Конспект индивидуального занятия.
план-конспект урока по логопедии по теме

Калинина Елена Анатольевна

Конспет по автоматизации звука в в словах, состоящих из 2-3 слогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ

Город: Магнитогорск

ОУ: МС(к)ОУ шк.-инт. № 4

Учитель: Калинина Е.А.

Класс: 1

Предмет: логопедия

Тема урока: автоматизация звука [С] в словах, состоящих из 2-3 слогов.

Продолжительность урока: 20 мин.

Цели:

  1. закрепление произношения звука [С] в односложных словах со стечением согласных, в словах из 2-3 слогов;
  2. развитие фонематического анализа и синтеза;
  3. уточнение значения слов ПОЕЗД, ПАРОВОЗ, ВАГОНЫ;
  4. дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.

Оборудование: Презентация «Автоматизация звука [С] в 2-3 сложных словах»,

Ход занятия:

1. Организация начала занятия.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Организация внимания, внутренней готовности к уроку.

-умение организовываться;

Словесный.

Индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организационный момент:

- Здравствуй! Садись удобно. Посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: “У меня все получится”.


– Ответы ребенка.



2. Пальчиковая гимнастика 1 мин.

Цель этапа: развитие мелкой моторики рук.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Неречевые звуки.

- умение отраженно повторять заданную фразу

Словесный, наглядный.

Индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дети складывают пальцы обеих рук.

- Кто приехал?


- Мы! Мы! Мы!



- Мама, мама, это ты?

- Да! Да! Да!

- Папа, папа, это ты?

- Да! Да! Да!

-  Братец, братец, это ты?

- Да! Да! Да!

- Ах, сестричка, это ты?

- Да! Да! Да!

- Все мы вместе, да, да, да!


- (Быстро хлопают кончиками больших пальцев.)

- (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)

- (Хлопают кончиками больших пальцев.)

- (Хлопают кончиками указательных пальцев.)

- (Хлопают кончиками больших пальцев.)

- (Хлопают кончиками средних пальцев.)

- (Хлопают кончиками больших пальцев.)

- (Хлопают кончиками безымянных пальцев.)

- (Хлопают кончиками больших пальцев.)

- (Хлопают кончиками мизинцев.)

- (Хлопают всеми пальцами.)

3. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука [С] 3 мин.

 Цель этапа: развитие артикуляционной моторики.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Упражнения для отработки звука [С].

- выполнять и удерживать артикуляционную позу.

Словесный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 - И для этого мы сделаем гимнастику для губ и языка.

1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, передние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка»: вытягивание губ вперед трубочкой.

3. «Сделать язык широким»: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его.

4. «Загнать мяч в ворота»: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

5. «Наказать непослушный язык»: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.

6. «Почистим зубы»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком из стороны в сторону, снизу вверх.

- Что мы сейчас делали?



Ребенок выполняет упражнения.

















- Гимнастику для губ и языка.

5. Введение в тему занятия, уточнение артикуляции и произношение изолированного звука [С] 2 мин.

Цель этапа: закрепление правильной артикуляции отрабатываемого звука.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Артикуляция звука [С].

- умение рассказать и показать правильную артикуляцию звука [С].

Словесный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сегодня мы закрепим произношение звука [С] в словах. Сначала повторим, в каком положении находятся губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [С].

- В каком положении губы?

- В каком положении зубы?


- Где находится кончик языка?


- Как проходит по язычку воздушная струя и какая она?

- А теперь вспомним, как свистит воздух, когда выходит из насоса?



 


- Растянуты,  как при легкой улыбке.

- Сближены на 1-2 мм., верхние и нижние резцы обнажены.

- Кончик языка широкий, находится за нижними зубами.

- Воздушная струя проходит посередине языка и она прохладная.

- С-с-с (произносит 2-3 раза.)

6. Игра «Поезд» 3 мин.

Цель этапа: закрепление произношения звука [С] в словах, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Правила слогораздела.

- умение делить слова на слоги.

Словесный, наглядный.

Индивидуальная.

Презентация.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 - Сейчас мы поиграем в игру «Поезд». Это волшебный поезд. Он повезет слова-картинки. Поезд поедет только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. В первый вагон должны войти слова-картинки из одного слога, во второй – из двух слогов, в третий – из трех слогов.  Поможем картинкам занять свои места.

-  Назови все картинки.


- Выбери картинки, в названии которых один слог, и помести их в первый вагон.

- А теперь выберите картинки, в названии которых два  слога, и положите их во второй вагон.

- Назовите картинки, которые остались.


- Сколько слогов в этих словах? (3). Положим эту картинку в третий вагон.

- Все слова-картинки заняли свои места. Подъехал паровоз и поезд отправился. На следующей станции поезд остановился, а из первого вагона выпала картинка. Назови её.








