рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по логопедии (4 класс) на тему

Науменко Татьяна Игоревна

рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  (V вида) №2   Адмиралтейского района

Рассмотрено на МО                                                                                                                                                      Утверждаю

Логопедов                                                                                                                                                                  Директор школы-интерната №2

Протокол №       от___________                                                                                                                             ____________________Черных М. Г.

Председатель МО____________                                                                                                                              «____»__________________2012 г.

Рабочая программа

подгрупповых логопедических занятий

Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс

Количество часов  в неделю – 7 часов        

                     

Учитель-логопед_______Науменко Т. И.___________

Составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Коррекционное учреждение V вида создано для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

На I ступени общего образования обеспечиваются: коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. Обучающиеся, воспитанники приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять свои высказывания.

У обучающихся, воспитанников наблюдаются трудности в обучении, связанные с отставанием в речевом развитии, имеются значительные отклонения в грамматическом оформлении речи, которые выражаются не только в нарушении правильности речи, передаче смыслового содержания в соответствии с системными закономерностями языка и современными языковыми нормами, но и в примитивности используемых языковых средств, в ограниченности структур, оформляющих высказывание. Школьники не владеют в нужной степени системными отношениями языка, теми лексическими и грамматическими обобщениями, которые лежат в основе нормальной речевой деятельности. Это создаёт трудности не только в сфере общения, но и в познавательной деятельности, в обучении, связанном с использованием программного содержания.

Главная задача подгрупповых логопедических занятий в четвертом классе – коррекция дисграфии.

Начиная с четвертого класса, материал значительно усложняется. В письменных работах учащихся обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа. Поэтому основными направлениями индивидуальной работы могут быть следующими:

  1. закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений артикуляционного аппарата, характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, над дикцией, словесным логическим ударением;
  2. постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата;
  3. преодоление недостатков речи и письма;
  4. преодоление аграмматизмов;

Индивидуально – групповые занятия по исправлению дислексии проводятся с учётом следующих положений:

  1. читательские умения формируются в единстве с речевыми умениями;
  2. умение читать видится широко – как умение владеть техникой чтения, умение воспринимать (понимать) тексты и произведения разных жанров;
  3. развивать гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.

Основной целью логопедических занятий является преодоление индивидуальных речевых трудностей, препятствующих успешному усвоению учебного материала (нарушения слоговой структуры, ограниченности словарного запаса, трудностей в грамматическом оформлении высказывания, недостатков в чтении, самостоятельной письменной речи)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников - Издательство «Владос», Москва, 1995г.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов – Издательство «Просвещение», Москва, 1991г.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (дидактический материал по коррекции письменной речи). Выпуск 1 – Издательство «Книголюб», Москва, 2008г
  4. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
  5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической  дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
  7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии – Издательство «ГНОМ и Д», Москва, 2010г
  8. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР - Издательство «Учитель», Воронеж, 2003г
  9. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения - Издательство «КАРО», Санкт-Петербург, 2005г
  10.  Козырева Л.М. Тетради для логопедических занятий (шесть штук) – Академия развития: Академия Холдинг, Ярославль, 2003г
  11.  Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. Исправление нарушений письменной речи 1-4 классы – Издательство «ВАКО», Москва, 2008г
  12.  Рудченко Л.И. Коррекционно – развивающие занятия по чтению – Издательство «Учитель», Волгоград, 2007г

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Этапы

работы

Содержательные

линии

Кол-во

часов

Грамматические  и лексические темы, используемые на занятиях

Коррекционно-развивающие

задачи




I. Диагностический этап.

  1. обследование устной речи;
  2. обследование чтения;
  3. исследование неречевых процессов;
  4. уточнение и расширение объёма зрительной памяти;
  5. исследование зрительно-моторных координаций;
  6. различение речевых и неречевых звуков;
  7. знакомство с артикуляционным аппаратом;
  8. постановка речевого дыхания;
  9. артикуляционные упражнения (статические и динамические);
  10. заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

4-5

  1. обследование речи проводится с применением методики Т.А. Фотековой;
  2. исследование развития мыслительной деятельности;
  3. исследование сукцессивных функций;

  1. развитие психологической базы речи;
  2. развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
  3. развитие зрительно-моторных координаций;
  4. развитие слуховых дифференцировок;
  5. развитие фонематического восприятия;
  6. развитие ориентировки в пространстве
  7. выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного артикуляционного движения к другому.

