АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА
статья по логопедии по теме

Хаджинова Екатерина Павловна

 Адаптационные возможности первоклассников с различными типами профилей латеральной организации мозга (ПЛО). Установлено, что в начале учебного года   14-21% детей с  различными типами ПЛО испытывали напряжение механизмов адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e._p._hadzhinova.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЕЙ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА

Хаджинова Е. П., e-mail: eka8809@rambler.ru

ГОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», РФ, г. Белгород

Резюме

Studied adaptable possibilities of first graders with different types of profiles of the lateral organization of a brain (PLO). Established that at the beginning of academic year from 14-21 % of children with the PLO different types tested tension of mechanisms of adaptation. Reactions of the quiet and increased activation, reactivation appeared the main adaptable reactions.

Проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга у детей приобретает в последнее время особую актуальность. Иншакова О.Б. в своих исследованиях отмечает, что незавершенность формирования профиля латеральной организации мозга может приводить к задержке латерализации функций, что нарушает эмоциональное и когнитивное развитие ребенка и может являться основой для возникновения трудностей в школьном обучении, а также для формирования психосоматических и некоторых других нарушений [3].

С позиций общего адаптационного синдрома учебная нагрузка является фактором, активизирующим неспецифический компонент стрессорной реакции [1]. В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственных растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер.

Изучали процессы адаптации у первоклассников, всего в эксперименте участвовали 120 человек. Типы профилей латеральной организации (ПЛО) мозга выделяли в соответствии с классификацией Т.А. Доброхотовой и Н.Н.Брагиной, для чего выявляли ведущие руку, ногу, глаз и ухо [4]. Установили, что 36% детей имели смешанный профиль латеральной организации мозга, 32%  «преимущественные правши», по 16% - «абсолютные правши» и «преимущественные левши». Физическое развитие первоклассников в разных группах оказалось в основном высоким, выше среднего, средним и дисгармоничным, соматическое здоровье – низким и ниже среднего. Наибольшее количество детей с резко дисгармоничным развитием было в группе со смешанным профилем (73%), наименьшее – у «преимущественных левшей» (44%).

На начало года напряжение механизмов адаптации (оцениваемое по P.M. Баевскому) испытывали от 14 до 21% первоклассников с разными типами ПЛО. В группах «преимущественных левшей» и со смешанным профилем количество детей с напряжением механизмов адаптации в течение года практически не менялось. Среди «преимущественных правшей» детей с напряжением механизмов адаптации было меньше всего. К концу года «преимущественных правшей» и «абсолютных правшей» с проблемами в адаптации стало больше.

Анализ адаптационных реакций организма (по соотношению лимфоцитов к сегментоядерным нейтрофилам и полному анализу лейкограммы) показал, что 40-50% детей в группах «абсолютных» и «преимущественных левшей» и детей со смешанным профилем имели реакцию переактивации. В группе «преимущественных правшей» у 42,8% детей диагностировали спокойную активацию, у 42,9% - повышенную активацию, у остальных детей - переактивацию. Как известно, наиболее оптимальной является реакция повышенной адаптации [2], при которой наблюдается высокая функциональная активность организма. Переактивация отражает чрезмерную активность эндокринной, иммунной и ЦНС и может переходить в стресс-реакцию.

Список литературы

1. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.

2. Гаркави Л.Х. Аетивационная терапия. Антистрессорные реакции активации и тренировки и их использование для оздоровления, профилактики и лечения.- Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2006.-225с.

3. Иншакова О. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под. общ. ред. О.Б. Иншаковой – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.

4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. – Спб.: «Детство-Пресс», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

АДАПТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВС РАЗНЫМИ ТИПАМИ ПРОФИЛЯ ЛАТЕРАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

В работе представлены результаты изучения адаптационного потенциала и антистрессорных реакций у дошкольников и первоклассников с разными типами профиля латеральной организации мозга. Установлено, что ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

В статье раскрываются результаты проведенного исследования.Ключевые слова: асимметрия психических функций, структура индивидуального латерального профиля, схема тела....

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...