Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида
методическая разработка по логопедии по теме

Колычева Ирина Алексеевна

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .
Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

     Речь — процесс общения людей посредством языка. Язык — система средств общения, возникшая в ходе исторического развития человеческого общества.   Язык является также носителем накопленных людьми знаний. В языке закреплены научные и культурные достижения человечества. Язык и речь — специфические формы отражения действительности.

     Речь каждого человека индивидуальна, своеобразна, и в ней проявляются особенности мыслительной деятельности, характера, темперамента и других сторон психики.

      Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь — это основное средство формирования мысли и форма ее выражения.

     Наряду с игрой, учением, трудом,  речевое общение является важнейшим видом деятельности. В общении происходит обмен мыслями, выражение чувств, воздействие па поведение ребенка. Среди различных проявлений аномального развития психики умственно отсталых детей особое место занимают отклонения в речи.

     В общей системе подготовки учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельной жизни большое место занимают уроки математики. Осваивая математический материал, учащиеся будут развивать свои способности, в том числе речь, мышление и т.д., что в дальнейшем поможет им применять полученные знания в практической деятельности, поможет овладеть профессией, облегчит процесс вхождения в социальную среду.    

      Нужно отметить, что обучение основам математики – очень сложная задача, т.к. у данного контингента детей имеется ряд проблем в обучении.

      Учащимся специальной (коррекционной) школы присуще системное недоразвитие речи, что сказывается и на процессе обучения математике.

      Раскрывая содержание новых вопросов, обсуждая с учениками

приёмы вычислений, способы решения арифметических задач,

геометрических построений, учитель широко пользуется математическими терминами, специфическими словосочетаниями, синтаксическими конструкциями, которые на других уроках и в обычной жизни редко употребляются. Используемые на уроках математики обороты речи, как правило, отличаются строго заданным порядком и сочетанием слов, отсутствием лишних, дополнительных, поясняющих основную мысль указаний, как это мы можем видеть, например, в текстах арифметических задач. Для учащихся специальной (коррекционной) школы система математических рассуждений является непривычной. Математические высказывания относятся к объектам отвлечённым, символическим, и, так как они опираются на обобщённый опыт, умственно отсталые дети испытывают значительные трудности и в понимании обращённой речи, и в формулировании собственных высказываний.

      Вследствие этого умственно отсталые учащиеся нуждаются в постоянном внимании учителя, его помощи.

      В связи с этим требуется проведение работы по подбору методов и приёмов для решения этой проблемы.

     Цель: Изучение особенностей развития речи  умственно отсталых школьников на уроках математики.

    Задача:

Подобрать рекомендации для олигофренопедагогов для  развития речи у умственно отсталых учащихся  на уроках математики.

  Практическая значимость

  Подобранные рекомендации окажут помощь олигофренопедагогам в развитии  речи умственно отсталых учащихся на уроках математики.   

      Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида–максимальное преодоление дефектов развития умственно отсталых школьников, подготовка их к посильному участию в производственном труде и общественной жизни.

    В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллекта. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного

результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими.

     Коррекционная система обучения и воспитания детей в степени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благоприятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

     Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как  и у всех умственно отсталых, проявляется в первую очередь нарушениями мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем не менее, дети с неосложненной умственной отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью.

     Выраженных нарушений поведения у детей с неосложненной умственной отсталостью обычно не наблюдается.

    При адекватном воспитании дети с легким интеллектуальным

дефектом без особого труда осваивают правильные формы поведения и в некоторой степени могут контролировать свои поступки.

     Общее недоразвитие личности характерно для всех детей с общим психическим недоразвитием.

     Таким образом, при неосложненных формах умственной отсталости педагогический прогноз зависит главным образом от степени, структуры дефекта и компенсаторных возможностей ребенка.

     Осложненные формы характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребенка и успешность его обучения.

     Исправление недостатков развития у учащихся вспомогательных школ происходит медленно и неравномерно – поэтому учителю обычно бывает трудно заметить сдвиги в развитии мыслительных процессов у учащихся, в формировании волевых и других качествах личности. Он хорошо знает, как каждый ученик усвоил тот или иной учебный материал, но этого недостаточно для характеристики уровня его продвижения в развитии.

     Одним из показателей успешности коррекционной работы может служить уровень самостоятельности учащихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий.

     Из психологических исследований известно, что самостоятельность школьников зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

    Обобщенные учебные и трудовые умения формируются на основе конкретных

умений по каждому учебному предмету и путем систематической

целенаправленной работы с применением специфических для каждого предмета

методических приемов.

     Коррекции подлежат не только недостатки психофизического развития, общие для всех умственно отсталых школьников, но и недостатки, характерные для тех или иных учеников (индивидуальная коррекция). Индивидуальная коррекция обусловлена тем, что основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и, кроме основного, есть сопутствующие дефекты разной степени. В обучении это наблюдается в значительных различиях в уровне овладения знаниями, умениями и навыками разными учениками и в неравномерном продвижении их в умственном и физическом развитии.

       Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью     

     У умственно отсталых школьников имеют место недостатки и своеобразие общего речевого развития. В олигофренопсихологии отмечаются недостаточность и своеобразие их собственной речи, трудности в понимании обращённой к ним речи.

     Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике, особенно в обучении решению задач. Нередко учащиеся не решают задачу потому, что не понимают

значения слов, выражений, предметной ситуации задачи, а  также той

математической «нагрузки», которую несут такие слова, как «другой», «второй», «оба», «каждый».  

     Из – за слабости регулирующей  функции  умственно отсталому ученику трудно полностью подчинить своё действие словесному заданию. Например, задание посчитать до заданного числа, несмотря на его правильное восприятие, нередко выполняется стереотипно – ученик считает от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

     У умственно отсталых учащихся, проучившихся некоторое  время в массовой школе, нередко наблюдается отрицательное отношение к учению вообще и к математике как наиболее трудному учебному предмету. В частности это объясняется тем, что темп работы, содержание учебного материала были непосильны учащимся, а методы работы учителя не учитывали особенностей дефектов этих детей.

     При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие

количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последовательность действий при решении примеров.

     Уровень недоразвития речи у большинства детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени их интеллектуального дефекта. У них отсутствуют локальные речевые расстройства, но всегда имеется системное недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством  словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы.

     У умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально

развивающихся сверстников, встречаются различные недостатки речи.

     Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении умственно отсталых детей. Нарушения речи затрудняют общение ребенка с окружающими людьми, вызывают у него отрицательные переживания, осложняют процесс обучения и жизнь в обществе, ведут к речевой замкнутости.

     В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Ученики затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны).

  Нарушение познавательной деятельности и своеобразие личностных качеств умственно отсталых детей отрицательно сказывается и на других функциях

речи:  сигнификативной, обобщающей, регулирующей и контролирующей.

     Обобщающая функция, заключающаяся в том, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов и является носителем существенных признаков, у умственно отсталых детей недоразвита вследствие нарушения обобщения и отвлечения. Учащиеся вспомогательной школы испытывают значительные затруднения в установлении существенных признаков предметов, в отражении общих свойств явлений, в формировании понятий.

     У умственно отсталых учеников наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением. Им трудно поступать согласно словесной инструкции (устной и письменной), планировать деятельность в речи, использовать речь в целях контроля, дать словесный отчет о проделанной работе. Как показал Л. Р. Лурия, нормально развивающиеся дети уже в

дошкольном возрасте используют речь в аналогичных случаях. Все это свидетельствует о недоразвитии у умственно отсталых регулирующей и контролирующей функции речи.

     Недостатки речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлены, с одной стороны, низким уровнем мышления, а с другой — нарушением высшей нервной деятельности. Мышление и речь взаимосвязаны и взаимообусловлены. Речь — форма выражения мысли и средство ее существования. Мышление же по отношению к речи является содержанием. Ценность слова заключается в точности выражения мысли.

Слово представляет собой единство содержания и формы. У умственно отсталых детей страдает и содержание и форма выражения мыслей.

     У умственно отсталого к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.

  Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи. Нарушения моторики ограничивают контакты с окружающим миром, затрудняют накопление

представлений, замедляют расширение опыта и отрицательно влияют пи произносительную сторону речи. Овладение произносительной стороной речи могут затруднять нарушения фонематического слуха и патология артикуляционного аппарата.