II. Коррекционный этап

  1. уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане;
  2. формирование простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  3. работа над слогозвукобуквенным анализом слова;
  4. работа над формированием слоговой структуры слова;
  5. развитие слуховых дифференцировок (дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста);
  6. работа над развитием словообразовательных процессов;
  7. работа над формированием грамматического строя речи;
  8. работа по развитию номинативной функции речи;
  9. работа над активизацией и обогащением словарного запаса речи;
  10. формирование навыков связной речи;

60-89

  1. основные цвета;
  2. времена года (дни недели, месяцы) и их последовательность;
  3. домашние и дикие животные, их детёныши, птицы, насекомые;
  4. слова – предметы, признаки, действия;
  5. правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН; заглавной буквы, предложения, раздельное написание предлогов;
  6. понятия: гласные и согласные звуки; ударение; звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, рассказ;
  7. согласование и управление различных частей речи;
  8. составление предложений, рассказов по картинкам;
  1. развивать слуховое внимание, память, восприятие, образное мышление на основе заданий и упражнений в анализе, синтезе, запоминании, узнавании;
  2. развитие фонематических процессов;
  3. формирование приёмов самоконтроля;
  4. добиваться правильного произношения звуков; следить за введением в речь поставленных звуков;
  5. научить правильно произносить новые слова;
  6. учить последовательно усваивать речевые правила;
  7. выработка орфоэпических навыков;
  8. развивать речевую активность учащихся;


III. Оценочный этап

Обследование устной и письменной речи.

Обследование чтения и связной речи.

3-5

Обследование речи проводится с применением методики Т.А. Фотековой

Исследовать состояние устной  речи на конец учебного года.

Количественный и качественный анализ ошибок.

Подведение итогов работы за год

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ      ЧАСОВ

Всего часов:  234 ч. (7 часов в неделю)

I четверть -      62 ч.

II четверть -     48 ч.

III четверть -    72 ч.

IV четверть -    52 ч.

Распределение часов по группам:


№ группы


I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Всего часов


1

(ПН, ЧТ)


18 ч.


14 ч.


20 ч.


15 ч.


67 ч.


2

(ВТ, СР)


18 ч.


14 ч.


22ч.


14 ч


68 ч.


3

(ВТ, СР, ПТ)


26 ч.


20 ч.


30 ч.


23 ч.


99ч.

Итого:

62 ч.

48 ч.

72 ч.

52 ч.

234 ч.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов,

месяц

Содержательные линии, темы

Задачи

Лексические темы

Развитие неречевых

процессов

 I четверть (18 ч)

Диагностический этап (4ч.)

1

2

Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)


2

2

Обследование сформированности грамматического строя речи; навыков языкового анализа и чтения; связной речи

Коррекционный этап (60 ч.)

3

1

Что мы знаем о звуках и буквах? (повторение)

Дифференцировать понятия: звук и буква, гласные и согласные звуки; развивать фонематические представления

 «Человек: я, моя семья»

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4

2

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить  символы и «опоры» для обозначения звуков на письме

 «Человек: я, моя семья»;

«Осенняя ярмарка»

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

5

1

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Учить сравнивать и различать гласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза

«Осенняя ярмарка»

Развитие слухового внимания и памяти.

6

1

окт

Дифференциация гласных а-я

Учить дифференцировать гласные а-я в словах, в предложениях;

Учить соотносить звук с символами и буквами;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

«Хлеб – всему голова»

Развивать зрительное и слуховое внимание

7

1

Дифференциация гласных у-ю

Учить дифференцировать гласные у-ю в словах, в предложениях;

Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения, навыки словообразования и словоизменения

«Хлеб – всему голова»

Развитие слухового внимания, логического мышления

8

1

Дифференциация гласных о-ё

Учить дифференцировать гласные о-ё  в словах, в предложениях;

Закрепление умений согласования прил. с сущ. в роде и числе;

Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения

«Одежда»

Развитие логического мышления (отгадывание загадок)

9

1

Дифференциация гласных и-ы

Учить дифференцировать гласные и-ы  в словах, в предложениях;

Обогащать словарь и тренировать в словообразовании сущ. при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

«Одежда»

Развитие слухового внимания, логического мышления

10

2

Мягкий знак

Учить дифференцировать мягкий  знак в функции смягчения и разделения.

«Обувь»

Развитие слухового внимания, логического мышления

11

2

Звонкие и глухие согласные

Учить соотносить согласные звуки с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

«Головные уборы»

Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

12

2

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить  символы и «опоры» для обозначения звуков на письме

«Ягоды и грибы»

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

II четверть (14 ч.)

13

2

нояб

Звуки Б – БЬ, П - ПЬ

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.  Работа со словами-паронимами.

«Домашние животные»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

14

2

Звуки В - В', Ф - Ф'

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами.

«Мебель»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза

15

2

Звуки Д - Д', Т — Т'

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Поздняя осень»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

16

2

дек

Звуки 3 — 3', С - С'

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа   со   словами-паронимами.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Развитие фонематического восприятия, слуха,  внимания, анализа и синтеза.

17

2

Звуки Ж - Ш

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Зимующие птицы»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

18

2

Лабиализованные

гласные. Звуки О — У

Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков.

«Домашние птицы»

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

19

2

Лабиализованные

гласные. Буквы Ё —

Ю

Соотнесение букв с символами.

«Новый год»

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений.

III четверть (20 ч.)

20

2

янв

Дифференциация сонорных. Звуки Р -Р'-Л-Л'

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.  

«Животные холодных и жарких стран»;

«Зимние забавы»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

21

2

Звуки Л - Л' - Й

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Зимние забавы»;

«Санкт-Петербург – любимый город!»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

22

2

Дифференциация

свистящих  и  шипящих звуков

Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

«Санкт-Петербург – любимый город!»;

«Дикие животные»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

23

1

Звуки С - С', Ш

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Дикие животные»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

24

2

фев

Звуки 3 - 3', Ж

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Игрушки. Русская народная игрушка»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

25

2

Звуки С - С, Ц

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Транспорт»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

26

2

Звуки  ТС — Ц  

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

«День защитника Отечества»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

27

1

Звуки Ч - Щ

Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами»   для   обозначения   на письме.

«Зима, обобщение»

Развитие фонематического анализа и синтеза.

28

2

март

Звуки Ч — ТЬ

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«8 Марта. Женские профессии»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

29

2

Звуки Ч — Ш

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме.

«Перелётные птицы весну принесли»

Развитие слуховых дифференцировок.

30

2

Дифференциация звонких и глухих согласных

Развитие навыка дифференциации согласных звуков по принципу звонкий-глухой

«Посуда»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

IV четверть (12 ч.)

31

2

апр

Звуки Ч — Ц

Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами.

«Продукты питания»

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. Актуализация словарного запаса, развитие навыка осмысленного письма на различные темы, умения устно и письменно излагать свои мысли.

32

2

Развитие    связной

речи

Составление текста-описания.

«День космонавтики»

33

2

Развитие    связной

речи

Составление текста-повествования.

«Профессии. Орудия труда»

34

2

Развитие    связной

речи

Составление текста-рассуждения.

«Ткани и другие материалы»

35

2

апр/май

Развитие    связной

речи

Составление изложения.

«9 Мая – День Победы»

36

1

Развитие    связной

речи

Написание мини-сочинения.

«Цветы садовые и луговые»

37

1

Обобщение и закрепление

Составление устных рассказов

«Насекомые»

Оценочный этап ( 3 ч.)

38

1

Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)

39

1

Обследование экспрессивной, импрессивной речи; фонематического восприятия, словообразовательных процессов

40

1

Обследование сформированности грамматического строя речи; навыков языкового анализа и чтения; связной речи

        

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов,

месяц

Содержательные линии, темы

Задачи

Лексические темы

Развитие неречевых процессов

 I четверть (18 ч.)

Диагностический этап ( 4 ч.)

1

1

сент

Обследование экспрессивной и импрессивной речи

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)

2

1

Обследование фонематического восприятия, словообразовательных процессов

3

1

Обследование сформированности грамматического строя речи и навыков языкового анализа

4

1

Обследование связной речи и навыков чтения

Коррекционный этап ( 61 ч.)

5

1

Строение и функции речевого аппарата. Формирование представлений о речевых звуках.

Сравнение неречевых звуков. Строение речевого аппарата. Звуки гласные и согласные (повт.)

«Человек: я, моя семья»

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

  1. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  2. Развитие артикуляционной моторики.

6

1

Гласные – согласные звуки

Закрепить основные характеристики гласных и согласных звуков.

«Человек: я, моя семья»

7

2

Гласные – согласные звуки

Закрепить основные характеристики гласных и согласных звуков.

«Осенняя ярмарка»

8

2

окт

Звуковой (фонематический) анализ слов

Закрепить простые формы звукового анализа: узнавание и вычленение гласного звука на слух; вычленение согласного звука на слух в начальной позиции и после согласного в слове

«Хлеб – всему голова»

9

2

Звуковой (фонематический) анализ слов

«Одежда»

10

2

Сложные формы звукового анализа

Научить определять количество и последовательность звуков в односложных, двусложных и трёхсложных  словах

«Обувь»

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  2. Развитие зрительной памяти и внимания.
  3. Формирование обобщённых понятий о свойствах предметов.

11

2

Работа с текстом стихотворения А. Шибаева «Буква заблудилась»

Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации.  Совершенствовать технику чтения (способ, правильность и выразительность чтения);

«Головные уборы»

12

2

Гласные и согласные звуки.

Звукобуквенный анализ слов

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки. Повторить  символы и «опоры» для обозначения звуков на письме

«Ягоды и грибы»

II четверть (14 ч.)

13

2

нояб

Гласные звуки и буквы

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А

Работа с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове


«Домашние животные»

  1. Развитие пространственных представлений и ориентации.
  2. Развитие представлений о времени.
  3. Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

14

2

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

«Мебель»

15

2

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

«Поздняя осень»

16

2

дек

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э

«Здравствуй, зимушка-зима!»

17

2

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

«Зимующие птицы»

18

2

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И

«Домашние птицы»

19

2

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я

«Новый год»

III четверть (22 ч.)

20

2

янв

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю

Работа с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове

«Животные холодных и жарких стран»

3.Развитие различных видов мышления.

  1. Развитие наглядно-образного мышления  (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-

личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица).

21

2

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е

«Зимние забавы»

22

2

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё

«Санкт-Петербург – любимый город!»

23

2

Согласные звуки и буквы

Звуко-буквенный анализ слов.

 Буквы Р-Л.

Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

«Дикие животные»

24

2

фев

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы М-Н.

«Игрушки. Русская народная игрушка»

25

2

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Б-П

«Транспорт»

26

2

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Г-К.

«День защитника Отечества»

27

2

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы В-Ф

«Зима, обобщение»

28

2

март

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Д-Т

«8 Марта. Женские профессии»

29

2

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы З-С.

«Перелётные птицы весну принесли»

30

2

Звуко-буквенный анализ слов.

Буквы Ж-Ш.

«Посуда»

IV четверть (14 ч.)

31

1

апр

Слог. Слоговой анализ и синтез

Слоги. Слоговой анализ слов (вводное занятие).

Фонематический анализ обратного слога. Дифференциация открытых и закрытых слогов

«Продукты питания»

5. Развитие речи.

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.

Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания

32

1

Слог.

«Продукты питания»

33

1

Слоги. Слоговой анализ двусложных и трёхсложных слов

«День космонавтики»

34

2

Слог. Дифференциация одно,- двух-, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

«День космонавтики»;

«Профессии. Орудия труда»

35

1

Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

«Профессии. Орудия труда»

36

2

Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

Ударение.

Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа  и  синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков

«Ткани и другие материалы»

37

1

май

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная

«9 Мая – День Победы»

38

1

Дифференциация предлогов и приставок.

«Цветы садовые и луговые»

39

1

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

«Насекомые»

Оценочный этап ( 3 ч.)

40

1

Обследование экспрессивной и импрессивной речи

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)


41

1

Обследование фонематического восприятия, словообразовательных процессов

42

1

Обследование сформированности грамматического строя речи и навыков языкового анализа. Обследование связной речи и навыков чтения.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Кол-во часов, месяц

Содержательные линии,

темы

Задачи

Лексические темы

Развитие неречевых процессов

I четверть (26ч.)

Диагностический этап ( 5 ч.)

1

1

Обследование экспрессивной и импрессивной речи

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)


2

1

Обследование фонематических процессов

3

1

Обследование словообразовательных процессов

4

1

Обследование сформированности грамматического строя речи

5

1

Обследование связной речи, чтения

Коррекционный этап ( 89 ч.)

6

1

сент

Пространственные представления

Создать основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (определение схемы собственного тела, направлений в пространстве; уточнение пространственных взаимоотношений; определение линейной последовательности предметного ряда; графическое воспроизведение направлений)

«Человек: я, моя семья»

Развивать внимание, память; умение запоминать 3-4 инструкции и выполнять их в заданной последовательности

Развитие ориентировки в пространстве

7

1

Временные представления

Создать основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов (наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий)

«Человек: я, моя семья»

Развитие  способности к запоминанию и переключению; познавательной активности

8

1

Строение и функции речевого аппарата. Формирование представлений о речевых звуках.

Сравнение неречевых звуков. Строение речевого аппарата. Звуки гласные и согласные (повт.)

«Человек: я, моя семья»

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

9

1

Дифференциация понятий «Звук» и «буква».

Упражнение на различение звука и буквы (характеристика звука – обозначение  голосом, артикуляция и буквы – графическое изображение)

«Осенняя ярмарка»

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

10

1

Работа над совершенствованием техники чтения. «Дружная семья»

Развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно-познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения, умение пересказывать прочитанное

«Осенняя ярмарка»

Развивать внимание, мнестические процессы, логическое мышление

11

1

Образование гласных, выделение гласных звуков.

Упражнение на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; звуковой анализ слов, работа со схемами.

«Осенняя ярмарка»

Расширение объема восприятия

12

1

окт

Образование согласных. Выделение из потока звуков.

Характеристика согласных звуков; упражнение на различение согласных и гласных звуков, на слух и по артикуляции.

«Хлеб – всему голова»

Развитие дифференцированность восприятия

13

1

Дифференциация согласных и гласных звуков и букв.

Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Работа над распознаванием звуков и букв, согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Представление о роли звуков в различении смысла слов.

«Хлеб – всему голова»

Развитие дифференцированность восприятия

14

1

Работа над совершенствованием техники чтения. Н. Сладков «Листопад»

Формировать осознанность чтения вслух и молча;

Развивать гибкость и скорость чтения

«Хлеб – всему голова»

Развитие логического мышления (уметь ориентироваться в причинно – следственных связях статьи)

15

1

Слог. Слоговой состав слова.

Знать, какой звук образует слог. Уметь делить слова на слоги, подсчитывать количество слогов в словах. Переносить слова с одной строчки на другую, находить в тексте трудные орфограммы, объяснять их написание.

«Одежда»

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

16

1

Ударение. Ударный слог.

Закрепить навык определения ударного слога в словах.

«Одежда»

Развитие слухового внимания и памяти.

17

3

Дифференциация гласных первого и второго ряда

Учить сравнивать и различать гласные по твёрдости – мягкости на уровне звука, слога и слова;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза

«Одежда»;

«Обувь»

Развитие слухового внимания и памяти.

18

1

Дифференциация гласных а-я

Учить дифференцировать гласные а-я в словах, в предложениях;

Учить соотносить звук с символами и буквами;

Развивать навыки языкового анализа и синтеза;

«Обувь»

Развивать зрительное и слуховое внимание

19

1

Дифференциация гласных у-ю

Учить дифференцировать гласные у-ю в словах, в предложениях;

Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения, навыки словообразования и словоизменения

«Головные уборы»

Развитие слухового внимания, логического мышления

20

1

Дифференциация гласных о-ё

Учить дифференцировать гласные о-ё  в словах, в предложениях;

Закрепление умений согласования прил. с сущ. в роде и числе;

Развивать языковой анализ и синтез на уровне слова и предложения

«Головные уборы»

Развитие логического мышления (отгадывание загадок)

21

1

Работа над совершенствованием техники чтения. «Царевна-Лягушка». Серия «Природа вокруг нас»

Развивать у детей осознанность чтения вслух и молча научно-познавательной статьи; формировать гибкость и скорость чтения – умение менять темп в зависимости от задачи чтения

«Головные уборы»

Развивать умение ориентироваться в причинно-следственных связях статьи, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы

22

1

Обозначение мягкости согласных  посредством гласных 2-го ряда

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него)

«Ягоды и грибы»

Расширение объема восприятия

23

1

Обозначение мягкости согласных  посредством буквы ь

Уточнить и закрепить знания детей о смягчении согласных при помощи ь;

Устранять нарушения фонематического анализа и синтеза;

Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза

«Ягоды и грибы»

Формирование приёмов самоконтроля

24

1

нояб

Мягкий знак в функции смягчения и разделения

Учить дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и в функции разделения;

«Ягоды и грибы»

Формирование приёмов самоконтроля

II четверть (20 ч.)

