Карточки с заданиями по логопедии. Тема "Лексика"
материал по логопедии

Пискунова Ирина Анатольевна

Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важ­ными задачами словарной работы являются обогащение, уточ­нение и активизация словаря. Основа словарной работы — вве­дение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Необходимо также обогащать речь детей с нарушением интеллекта образными средствами (метафорами, аллегориями, сравнениями). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antonimysinonimy.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное.

Антонимы.

Карточка №1.

Что хорошо, а что плохо. Записать антонимы, как показано в образце:

Хорошо                                            Плохо

                         чистота                                             грязь

ложь – правда, горе – радость, отвага – трусость, сила – слабость, вражда – дружба, здоровье – болезнь, вежливость – грубость, ненависть – любовь, веселье – грусть.

Карточка №2.

Списать. Подчеркнуть в каждом предложении слова – антонимы.

Книга в счастье украшает, а в несчастье помогает.

В молодости не научишься работать, а в старости останешься  с пустыми руками.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Пока молод – не страшен ни жар, ни холод.

Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить.

Карточка №3.

Подобрать к данным существительным антонимы.

Свет, тьма, веселье, грязь, шум, холод, мир, ложь, безделье.

Слова для справок: война, жара, работа, скука, чистота, тишина, правда.

Карточка №4.

Подобрать к данным существительным антонимы.

Свет-тьма, веселье, грязь, шум, холод, мир, ложь, безделье.

Слова для справок: война, жара, работа, скука, чистота, тишина, правда.

Карточка №5.

Подобрать к данным существительным антонимы.

Прилёт – отлёт, приход, выезд, радость, спуск, ссора, плач, болезнь, тишина, верх, враг, начало.

Слова для справок: шум, въезд, здоровье, конец, подъём, мир, смех, уход, горе, низ, друг.

Карточка №6.

Подобрать к данным существительным антонимы.

Горе – радость, здоровье, ненависть, правда, трусость, веселье, сила.

Слова для справок: ложь, болезнь, грусть, любовь, храбрость, слабость.

Карточка №7.

Прочитать.  Выписать выделенные существительные и подобрать к ним антонимы.

Не бросай друга в несчастье.

Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. 

Молодость и здоровье ценятся только тогда, когда они уходят.

Замирает лето, и с его уходом сиротеет речка, холодеют воды.

В речке сонной и пустой дрожат от холода осины.

Карточка №8.

Подобрать к выделенным словам антонимы, дописав предложение.

Надо делать людям не зло, а …………

Мы уважаем в людях………, и презираем трусость.

Худой мир лучше доброй ……….

Русская пословица говорит: « Утро ………..мудренее».

Спуск с горы оказался не легче………

Осенью дни становятся короче, ……… длиннее.

Человек от безделья болеет, а от ………. Здоровеет.

Мир строит, а ……….. – разрушает.

Карточка №9.

По образцу вписать в таблицу:

Смех

п

л

а

ч

Тьма

Правда

Приход

Радость

Зима

день

Слова для записи в таблицу: ночь, ложь, вход, лето, свет, горе.

Карточка №10.

По образцу вписать в таблицу:

начало

к

о

н

е

ц

въезд

зло

чистота

мир

подъём

тепло

осень

Слова для записи в таблицу: холод, весна, грязь, спуск, выезд, добро, война.

Имя существительное.

Синонимы.

Карточка №1.

Подобрать к данным существительным близкие по значению слова с шипящими на конце.

Неправда, друг, доктор, родник, сила, слабость, поддержка.

Слова для справок: помощь, немощь, мощь, ключ, врач, товарищ, ложь.

Карточка №3.

Списать предложения парами. Найти и подчеркнуть в предложениях каждой пары существительные синонимы.

Только рассвело, а хозяйка уже отправилась на базар. В городе построили новый рынок.

Из-за рощи показался всадник.   Навстречу  нам стремительно мчался наездник.

На малютку – сына нежно мать глядела.  Спи, младенец мой прекрасный, баюшки – баю.

Великая радость – работа в полях, у станка, за столом.   Нынче всякий труд почетен, где какой ни есть.

Будет буря, мы поспорим и поборемся с ней.  Чёрной непроницаемой стеной идёт тайфун.

Карточка №4.

По образцу вписать в таблицу:

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для записи в таблицу: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг.

Карточка №5.

По образцу вписать в таблицу:

Шум

г

р

о

х

о

т

Суть

Вьюга

Грусть

Врач

Забор

Армия

взор

Слова для записи в таблицу: ограда, взгляд, печаль, засуха, метель, доктор, войско.

        

Имя существительное.

Многозначность.

Карточка №1.

Прочитать, объяснить значение слова «перемена», употребляемого автором в конце стиха.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не смог?

Если он, то несомненно,

С ним большая пе-ре-ме-на!!!

Карточка №2.

Прочитать стихотворение. Выписать выделенное слово.

В каком значении оно употреблено.

Составить предложение, в котором слово «зайчик» употребляется в другом значении.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Карточка №3.

Отгадать загадку.

Составить предложение со словосочетаниями.

Они обычно для шитья;                                        иголки для шитья

У ежа их видел я;                                                  сосновые иголки

Бывают на сосне, на елке                                     шить иголкой

А называются ……..

Имя существительное.

Образные сравнения.

Карточка №1.

Списать. Вставить вместо точек подходящие по смыслу слова.

Горячий, как ……….

Лёгкий, как…………

Чёрный, как ………..

Острая, как…………

Красный, как……….

Тяжелый, как……….

Слова для справок: рак, камень, пух, игла, уголь.

Карточка №2.

Списать. Вставить вместо точек подходящие по смыслу слова.

Дрова, как……….сухие.

Глаза, как……….. голубые.

Лицо, как ……….белое.

Лекарство, как…….. горькое.

Земляника, как……..сладкая.

Слова для справок: полынь, порох, небо, полотно, сахар.

Имя прилагательное.

Антонимы.

Карточка №1.

Что хорошо, а что плохо. Записать антонимы, как показано в образце:

Хорошо                                            Плохо

                         Правдивый                                       Лживый

Трусливый, смелый, вежливый, грубый, трудолюбивый, ленивый, грязный, чистый, голодный, щедрый, жадный, грустный, весёлый, больной, здоровый, умный, глупый.

Карточка №2.

Списать. Подчеркнуть в каждом предложении прилагательные – антонимы.

Старый год, спокойной ночи, с добрым утром, Новый год!

Младший брат кричит: « Ура! Молодец, сестра, Наташа, наша старшая сестра!»

Я весёлый, молодой, я хочу ходить с короткой, а не с длинной бородой.

Песни пели до зари маленькие зяблики и большие снегири, красные, как яблоки.

Карточка №3.

Записать антонимы парами.

Например: добрый – злой.

Добрый, тесный, тихий, злой, круглый, мелкий, громкий, просторный, гладкий, задний, правый, шероховатый, передний, левый, скучный, жаркий, весёлый, спокойный, беспокойный, морозный, ранний, поздний, большой, чистый, трусливый, маленький, грязный, смелый.

Карточка №4.

Подобрать к данным прилагательным антонимы.

Молодой - ……….

Трусливый -……..

Грустный- ……….

Высокий - ……….

Горячий - ………..

Поздний - ……….

Тупой - ………….

Сырой -………….

Слова для справок: мокрый, старый, острый, храбрый, низкий, весёлый, холодный, ранний.

Карточка №5.

Подобрать к данным прилагательным антонимы.

Слабый - ……….

Грязный -……..

Ночной - ……….

Сухой - ……….

Неповоротливый - ………..

Старательный  - ……….

Ближний  - ………….

Храбрый -………….

Слова для справок: трусливый, сильный, дневной, мокрый, чистый, дальний, ленивый, шустрый.

Карточка №6.

По образцу вписать в таблицу:

Старый

н

о

в

ы

й

Широкий

Чёрный

Варёный

Голодный

Слова для записи в таблицу: сытый, узкий, белый, сырой,

Карточка №7

По образцу вписать в таблицу:

Близкий

д

а

л

ё

к

и

й

Весенний

Ночной

Простой

Низкий

Слова для записи в таблицу: высокий, осенний, сложный, дневной.

Имя прилагательное.

Синонимы.

Карточка №1.

Списать предложения парами.  Найти и подчеркнуть в каждом втором предложении синонимы выделенным словам.

Вся страна весенним утром, как огромный сад, стоит.               В центре города выстроили громадный универсам.

Что, дремучий лес, призадумался?                                      Грибники зашли в густой, глухой лес.

 Жил на свете рыцарь бедный, молчаливый и простой. Хороший человек Ермолаев, да уж больно бесхитростный.

Карточка №2.

Вписать в таблицу прилагательные синонимичные данным.

Сырой

м

о

к

р

ы

й

Преданный

Тучный

Противный  

Небогатый

Слова для записи в таблицу: полный, бедный, гадкий, верный.

Карточка №3.

Вписать в таблицу прилагательные синонимичные данным.

Громадный

б

о

л

л

ш

о

й

Отважный  

Мгновенный

Звучный  

Жирный  

Слова для записи в таблицу: толстый, краткий, звонкий, храбрый.

Имя прилагательное.

Многозначность.

Карточка №1.

Прочитать отрывки из стихотворений. Сравнить в них значение слова золотой.

На опушке лесной собралась детвора,

И овеяна ветром, и солнцем согрета:

Наступила опять золотая пора,

Золотая пора пионерского лета.