- Ребенок называет картинки (сом, собака, совы, сорока, лиса, сумка, нос, капуста.)

- Ребенок называет слова, состоящие из одного слога (сом, нос.)

- Ребенок называет картинки, в названии  которых два слога (сумка, лиса, совы.)

- Ребенок называет оставшиеся картинки (собака, сорока, капуста.)

- Три слога.





- Сом.

7. Фонематический анализ слова 2 мин.

Цель этапа: развитие фонематического анализа и синтеза.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Звуки и буквы.

Выделять звуки в слове и соотносить их с буквами.

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Произнеси слово СОМ по слогам.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый звук?

-Какой слышится после [С]?

- Какой последний звук? Сколько всего звуков?

- Составим это слово из букв разрезной азбуки.

- Сколько букв в этом слове?

- Ребенок произносит слово.

- Один.

- С.

- О.

- М. Три.

- Ребенок составляет слово СОМ из букв разрезной азбуки. Три буквы.

8. Игра «Назови картинки» 2 мин.

Цель этапа: дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Живые и неживые предметы.

Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы по вопросам Кто? и Что?

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

На слайде два ряда картинок. Логопед задает вопросы к картинкам первого ряда: - Это кто?

- Какой вопрос я задавала к этим картинкам?

Логопед задает вопрос к картинкам второго ряда:

- Это что?

- Какой вопрос я задавала к этим картинкам?

- Посмотри на картинки первого и второго ряда. К картинкам первого ряда я задавала вопрос КТО?

- К картинкам второго ряда – вопрос ЧТО?

- Чем же они отличаются?



- Если предметы живые, то какой вопрос мы ставим – кто? или что? Лиса – это кто? или что?

- А если неживые предметы, то мы спрашиваем  кто? или что? Кактус – это кто? или что?


- Снегирь, оса, матрос, лиса.

- Кто.


- Сердце, кактус, самолет, колбаса.

- Что.


- Кто.

- Что.

- Картинки в первом ряду изображают живые предметы, а картинки во втором ряду неживые предметы.

- Кто?

- Кто, потому что это живой предмет.

- Что.

- Что, потому что это неживой предмет.

9. Отгадывание загадок 3 мин.

Цель этапа: развитие логического мышления.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Животные и небесные тела.

- узнавать предмет по описанию.

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Отгадай загадки:

  1. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

- Как мы скажем, собака – это кто? или что?

- Почему?

  1. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

- Как мы скажем, солнце – это кто? или что?

- Почему?





- Собака.

- Кто.

- Собака живая.




- Солнце.

- Что.

- Солнце неживое.

10. Игра «Отбери картинки» 3 мин.

Цель этапа: развитие умения подбирать слова по вопросам Кто? и Что?

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Живые и неживые предметы.

- подбирать картинки в соответствии с вопросом.

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- А теперь мы будем подбирать к картинке «Собака» живые предметы, к картинке «Солнце» - неживые предметы.

- Назови (по картинкам) слова, которые отвечают на вопрос КТО? Положите эти картинки к картинке «Собака».

- Отбери  картинки, названия которых отвечают на вопрос ЧТО? Положите эти картинки  к картинке «Солнце».

Работа с картинками первого ряда:

- Назови картинки, на которых нарисованы животные.

- Назови картинки, на которых нарисованы птицы.

Работа с картинками второго ряда.

- Найди картинки, и назови слова, которые обозначают овощи.




- Свинья, сова, носорог, аист, осел.



- Кастрюля, стул, свекла, капуста.




- Свинья, носорог, осел.


- Сова, аист.


- Капуста, свекла.




11. Подведение итогов 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

- Ответы на вопросы.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Презентация "Признаки весны" к конспекту индивидуального занятия .

Предназначена для развития речи дошкольников с нарушениями слуха....

Конспект индивидуального занятия Дифференциация С-Ш

Занятие по дифференциации звуков C-Ш...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Автоматизация звука Р в словах и фразе"

Занятие по автоматизации звука Р в словах и фразе для ребенка 7 лет с дизартирей....

Конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения в 4 классе II отделения

Данный конспект содержит материал по формированию произношения тема "автоматизация звука С в словах" и развитию слухового восприятия по теме  "Правильное питание". Рекомендован для логопедов и су...

Конспект индивидуального занятия по коррекции аграмматической дисграфии.

Согласование существительных с прилагательными....

Конспект индивидуального занятия Тема занятия: «Представление о времени».

Цель занятия: сформировать представление о времени (час, минута, секунда), познакомить с разными видами часов, сформировать чувство времени, развивать навык определения времени и закрепить умение...


 

Комментарии

Калинина Елена Анатольевна

Автоматизация звука С в словах, состоящих из 2-3 слогов.