25

3

Звуки Б – БЬ, П - ПЬ

Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков

«Домашние животные»

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

26

3

Звуки В - В', Ф - Ф'

«Мебель»

27

3

Звуки Г - Г', К -К', X - X'

«Поздняя осень»

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

28

3

дек

Звуки Д - Д', Т — Т'

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

29

3

Звуки 3 — 3', С - С'

«Зимующие птицы»

30

3

Звуки Ж - Ш

«Домашние птицы»

31

2

Звуки С - С', Ш

«Новый год»

III четверть (30 ч.)

32

2

янв

Звуки 3 - 3', Ж

Работа с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах  (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков



«Животные холодных и жарких стран»

3.Развитие различных видов мышления.





4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-

личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица).



33

3

Звуки С - С, Ц

«Зимние забавы»

34

3

Звуки  ТС — Ц  

«Санкт-Петербург – любимый город!»

35

2

Звуки Ч - Щ.

«Дикие животные»

36

1

фев

Звуки Ч - Щ.

«Дикие животные»

37

3

Звуки Ч — ТЬ

«Игрушки. Русская народная игрушка»

38

3

Звуки Ч — Ш

«Транспорт»

39

3

Звуки Ч — Ц

«День защитника Отечества»

40

2

март

Звуки Р - Р'

«Зима, обобщение»

41

2

Звуки Л-Л'

«8 Марта. Женские профессии»

42

3

Звуки Л - Л' - Й

«Перелетные птицы»

43

3

Звуки Р-Р’ – Л-Л’

«Посуда»

IV четверть (23 ч.)

44

3

апр

Дифференциация всех парных согласных

Учить дифференцировать парные согласные. Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа. 

«Продукты питания»

5. Развитие речи.

  1. Развитие фонематических процессов.
  2. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.

Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания
























45

3

Оглушение звонких согласных в середине слов

Расширить представление об оглушении парных согласных в середине слов – перед глухими согласными; уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

«День космонавтики»

46

3

Оглушение звонких согласных в конце слов

обобщить  знания  учащихся о  написании  согласных  на  конце  слова; способе  проверки  написания  парных  звонких  и  глухих  согласных  на  конце  слова;

«Профессии. Орудия труда»

47

3

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов). Корень слова.

Повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях 
слова;

«Ткани и другие материалы»

48

1

Сложные слова, состоящие из 2-х корней

Отработать умение учащихся образовывать и писать сложные слова, состоящие из двух корней и соединительной гласной о и е, закреплять знания в написании безударных гласных, проверяемых согласных в корне слова;

«9 Мая – День Победы»

49

1

май

 Приставка

Обобщить и закрепить правила написания приставок , учиться находить слова с  приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.

«9 Мая – День Победы»

50

3

Суффикс

Развивать умение правильно определять и графически обозначать суффикс; дифференцировать суффиксы.

«Цветы садовые и луговые»

51

1

Состав слова

Повторить изученные признаки родственных слов; проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа; совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях 
слова;

«Насекомые»

Оценочный этап ( 5 ч.)

53

1

Обследование экспрессивной и импрессивной речи

1. Исследование:

-сенсомоторного уровня речи;

-артикуляционной моторики;

-звукопроизношения;

-грамматического строя речи;

-словаря и навыков словообразования;

-связной речи;

-чтение (способа правильности, выразительности, понимание).

2. Заполнение речевых карт, комплектование групп, составление расписания логопедических  занятий.

Лексические темы (животные и их детёныши, времена года и.т.д.)

Исследование развития мыслительной деятельности


Исследование сукцессивных функций (восприятие, запоминание, воспроизведение)


54

1

Обследование фонематических процессов

55

1

Обследование словообразовательных процессов

56

1

Обследование сформированности грамматического строя речи

57

1

Обследование связной речи, чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....

рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....

рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова....

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по музыке 1-4 класс для коррекционных школ 8 вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», под редакцией...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс общеобразовательной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы VIII вида...