Применение информационных технологий на логопункте общеобразовательной школы.
учебно-методический материал (логопедия) по теме

Хилькевич Елена Юрьевна

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hilkevich_elena_yurevna.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хилькевич Елена Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ СОШ №549

Красносельского района Санкт-Петербурга

Применение информационных технологий на логопункте общеобразовательной школы.

Понятие «Информационные технологии (ИТ)» в широком смысле подразумевает способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. К ним относятся создание письменности, изобретение книгопечатания, телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютерные технологии и т.д. Роль информационных технологий, телекоммуникаций и компьютерно-опосредованных технологий деятельности постоянно возрастает в современном обществе.

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, и нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. На страницах специализированных педагогических изданий и сайтов все чаще поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития детей с ОВЗ.

Средствами осуществления современных ИТ являются компьютерные, мультимедиа, телекоммуникационные и другие технологии.

Более узким понятием, входящим в состав понятия информационные технологии, являются компьютерные технологии. Это область высоких технологий, отвечающая за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, преодолеть нарушения высших психических функций, предупредить возникновение вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Использование компьютерных технологий в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс учебного заведения в контексте указанной проблемы являются мультимедийные презентационные технологии. Методика проведения уроков с применением электронных презентаций может быть различной. Например, презентация может быть использована при изучении нового материала и (или только) его закреплении, применении знаний на практике. Презентация может помочь на этапе контроля знаний и умений учащихся, объяснения или проверки домашнего задания. Можно выделить четыре основные цели презентации в процессе обучения детей с ОВЗ:

  1. сообщить информацию;
  2. развлечь;
  3. научить;
  4. сформировать мотивацию.

Роль компьютерных развивающих игр и программ в коррекционном процессе

Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из таких  программ является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л.Р., г. Пермь, 2004). Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Но возможно и применение элементов игровых упражнений на занятиях с младшими школьниками.      Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985). Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться и для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.    В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика».
      Программа позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

• звукопроизношение,
• просодические компоненты устной речи,
• фонематический слух и восприятие,
• лексические и грамматические средства языка,
• коммуникативные навыки,
• артикуляционная моторика,
• обратные речевые кинестезии,
• мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
• слуховое и зрительное восприятие,
• внимание,
• вербальная и зрительная память,
• воля и мотивация,
• словесно-логическое мышление.
Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.
       Реальная опасность работы за компьютером: психическая нагрузка.

Работа за компьютером требует большой сосредоточенности и концентрации внимания. Конечно, степень напряжения зависит от того, чем именно занимается ребенок. Так, например, игры разряда "DOOM" требуют гораздо большей самоотдачи, нежели спокойные логические задачи. Поэтому родителям необходимо помнить хотя бы два основных правила. Первое: ребенок должен каждые десять-пятнадцать минут делать перерыв в работе, независимо от того, чем именно он занимается. Второе: контроль со стороны родителей за содержательной стороной игр и направленностью сайтов, которые ребенок посещает в Интернете.
      К сожалению, ограничить вашего ребенка только развивающими игрушками, скорее всего, не удастся. Не печальтесь, существуют игрушки с космическими кораблями, "бродилки", в которых вы не увидите убийств и крови. А вот от злых, жестоких игр необходимо уберечь ребенка совсем, желательно чтобы он не видел таких игр или максимально отдалить знакомство с ними.        Родители должны понимать, что нельзя просто запустить на компьютере развивающую игру и оставить ребенка с ней наедине, даже если она строго ориентирована на возраст вашего малыша. Компьютер для ребенка не должен являться средством получения новой информации, скорее это средство для закрепления и запоминания ее. Сначала мама и папа рассказывают малышу о чем-то интересном, читают об этом книжку, а уж потом ставят интересную игру.
               Очевидно, что педагоги и родители, использующие в своей работе с детьми компьютерные средства обучения, обязаны заботиться о снижении неблагоприятных воздействий на организм ребенка.
Список использованной литературы

  1. Герасимова В.А. О методах и приемах использования информационных технологий на уроках. /Интернет и образование, Октябрь, Том 2008, № 1/ http://www.openclass.ru/io/1/metody
  2. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://ise.edu.mhost.ru/almanah/
  3. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе./ http://pedsovet.org/forum/topic405.html
  4. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. /http://www.logopunkt.ru/bez.htm
  5. Лизунова Л. Р. Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» / http://www.logopunkt.ru/
  6. К вопросу о безопасности работы на компьютере. /http://www.logopunkt.ru/bez.htm
  7. Компьютер в специальном образовании. / www.logopunkt.ru/viz.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий в начальной школе

Наличие современного оборудования в школе позволяет учителям активно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности. Учитель начальных классов имеет возможность использоват...

Статья "Применение информационных технологий на уроках в начальной школе как средство повышения эффективности урока"

P { margin-bottom: 0.21cm; } P { margin-bottom: 0 В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную.  Такая перемена нелегко переносится многими учащи...

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«Дитя мыслит образами, звуками, красками». Помня слова К.Д. Ушинского, учителю начальной школы всегда приходилось самому делать много наглядности к урокам. Сегодня этот нелёгкий труд заменил монитор к...

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе

Применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Новая грамотность предпо...

«Применения информационных технологий на уроках в начальной школе»

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использо...

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

Особенности преподавания русского языка в начальной школе с применением информационных технологий

В статье обосновывается необходимость применения информационных технологий в процесс обучения младших школьников русскому языку. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференциров...