валя активно пользуется (держит ложку, ручку, катит коляску, открывает дверь, выключает свет) левой рукой.

Занятие продолжает блок тем «Школа» программы по логопедии          для 1 класса.

В соответствии с темой занятия мною были определены следующие задачи: образовательные, коррекционно-развивающие; воспитательные.

Для достижения поставленных задач мною использовались следующие приемы и методы:

  1. наглядные (использование натуральных предметов, игрушек; работа с картинным и фотографическим материалом);
  2. практические:

- игровые упражнения (игры с мячом «Назови ласково», «Один – много»; Игра «Из чего сделано»);

- подражательно-исполнительские упражнения (дыхательная гимнастика; выполнение упражнений, способствующих развитию умения правильно произносить слова сложной слоговой структуры; рисование горизонтальных линий по двум точкам на нелинованной бумаге);

  1. словесные (беседа, комментирование действий, составление простых предложений по вопросному плану на основе демонстрации действий).

Занятие проводилось в индивидуальной форме, является комбинированным и включало: организационную часть, этап повторения пройденного материала, этап изучения нового материала, этап подведения итогов.

Структура занятия логически последовательна. Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим. Наиболее удачным считаю этап изучения нового материала. Валя уточнила представления о школьных принадлежностях и их назначении.

Содержание занятия соответствует возрасту, а также особенностям речевого развития ученицы. Демонстративный и речевой материал, подобранный для занятия, был доступен для Вали. На протяжении всего занятия мною использовались приемы организации внимания учащейся (адресное задавание вопросов, смена видов деятельности и др.).

Задачи воспитания осуществлялись через создание дружеской атмосферы занятия, добрых отношений между учителем и ученицей, создание ситуаций достижения успеха. В ходе работы Валя была заинтересована, активна, настроена на работу.

Данное занятие было проведено в соответствии с намеченным планом и достигло поставленных образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Тип и форма проведения занятия себя оправдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Открытое логопедическое занятие: "Школа. Школьные принадлежности".

Открытое логопедическое занятие с учащимися-инофонами 1 класса,имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи.(С использованием ИКТ)...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...