Золотая клетка на сучке висит

В этой клетке птица, точно жар горит.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу

Смело я топчу ногой

Весеннюю леса красу.

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят

- Золотые руки растят.

Карточка №2.

Составь предложения со словосочетаниями: золотая брошь, золотая осень, золотые руки.

Карточка №3.

Выписать сочетания, в которых прилагательные употреблены в прямом значении в один столбик, а в переносном в другой.

Золотое кольцо, золотой характер, чёрные мысли, чёрный цвет, тяжёлый груз, тяжёлый характер, чистая совесть, чистая комната, стальные нервы, стальное перо, тёплая батарея, тёплая беседа, волчий аппетит, волчья стая.

Имя прилагательное.

Образные сравнения.

Карточка №1.

Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

Арбуз, как сахар,…………

Лекарство, как полынь, ……………

Сок, как клюква, …………………..

Вода в море, как соль, ……………….

Слова для справок: солёная, кислый, сладкий, горькое.

Карточка №2.

Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные.

Глаза, как небо,………………….

Лицо, как кумач,…………………..

Ночное небо, как сажа, …………….

Лицо, как мел, ……………………….

Слова для справок: белое, чёрное, голубые, красное.

Карточка №3.

Вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Солнце, как мяч,………………………

Нож, как бритва, ………………………

Снег, словно пух, ……………………..

Руки, как лёд, ………………………….

Шоссе, как стрела, …………………….

Трава, как изумруд, ……………………

Слова для справок: лёгкий, зелёная, круглое, прямое, острое, холодные.

Глагол.

Антонимы.

Карточка №1.

Что хорошо, а что плохо. Записать антонимы, как показано в образце:

Хорошо                                            Плохо

                         Трудиться                                       Лениться

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.

Карточка №2.

Списать. Подчеркнуть в каждом предложении глаголы – антонимы.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ничего не ответила рыбка.

Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало. Солнце село за горою.

Вдали погас последний луч заката. В одном окошке зажёгся огонёк.

Карточка №3.

Прочитать предложения. Найти антонимы к выделенным глаголам. Записать антонимы парами.

Например: взобрался - спустился

Ваня взобрался на высокое дерево и решил пересидеть суматоху, а потом спокойно спуститься вниз и уйти своей дорогой.

Большие и маленькие воронки так близко находились одна от другой, что между ними невозможно было найти ровного места. Всё время приходилось опускаться вниз и подниматься наверх.

Алексей поднял глаза. Поднял и тут же опустил – таким страшным показалось то, что открылось перед ним.

Превозмогая вяжущую усталость, он полз и полз. Падал и поднимался и снова полз.

Карточка №4.

Выписать выделенные глаголы, рядом написать глаголы-антонимы.

Дедушка, найди мне беленький грибок.

От вороны карапуз убежал, заохав.

Не слыхивал старик, чтобы рыбка говорила.

С лесенки ответил Вова: «Мама-лётчик, что ж такого?»

Посылки и письма привозит сюда зимою упряжка собачья.

Заря прощается с землёй.

На пустынном полустанке мы выходим на перрон.

Карточка №5.

Подобрать к данным глаголам антонимы

Потерять - ……….

Упасть -…………

Встречать -……….

Помнить - ………..

Смеяться - ……….

Привязать - ……….

Прийти -…………

Слова для справок: уйти, найти, отвязать, подняться, плакать, провожать, забыть.

Карточка № 6.

Образовать при помощи приставок От-, Раз-, У-, Вы –глаголы, антонимичные данным.

Например: завинтить – развинтить.

Завязать. Закрутить. Забинтовать. Приносить. Вносить. Приходить. Входить. Прибежать. Закопать.

   

Глагол.

Синонимы.

Карточка №1.

Списать предложения. Подчеркнуть в каждом предложении глаголы-синонимы.

Затужили старик со старухой, загоревали.

Иван лежит в избушке – не спится ему, не дремлется.

Смотрит – под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит.

Едем мы с поганым чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать.

Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом.

Карточка №2.

Вписать в таблицу глаголы синонимичные данным.

мчаться

н

е

с

т

и

с

ь

торопиться

смеркаться

любить

охранять

Слова для записи в таблицу: стеречь, спешить, обожать, темнеть.

Карточка №3.

Вписать в таблицу глаголы синонимичные данным.

сражаться

б

о

р

о

т

ь

с

я

бояться

печалиться

сиять

побывать

Слова для записи в таблицу: посетить, пугаться, блестеть, скорбеть

Карточка №4.

Списать предложения. Вставить подходящие по смыслу глаголы.

