Проектирование познавательных занятий с младшими школьниками по развитию звуковой культуры речи с использование полимодальных методов обучения
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Галицина Наталья Петровна

В современной образовательной практике личностно-ориентированного образования актуализируется проблема учета индивидуальности каждого ребенка. Ее решение связано с учетом индивидуальных психофизических особенностей, интересов, потребностей детей и подборе на этой основе соответствующего содержания образования. Большое значение в реализации принципа индивидуального подхода имеют те способы, методы, при помощи которых содержание образования транслируется. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozheniezvuki_u_i_e.doc488 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [У]

Этапы

Формируемые представления, умения

Методы

Содержание занятия

1.

Общее понятие о звуке [У]

Аудиально-визуальный

*Сегодня в гости к ним пришел новый звук. И привел он с собой друзей. Посмотрите на картинки и назовите их: утюг, удав, улитка, утка. Какой первый звук во всех этих словах? Выделите голосом первый звук [У] в этих словах (дома) раскрасить картинки.

*Что вы знаете о звуке [У]? Почему его относят к гласным звукам? (При произнесении звука [У] воздух проходит свободно, не встречает препятствия). Каким цветом закрасим кружок в углу? Почему красным цветом? (Звук [У] гласный).

Работа в тетради. Д/з.

               

                   

2.

Артикуляция звука.

Визуально-кинестетический.


*Обратите внимание: звук [У] поет песенку волка: У - у - у. Губы у нас сложены "трубочкой", язык лежит за нижними зубами, воздух выходит спокойно и плавно У  - У - У.


Посмотрите друг на друга (в зеркало).

3.

Звукоподражание

Аудиально-кинестетический.


*Представьте, что вы самолеты. Поставьте руки в стороны, это ваши крылья. Как гудит самолет? (У - У).

Самолеты загудели (громко У - У - У).

Самолеты полетели (громко У - У - У).

На полянку тихо сели (тихо У - У - У).

Да и снова полетели (громко У - У - У).

 (Дети выполняют действия соответствующие тексту).

Подвижная игра "Самолеты" со звукоподражанием.

4.

Определение места звука [У] в слове.

Визуально-кинестетический.

*Посмотрите на картинки справа. В каждом из слов, обозначающих изображенные предметы, есть звук [У]. Давайте определим, какое место в слове занимает этот звук (в начале, в середине, в конце слова). В зависимости от места расположения звука [У], нарисуйте красный кружок в начале, в середине или в конце отрезка.

Работа в тетради.




             

5.

Развитие фонематич. слуха.

Аудиально-кинестетический.

*Встаньте в круг. Я буду произносить разные звуки. Если услышите звук [У], медленно покружитесь, если другие звуки стойте спокойно.

(Произносятся звуки [У], [И], [О], [А], [У], [И], [У], [А]).

6.

Выделение слов с заданным звуком [У].

Визуально-кинестетический.

*Внимательно посмотрите на группу предметов, изображенных ниже.

Подчеркните те рисунки, в названии которых встречается звук [У]. Какое место он занимает в слове?

(Подчеркнутые рисунки дома раскрасить)

Работа в тетради. Д/з.

                     

                 

7.

Звуковой анализ слова. Работа со схемой.

Аудио-визуально-кинестетический.

*Скажите, как мы кричали в лесу, когда заблудились? (АУ!). сколько звуков в этом слове? Какой первый звук? Звук [А] гласный или согласный? Каким цветом закрасим кружок? Второй звук в слове АУ, какой? Звук [У] какой? Каким цветом обозначим кружок в схеме? Передвигая фишку по кружкам, произнесите слово АУ.


*Произнесите слово так, чтобы выделить голосом: второй звук. Первый звук.


*Какой по счету (покажи) звук [У], [А].

8.

Дифференциация звуков [А], [У] на слух.

Аудиально-кинестетический.

*Давайте поиграем в игру. Каждый надевает медальон с  картинкой, название которой начинается со звука [А] или [У]. Буду называть сочетание звуков (ау, аау, ууа и т. п.), а вы, ребята, должны "соединиться", образуя "живые" цепочки звуков.

Игра "Живые звуки".

