Авторская программа "Учимся красиво и правильно говорить".
рабочая программа по логопедии (1 класс) по теме

Зубцова Тамара Николаевна

Экспертная справка  оценки эффективности содержания программы  внеурочной  логопедической деятельности  по курсу «Учимся красиво  и правильно говорить».

(автор –учитель-логопед Зубцова Т.Н.)

 

Программа  для реализации  внеурочной деятельности учащихся  1-2 классов,  в количестве 68 часов.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются  основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Актуальность данной программы. На основании диагностических фактов  у учащихся  недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения  высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания , в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие  учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Цель данного курса: развитие  и коррекция связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом, развитие фонематического слуха.

Основные задачи курса:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильного лексического и грамматического оформления  речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и  уважение к нравственным нормам.

Программа ориентирована  на коррекцию лексико-грамматических категорий языка, умению учащихся, испытывающих трудности при оформлении своих высказываний, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, т.е. формирование и закрепление  практических речевых умений и навыков.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Заключение:Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС, региональным потребностям, социальным запросам учащихся и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспертная справка  оценки эффективности содержания программы  внеурочной  логопедической деятельности  по курсу «Учимся правильно говорить».

(автор –учитель-логопед Зубцова Т.Н.)

Программа  для реализации  внеурочной деятельности учащихся  1-2 классов,  в количестве 68 часов.

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются  основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Актуальность данной программы. На основании диагностических фактов  у учащихся  недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения  высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания , в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие  учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Цель данного курса: развитие  и коррекция связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом, развитие фонематического слуха.

Основные задачи курса:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильного лексического и грамматического оформления  речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и  уважение к нравственным нормам.

Программа ориентирована  на коррекцию лексико-грамматических категорий языка, умению учащихся, испытывающих трудности при оформлении своих высказываний, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, т.е. формирование и закрепление  практических речевых умений и навыков.
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Заключение:Данная программа полностью соответствует требованиям ФГОС, региональным потребностям, социальным запросам учащихся и их родителей.

Председатель Методического  Совета                                              Зузулинская Л.В.

МКОУ «СОШ№23»                                                                        

Зам.директора по УР,                                                                          Клюева О.Г

учитель истории и обществознания

 высшей категории , отличник РС(Я) ,

 победитель «ПНПО-2009»

Зам.директора по УР,                                                                          Попова Н.Н.                                                            

учитель начальных классов

 высшей категории, отличник РС(Я) ,



Предварительный просмотр:

Рабочая программа к  курсу «Учимся говорить правильно» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования        и обеспечена УМК ( пособие  для логопеда) автор   Н.Г.Андреева  под ред. Р.И.Лалаевой.-М.:Гуманитар,изд.центр ВЛАДОС, 2008.-302с.:ил.-(Коррекционная педагогика).

Пояснительная записка

Программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитываются  основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Актуальность

На основании диагностических фактов  у учащихся  недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения  высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие  учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Цель данного курса: развитие связной речи и обогащение словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

Основные задачи курса:

1.Систематическая работа по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий;
2. формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей;
3. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану;
4.Формирование, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, обогащение словарного запаса младших школьников;
5.Обучение анализу, планированию, построению, композиционному оформлению самостоятельных речевых высказываний;
6. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

7. Осознание учащимися своего места в обществе и их социальная адаптация в окружающем мире.
8.Воспитание и  уважение к нравственным нормам.

Таким образом, основная задача - научить учащихся связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, т.е. формирование и закрепление  практических речевых умений и навыков.

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.

Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю).

Программа

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем.

Предлагаемый материал программы включает в себя основные темы  разделов : « Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».

  Основным принципом  коррекционно –развивающего обучения на первом этапеявляется одновременная  работа  над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия включен материал по развитию фонематических  процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Работа  по формированию связной речи  проводится методом устного опережения, так как  учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять  развернутое связное высказывание о последовательности  выполнения учебного задания. Эта работа подготовит учащегося к свободному учебному высказыванию в классе, научит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (Вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

— целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

— овладение содержанием;

— овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. На занятиях дети составляют рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном плане развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.

Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова, и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей. Начинать работу на лексическом уровне следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия. Предлагаемые занятия позволят учителю количественно и качественно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся, наблюдая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного, неточного употребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.

На втором этапе обучениятак же  включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов. Занятия  формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя  навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развивать  инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять  развернутые  и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями , формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Работа с текстом  позволит сформировать  умение строить связное высказывание. Коллективный анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, сформирует  умение определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделять характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развивать умения передавать содержание текста, объединять  в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия и местоимения. Совершенствовать различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста  по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Работая с деформированным текстом  предупреждается искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.

        Работа на заключительном  этапе: « Письменная  связная речь. Изложение. Сочинение» сформирует  у учащегося необходимые умения для  создания высказывания, и умения, необходимые для восприятия готового текста .При работе над изложением отработаются умения, связанные с восприятием и подачей содержания текста, приработе над сочинением-умения, связанные с созданием  собственных текстов.


        Значительное внимание уделяется развитию всех познавательных процессов, особенно внимания, словесно-логической памяти и мышления.

Описание ценностных ориентиров содержания   учебного предмета.

 Одним из результатов обучения  по программе является решение задач воспитания – осмысление  интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения-понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины-осознание  себя как части мира, в котором людисоединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел  чтобы поступали с тобой; не говори  неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи-понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества-признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

Планируемые результаты.

Освоение программы «Учимся говорить правильно». Направлено на достижения комплекса результатов  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

-учебно-познавательные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ

-ориентации на понимание причин успеха в речевой  деятельности

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности

-заложены основы социально-ценных личностных и  нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение  к делу, инициативность, любознательность,  потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию

- на достижение личностных результатов направлены задания:

1) на высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

2) на анализ характеров и поступков героев;

 3) на формулирование концептуальной информации текста

Младшие школьники получают возможность для формирования:

-устойчивого познавательного интереса к речевой  деятельности

-возможности реализовывать  речевой  потенциал , осуществлять самореализацию и самоопределение личности на социальном уровне

Метапредметные результаты.

Регулятивные

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

-оставлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

-соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные

-извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

-перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и выбирать наиболее удобную для себя  форму.

Составлять простой и сложный план текста.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные

-доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

-учиться критично относиться к собственному мнению.

-понять другие позиции (взгляды, интересы)

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-договариваться с людьми,  согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща

-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Результаты освоения программы по внеурочной деятельности обучающиеся должны уметь:

- формировать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,

- составлять полные предложения;

- объяснение лексического значения слова;

- развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память,  способность к переключению;

- проявлять интерес к явлениям окружающей действительности;

- проявлять интерес к животному миру;

- уметь проявлять заботливое, внимательное, познавательное отношение к природным явлениям;

- уважать труд взрослых;

- воспитание любви к родной стране, гордости за нее, бережного отношения к ней;

- воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищающим Родину

Рабочая программа предполагает использование методических пособий:

1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 1960.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2006. Ч.1.

3. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2007.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2006.

5. Научно-методический журнал «Логопед», № 2 2011г, «Развитие внутреннего плана речи у младших школьников»

6. Лычагина О.В. «Тетрадь для закрепления пройденных лексических тем »..Астрахань , 2009г

Тематическое планирование.

1 класс (68 часов из расчета 2 часа в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата

1четверть

1

Обследование детей

2

2

Обследование детей.

3

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений.

Осень.

2

4

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений.

Осень. Приметы осени.

5

Последовательный пересказ текстов

с ярко выраженной   причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Урожай. Овощи.

2

6

Последовательный пересказ текстов

с ярко выраженной   причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Урожай. Овощи.

7

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего)лица по  графическим (знаковым схемам).

Урожай .Фрукты.