     Даже у учащихся старших классов вспомогательной школы беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, но не растет уровень их обобщения, имеют место ассоциативные речевые потоки не связанные с реальной ситуацией, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем.

     Грамматический строй речи учащихся вспомогательной школы недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложения, реже

сложноподчиненные и сложносочиненные. В предложениях нарушена связь между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, редко вводятся определения, обстоятельства, дополнения. Учащиеся старших классов вспомогательной школы успешно овладевают умением строить простые и распространенные предложения.

     Характерной особенностью устной речи умственно отсталых школьников является недоразвитие ее мотивационной стороны.

Они затрудняются вступать в речевое общение по собственной инициативе. Отдельные умственно отсталые школьники не испытывают внутреннего побуждения рассказать о событиях личной жизни учителю или ученикам. Поэтому учитель постоянно стремится активизировать их общение, побудить к рассказу.

     По мере развития умственно отсталого ребенка его устная речь (фонетика, словарный состав, грамматический строй) значительно совершенствуются.

Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической к монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом.

Особенности развития речи учащихся с умственной отсталостью  на уроках математики  

Работа над связной устной речью осуществляется на уроках русского языка, литературы, уроках развития речи.  Но, как и любая коррекционно развивающая задача, развитие устной речи должно присутствовать на всех уроках специальной (коррекционной) школы VIII вида, в том числе и на уроках математики.  Продуктивность реализации этой задачи будет зависеть во многом от условий урока, от методической организации этих занятий и их нацеленности на решение следующих задач:

1. Расширение представлений об изучаемых предметах;

2. Повышение речевой мотивации учащихся на уроках математики;

3. Одновременное развитие всех сторон устной речи;

4. Организация связного высказывания.

     Содержание уроков математики, их целевая установка определяет выбор

методов. Среди них можно выделить методы наглядные и практические, цель которых - всестороннее ознакомление детей с материалом: они наблюдают, ощупывают, вырезают, выполняют задания и т.д.

     Вместе с тем, учитывая, что сама по себе наглядная и практическая деятельность умственно отсталых детей ещё недостаточна для того, чтобы определённая информация была воспринята ими, а тем более усвоена. Учитель широко пользуется словом, чтобы направить внимание детей на рассматривание объектов, на их сравнение, на организацию деятельности; он активизирует высказывания учащихся, постоянно добиваясь соответствия их речи и деятельности.

     Участие максимального количества анализаторов, сочетание деятельности и слова делают чувственный опыт более полноценным. Создаётся та предметно – понятийная основа, на базе которой уточняется и расширяется словарь, формируется связная речь.

     Речь, обращённая к ученику, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, объяснение, вопросы, задания) является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.

              Методические рекомендации олигофренопедагогам

1. Сходные по смыслу выражения, слова, плохо различаемые умственно отсталыми учащимися следует сопоставлять. Это удобнее делать тогда, когда они предъявляются в письменном виде, когда они записаны, н-р на разных половинках одного листа тетради.

2.  Если учителя будет удовлетворять то, что ученики просто правильно называют ответ, н-р, на задачу и не будет требовать с детей распространённых ответов, то учащиеся научатся лишь механически узнавать разнообразные формулировки и воспринимать их, как указания на выполнение действия сложения или вычитания, но настоящего осознания заданий не произойдёт и в речи учащихся, они не закрепятся. Если обращать внимание на речь в ходе урока, то на первых порах это несколько замедлит темп работы. Но постепенно включение в речь умственно отсталых школьников различных вариантов

формулировок, подлежащих усвоению, расширит речевые возможности школьников и перестанет оказывать влияние на темп работы во время устного счёта.

3. Для осуществления индивидуальной коррекции необходимо выявление

затруднений, испытываемых учениками в обучении различным предметам и установление причин этих затруднений. На основе этого разрабатываются меры индивидуальной коррекции.