9.

Дифференциация звуков [А]- [У].

Визуально-кинестетический.

*От слов, звучание которых начинается со звука [А] проведите линии к первому красному кружку (звук [А]), а от слов, начинающихся со звука [У], ко второму кружку (звуку [У]).

Работа в тетради.

Обобщение

*Какой звук к нам приходил в гости?

*Что вы можете сказать о звуке [А]?

*Назовите слова со звуком [А].

Звук [Э]

Этапы

Формируемые представления, умения

Методы

Содержание занятия

1.

Общее понятие о звуке [Э]

Аудиально-визуальный

*Отгадайте загадку:

На всякий зов даю ответ,

А ни души, ни тела нет.   (Эхо).

Какой первый звук в слове эхо?

*Посмотрите на картинку и назовите предметы, которые на ней изображены. Произнесите слова и выделите звук [Э] в начале слова голосом.

Работа в тетради.

2.

Артикуляция звука.

Визуально-кинестетический.

*Обратите внимание: звук [Э] эхаем, дразнит всех: губы - в улыбке, нижняя губа оттянута вниз; кончик языка внизу, слегка горбиком выгибается (образец педагога). Давайте произнесем звук и посмотрим друг на друга (в зеркало).

*А что вы знаете о звуке [Э]? Почему его называют гласным звуком? Закрасьте кружок в квадрате красным цветом.



3.

Определение места звука [Э] в слове.

Визуально-кинестетический.

*Внимательно посмотрите на группу предметов, изображенных ниже. Нам необходимо отгадать место звука [Э] в слове. В соответствие с местом нарисуй крупную точку в начале, в середине или в конце отрезка, помещенного под картинкой.

Работа в тетради.

4.

Визуально-кинестетический.

*(На доске висит карман в виде домика, рядом серия картинок).

Звук [Э] вышел погулять и потерялся. Помогите звуку [Э] попасть в свой домик.

Найдите картинки в словах, которых есть звук [Э] и вставьте их в домик (в карман).

Игра "Найди домик".

 


               




                 




     

5.

"Найди картинку".

*Найдите изображение предметов, в названии которых есть звук [Э]. Раскрасьте их.





6.

Звуковой анализ слова.

Аудиально-визуально-кинестетический.

*Произнесите слово ЛЕС, определите сколько в нем звуков. Рядом с рисунком изображено соответственно 3 клетки - звуковые домики этого слова. Посчитайте фишкой.

*Определим, какой звук первый, для чего голосом его выделим: [Л, ЭС]. Звук [Л, ] гласный или согласный? Согласный, мягкий, изобразим его зеленым кружком. Второй звук, после [Л, ], какой? Что мы знаем о звуке [Э]? Каким цветом мы раскрасим кружок? (Красным).

Третий, последний звук какой? Выделите звук голосом: [Л, ЭССС]. Какой звук [С] и каким цветом раскрасим кружок? (Этот звук согласный, твердый и изобразим его кружком синего цвета). И еще раз прочитайте (произнесите) слово, двигая фишку по кружкам: [Л, ЭС].

7.

Развитие фонематического слуха.

Аудиально-кинестетический.

*Встаньте в круг. Если вы услышите звук [Э], то должны поднять руку вверх и покружиться.

 

8.

*Разделитесь на 2 команды.

Первая команда придумывает слова со звуком [Э] в начале, а вторая - со звуком [Э] в середине слова.

Называть по очереди.

Обобщение

*С каким звуком мы познакомились?

Что вы о нем можете сказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для учащихся начальной школы " Исследование понятия "звук" для развития звуковой культуры речи"

Проектная исследовательская работа позволяет учащимся начальной школы наглядно "увидеть" как образуются звуки, как мы их слышим, на какие группы их можно разделить и использовать полученные знания в с...

Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. ...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовке к обучению грамоте

Дополнительная общеобразовательная программапо развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамотедля группы детей предшкольной подготовкиСрок реализации программы: 2017-2018 учебный год....

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко». Младшая группа (3-4 года) №1.

Конспектобразовательной деятельностипо речевому развитию«Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко».Младшая группа (3-4 года) №1....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...