2

8

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего)лица по  графическим (знаковым схемам).

Фрукты.

9

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы , графические схемы.

Грибы.

2

10

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы , графические схемы.

Грибы.

11

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана рассказа.

Ягоды.

2

12

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана рассказа.

Ягоды.

13

Последовательный пересказ  с опорой на серию картинок и последовательность  действий с использованием серии сюжетных картинок , опорных слов- действий.

Домашние животные.

2

14

Последовательный пересказ  с опорой на серию картинок и последовательность  действий с использованием серии сюжетных картинок , опорных слов- действий.

Домашние животные.

15

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Дикие животные.

2

16

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Дикие животные.

17

Краткий пересказ.Составление плана пересказа.

Животные севера.

1

18

Творческий  пересказ по обозначенному  началу рассказа.

Деревья.

1

2 четверть

19

Творческий пересказ  по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Моя семья.

2

20

Творческий пересказ  по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Моя семья.

21

Творческий пересказ  по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

Продукты питания.

2

22

23

Устное сочинение .Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам.

Мебель.

2

24

25

Устное сочинение. Составление  рассказа по вопросам.

Зима.

2

26

27

Устное сочинение .Составление рассказа по вопросам и картинке.

Новогодний праздник.

2

28

Устное сочинение .Составление рассказа по вопросам и картинке.

Новогодний праздник.

29

Устное сочинение.Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

Зимние забавы.

2

30

31

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

2

32

3 четверть

33

Устное сочинение. Составление рассказа  по серии картинок, используя план –вопросы.

Зимние забавы.

2

34

Устное сочинение.Составление рассказа  по серии картинок, используя план–вопросы.

Зимующие птицы

2

35

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам(картинкам)с использованием графических(знаковых) схем, вопросов.

Зимующие птицы.

36

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам(картинкам)с использованием графических(знаковых) схем, вопросов.

Одежда.

2

37

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам)с использованием графических(знаковых) схем, вопросов.

Одежда.

38

Устное сочинение «Осень-весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.

Профессии.

2

39

Устное сочинение «Осень-весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.

Профессии.

40

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

Части тела человека.

2

41

42

Устное сочинение . Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

День защитника Отечества.

2

43

44.

Определение лексического значения слов.

Мамин праздник.

2

45

46.

Определение и толкование лексического  значения слова, употребляемого в контексте.

Транспорт.правила дорожного движения.

2

47

48

Однозначные и многозначные слова.

Весна. 

2

49

4 четверть.

50

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами .

Перелетные птицы весной.

2

51

52

Омонимы.

Школьные принадлежности.

2

53

54

55

Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Космос.

2

56

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

Рыбы.

2

57

58

Нахождение антонимов в тексте.

Животные жарких стран.

2

59

60

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Майские праздники.

2

61

62

63

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

Откуда хлеб пришел.

2

64

Употребление синонимов в речи для неоправданного повторения слов.

1

65

Прямое и переносное значение слова.

1

66

Образные слова и выражения. Загадки.

1

67

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые  слова и выражения

1

68

Пословицы и поговорки.

1

Тематическое планирование.

2 класс

(69 часов из расчета 2 часа в неделю)

Тема урока

Количество часов

Дата

1четверть.

1

Обследование детей

2

06.09

2

Обследование детей.

07.09

Раздел «Предложение»

3-4

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.

2

13.09

14.09

20.09

5-6

Смысловая и интоннационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

2

20.09

21.09

7-8

Составление предложений из слов , данных в правильной грамматической форме.

2

27.09

28.09

9

Составление предложений-полных ответов на вопросы по тексту.

1

04.10

10

Составление предложений-кратких ответов на вопросы по тексту.

1

5.10

11

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

11.10

12

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

1

12.10

13

Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст.

1

18.10

14

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

1

19.10

15

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложносочиненными предложениями.

1

25.10

16

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтаксические упражнения со сложноподчиненными предложениями.

1

26.10

17

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое  оформление предложений с пропущенными словами.