Ласточка…… над гнездом. Над цветами…. бабочки. Земля … вокруг солнца.  ……  шар голубой. (вертеться, вращаться, крутиться, виться)

Сестра….. своё новое платье. Пограничники …. наши границы. Сторож …. колхозное добро. Собака…. дом. ( охранять, беречь, сторожить)

Туристы любят….. по лесам и  полям. Нечего без дела…. из угла в угол. (бродить, слоняться)

Солдат …… приказу командира. Мальчик … старших. Прикованный к постели, Николай Островский не ….. болезни (покориться, подчиниться, послушаться)

Карточка №5.

Выписать синонимы парами

Искриться - ……….

Нестись -…………

Воевать -……….

Страшиться - ………..

Беспокоиться - ……….

Взлететь - ……….

Засмотреться -…………

Слова для справок: сверкать, заглядеться, мчаться, вспорхнуть, сражаться, волноваться, бояться.

Карточка №6.

Подобрать к данным глаголам синонимы. Составить с ними предложения.

Устать, ликовать, влезть.

Слова для справок: радоваться, взобраться (подняться), утомиться.

Глагол.

Многозначность.

Карточка №1.

Выписать предложения, в которых выделенные глаголы употреблены в переносном значении.

Затем и фиалка проснулась от сна. Девочка проснулась и заплакала.

Бегун тяжело дышал. Уж небо осенью дышало.

Мороз узоры пишет на окне. Ученик пишет сочинение.

Мама часто улыбается. И стоит себе лес, улыбается.

Карточка №2.

Списать стихотворение, подчеркнуть глаголы, употребленные в переносном значении.

Солнышко запело на  холодной воле.

Поле засопело – пробудилось поле.

Ветерок очнулся, заморгал спросонок.,

Тополь отряхнулся шумно, как телёнок.

Море почему-то всё ещё зевает…

Вот какое утро в Латвии бывает.

                                            (М. Гриезане).

Карточка №3.

Составить предложения с данными словосочетаниями.

Потерять здоровье. Потерять вечер.

Расшатать дисциплину. Расшатать зуб.

Войти в комнату. Войти в доверие.

Поднять карандаш. Поднять тревогу.

Завоевать страну. Завоевать доверие.

Потерять тетрадь. Потерять время.

Потерять слух. Потерять надежду.

Карточка №4.

Прочитать стихотворение. Объяснить значение глагола ставить в выделенных словосочетаниях.

     Пять рабочих ставят дом,

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь –

С головой в неё уйдешь).

Ставит счётчики монтёр,

Ставит фильмы режиссёр.

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтоб ты увидеть мог!)

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи не плачь!»

Если кончится рассказ,

Ставить точку в самый.

                               (Г. Демыкина).

Карточка №5.

Прочитать предложения. Объяснить, что означают выделенные словосочетания.

На колхозных полях кипит работа. В самоваре кипит вода.

Из открытого окна тихо лилась песня. Из водопроводного крана  медленно лилась вода.

Отец бросил укоризненный взгляд на сына. Ребёнок бросил на пол игрушку.

Дежурный несёт ответственность за порядок в классе. Носильщик несёт чемодан в камеру хранения.

Время идёт быстро. Этот цвет тебе идёт.

Глагол.

Образные сравнения.

Карточка №1.

Вставить вместо точек глаголы в неопределенной форме.

……, как черепаха.

……, как на пожар.

……, как сорока.

……, как соловей.

……, как волки.

……, как рыба.

……, как змея.

……, как пчела.

Слова для справок: жужжать, ползти, трещать, бежать, петь, шипеть, выть, молчать.

Карточка №2.

Вставить вместо точек подходящие по смыслу глаголы в настоящем или прошедшем времени.

Листья….. на землю, как осенний дождь.

Заяц от страха….., как осиновый лист.

……, как убитый.

Ученик….., словно воды в рот набрал.

Школьник…. урок, как свои пять пальцев.

Девочка…. книгу, как зеницу ока.

Осенние листья… в воздухе, словно бабочки.

Мальчик…. Неспокойно, словно на иголках.

Исчез бесследно, как сквозь землю…., Андрей.

Внезапно, как из-под земли….., Николай.

Слова для справок: падать, спать, выучить, дрожать, беречь, молчать, знать, кружиться, сидеть, провалиться, появиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тестовые задания по логопедии

Проверка знаний, умений и навыков по коррекции и предупреждению дисграфии....

Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя-логопеда.

Советы родителям, как правильно организовать занятия по заданию учителя-логопеда....

практические задания от логопеда

Представлены практические задания, для развития устной речи...

практические задания от логопеда

Представлены практические задания, для развития устной речи...

Задания по логопедии для 2 классов на 6-10 апреля

Задания на время карантина (06.04.2020-10.04.2020)...

Задания по логопедии для 4 класса на 6-10 апреля

Задания  на время карантина 06.04.2020-10.04.2020...

Задания по логопедии (надомное обучение)

Задания по логопедии (надомное обучение)...