   Общая и индивидуальная коррекция осуществляется практически на одном и том же учебном материале и почти в одно и то же время. Общая коррекционная работа проводится обычно фронтально, индивидуальная коррекция – с отдельными учениками или с небольшой группой. В классе может быть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. При фронтальной работе целесообразно проводить индивидуальную коррекцию попеременно, фиксируя внимание или дополнительно работая то с одним, то с другим учеником.

4. Известно, что если ребёнок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков, том числе и речевых у умственно отсталых школьников требует не только больших усилий, длительно времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность ребёнка, развивают его произвольное внимание, память. В игре ребёнок с УО незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счёте, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Дидактические игры, созданные специально в обучающих целях, способствуют и общему развитию ребёнка с УО, расширению его кругозора, обогащению словаря, развитию речи, учат использовать математические знания в изменённых условиях, в новой ситуации. Всё это свидетельствует о большом корригирующем значении

дидактических игр. (см приложение).

5. Как уже было сказано, перед олигофренопедагогом стоит задача развития речи. От учеников требуется полные ответы, подробные объяснения.    

  Хорошим фундаментом для развития речи на уроках математики является обобщающий урок.

   Уроки, на которых систематизируются и углубляются знания по определённой теме, имеют чрезвычайно важную цель: научить детей пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной деятельности. На обобщающем уроке следует создавать условия, предоставляющие возможность учащимся рассуждать, приходить к определённым выводам и умозаключениям, решать познавательные задачи. Только в этом случае полученные знания послужат дальнейшему умственному и, конечно же, речевому развитию. Нужно сказать, что особое внимание на этих уроках надо уделять внимание проведению бесед по вопросам. Формулировки вопросов следует продумывать очень тщательно и строить таким образом, чтобы заинтересовать самых пассивных учащихся. Необходимо чередовать трудные и лёгкие вопросы, что вовлечёт в работу наиболее подготовленных учеников и всех заставит быть внимательными. Важно с самого начала обучения приучать детей обосновывать свой ответ (попросить доказать или объяснить, почему ученик  так думает).

 Важным моментом в развитии речи учащихся на уроках математики является приучение детей к точности в употреблении слов. В этом случае учитель предлагает ученикам подобрать подходящее слово, наиболее точно выражающее свойство или действие предмета.  В этом случае нужно отметить, что нельзя разрешать ученикам на уроках математики  употреблять неграмотно составленные фразы, незаконченные предложения. Если формулируя мысль, умственно отсталый школьник испытывает затруднения, ему следует оказать помощь, предлагая дополнительный вопрос, содержащий необходимые для ответа слова или сочетания. Можно дать для обдумывания ответа (для составления фразы, припоминания), в крайнем случае – предоставить ему возможность повторить сказанное другим школьником. Таким образом, систематическая работа над оформлением высказываний, требование

доказательности ответов позволяет  достичь значительных результатов в

развитии устной речи учащихся на уроках математики.

6. Из психологической литературы известно, что предлагаемый вниманию олигофренов объект быстро перестаёт их интересовать, поскольку их ориентировочная  деятельность  кратковременна. Помочь учащимся сосредоточить внимание помогут  различные действия с этим предметом. В процессе предметной деятельности легче возникают  мотивы для осуществления высказывания.

7. Интерес детей к овладению речью, их желание говорить, в большей мере зависит от учителя: он поддерживается умением педагога проведения урока, позволять свободно высказываться детям с умственной отсталостью, не подавлять их речевую активность, а наоборот активизировать речь. Любую, даже не очень удачную попытку ученика выразить свою мысль необходимо поддерживать и тактично  помочь исправить неточность.

8. Работа должна вестись на протяжении всего урока с обязательным

подведением  итогов.

  Заключение

  Для успешного обучения умственно отсталых учащихся учитель должен хорошо  знать состав учащихся, их особенности, определить их потенциальные возможности, для того, чтобы наметить пути включения их в фронтальную работу класса. Создание условий для повышения речевой мотивации – одно из важнейших условий развития речи учащихся на уроках математики.

 Работа над развитием речи на уроках математики поможет получить математические представления  умственно отсталыми  учащимися, развив при этом их связную речь.

Список литературы

Создание комфортных условий на уроках математики в специальных школах.// Богдан В.В. Дефектология, 1997, №3.

2. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение,1995.- 527с

4. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей. М., АПН РСФСР, 1960.

5.  Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – НПО, Образование, 1995.

6.  Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1991, №5.

7.  Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К. Грюневальд. – СПб.,1994.

8.  Лалаева Р. И.  Нарушения  устной  речи  и  система  их  коррекции  у

       умственно отсталых школьников. – Ленинград, 1988. – 70 с.

9. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т.    М.: Педагогика, 1983 - 320 с. T.I.

10. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред.Б.П. Пузанова – М.: Академия, 2003. - 35с.

12. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1984.

13. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф -  М.: Педагогика, 1972.

14. Развитие речи учащихся на уроках математики во вспомогательной школе. Эк В.В. // Дефектология, 1986, №6.

15. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника- М., 1979

16. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с

различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 –

17. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе.  – М.:  АСТ, Астрель, 2004.

18. Шапарь  В, Тимченко А и др. Рабочая книга практического психолога. – М.: Торсинг, 2005, 281с.

19.  Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005.

20. Эльконин Д.Б. Психология игры – М, 1978.

Приложение

Игры на развитие речи на уроках математики

  Данные упражнения помогут развить не только речь умственно отсталых школьников, но и корригировать такие психические процессы как память, мышление, внимание, которые также нуждаются в развитии.

1.Упражнение на  развитие распределение внимания.

Если ребёнок владеет обратным счётом ( 10, 9, 8 и т.д.), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять  вслед за вами простые физические упражнения: повороты, приседания (но не более 2-3 раз). Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

Ребёнку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

Попросите назвать фигуры, которые знает ребёнок, подскажите ему название тех фигур, которые он ещё не знает.

 На следующем занятии попросит его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовёте (круг, квадрат, прямоугольник, четырёхугольник, овал).

Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй  фигуры».

Ребёнку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их.

Методика «Запомни слова»

Цель: оценить смысловую память.

Данную методику можно использовать для развития памяти, логического мышления, речи.

Прочитайте ребёнку фразы, такие например:

Осенью идут дожди.

Дети любят играть.

36

В саду растут яблони и груши.

В небе летит самолёт.

Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребёнка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы ( а умственно отсталому ребёнку это конечно же не удастся), прочитайте ещё несколько раз.

Упражнение на запоминание цифр, букв, слов.

Покажите рёбёнку цифровой ряд, написанный на карточке, и попросите его повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр может повторить ребёнок.

6      2

2      8    3

3      7    1    4

6      3    9    1   5

8     1    4     9   2   6

Игра на развитие памяти «Я положил в мешок…»

Цель: развитие памяти, а также данная игра может помочь в развитии речи при запоминании условий задач на уроках математики.

Учитель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Один из детей повторяет сказанное и добавляет что – нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий игрок повторяет всю фразу и добавляет что – тог от себя. И так далее. Можно использовать условие задачи. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

 Всем известно, что развивая мелкую моторику, мы развиваем и речь. На уроках математики во время проведения физминуток можно использовать пальчиковую гимнастику, которая поможет не только развить речь ребёнка, но и снять

37

эмоциональное напряжение, и как уже было сказано выше, развить мелкую моторику (кисти рук станут более подвижными  и гибкими, что позволит школьникам успешно овладеть навыками письма.

Методика «Цифровая таблица»

2

10

8

13

3

7

5

15

19

12

11

16

1

17

20

4

14

18

9

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК развивать логическое мышление на уроках математики в специальной ( коррекционной) школе VIII вида?

Развитие логического мышления умственно отсталых детей является необходимым условием их успешного обучения и развития. Переход к понятийному,  отвлеченному мышлению...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Урок развития речи и сенсорных процессов во 2 специальном (коррекционном) классе 8 вида. Сезонные изменения в природе. Февраль - месяц метелей и вьюг.

Цель урока: Уточнение и систематизация знаний о зимних явлениях, обеспечение положительной мотивации обучения, развитие сенсорного опыта....

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Урок начался с проблемного задания, в ходе которого учащиесясами определили тему урока, посвящённого изучению лиственных и хвойных деревьев  и  отработке навыков устной речи. К уроку п...