1

1.11

18

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

1

2.11

2 четверть

19

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

1

15.11

20

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование, анализ составленных текстов

1

16.11

Раздел «Текст»

21

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

1

22.11

22

Текст. Основная мысль текста.

1

23.11

23

Текст .Опорные слова.

1

29.11

24

Восстановление  деформированного текста по серии картинок.

1

30.11

25

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

1

6.12

26

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

1

7.12

27-28

Тип текста. Текст-повествование. Схема построения повествовательного текста.

2

13.12

14.12

29-30

Текст –описание. Характерные признаки текста –описания. Схема построения описания.

2

20.12

21.12

31-32

Текст –рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения.

2

27.12

28.12

3 четверть

33

Составление плана текста с обозначенными частями.

1

11.01

34

Деление текста на части. Работа над планом.

1

17.01

35-36

Редактирование текста.

2

18.01

24.01

 Раздел: Письменная  связная речь.Изложение.

37

Изложение повествование на основе зрительного восприятия текста по вопросам к каждому предложению

1

25.01

38

Изложение –повествование на основе зрительного восприятия текста по готовому плану, опорным словам.

1

31.01

39

Редактирование текста  изложения.

1

7.02

40

Изложение-повествование по памяти.

Свободный диктант.

1

8.02

41

Изложение –повествование на основе слухового восприятия текста по обобщенным вопросам, опорным словам.

1

14.02

42

Изложение-описание на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

1

15.02

43

Изложение- описание по памяти.

1

21.02

44

Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

1

22.02

45

Изложение-повествование с элементами описания на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

1

28.02

46

Изложение-повествование с элементами описания по памяти. Свободный диктант.

1

1.03

47

Изложение-повествование с элементами описания на основе слухового восприятия текста по краткому плану, опорным словам.

1

7.03

48

Изложение –рассуждение на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

1

14.03

49

Изложение –рассуждение по памяти. Свободный диктант.

1

15.03

50

Изложение с элементами описания и рассуждения на основе зрительного восприятия текста по плану, опорным словам.

1

21.03

4 четверть

51

Краткое изложение на основе зрительного восприятия текста по плану,  опорным словам.

1

4.04

52

Изложение с творческим заданием на основе слухового восприятия текста по плану, опорным словам.

1

5.04

                 Раздел:  « Письменная связная речь.Сочинение.»

11.04

53

Сочинение –повествование по серии картинок и вопросам.

1

12.04

54

Коллективное сочинение –повествование по серии картинок, опорным словам

1

18.04

55

Коллективное сочинение по сюжетной картинке, плану, опорным словам

1

19.04

56

Анализ и редактирование сочинений.

1

25.04

59-60

Сочинение –описание предмета «Моя любимая игрушка».

2

26.04

3.05

61-62

Сочинение-описание на основе личного опыта по наблюдениям. «Наша собака(кошка)».

2

4.05

10.05

63-64

Сочинение по наблюдениям. «Ранняя весна».

2

11.05

12.05

65

Сочинение по картине Левитана И.И. «Весна.Большая вода».

1

18.05

66-67

Сочинение –рассуждение. «Моё любимое занятие»

2

19.05

25.05

68

Письма.

2

26.05

69

Заключительный урок.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Мы умеем правильно говорить" 1 класс

Стихи, скороговорки, сценки, шутки, подобранные на правильное произношение...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Рабочая программа Кружка «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи) Класс 2

Данная программа позволяет скорректировать фонематическое недоразвитие за счет тщательной проработки смешиваемых звуков и букв изолированных, в составе слогов, слов, предложений. Такая проработка...

Программа Правильно говори 2 класс II отделение III вариант

Программа Правильно говори 2 класс II отделение III вариант...

Рабочая программа "Учимся правильно говорить"

Программа направлена на  работу с детьми, имеющими фонетические нарушения....

кружок по русскому языку «Учусь правильно говорить» (коррекция письменной и устной речи)

В содержании программы  кружка по русскому языку  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Содер...