КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с задержкой речевого развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовыми и учебными умениями и навыками.

        До сих пор практически не решена задача разработки действенных способов профилактики эмоцио-и социопатических состояний у детей с ОНР и другими патологиями речи, прогрессирование которых в настоящее время приобрело массовый характер.

        Для того, чтобы осуществить воспитание проблемного ребёнка в общеобразовательном учреждении компенсирующего вида, необходимо не только и не столько внедрение современных развивающих технологий, скорее необходим учёт особенностей ребёнка и активизация личностного фактора в процессе психического развития ребёнка, использование его потенциальных возможностей. Это что касается индивидуально ориентированного личностного подхода в обучении и воспитании проблемного ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_psihologo.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед школы-интерната № 1 (СПб) Васянович Н.В.

КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ

ШКОЛЬНОЙ ДИЗАДАПТАЦИИ.

        Активизация коммуникативно-речевой сферы ребёнка с задержкой речевого развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовыми и учебными умениями и навыками.

        До сих пор практически не решена задача разработки действенных способов профилактики эмоцио-и социопатических состояний у детей с ОНР и другими патологиями речи, прогрессирование которых в настоящее время приобрело массовый характер.

        Для того, чтобы осуществить воспитание проблемного ребёнка в общеобразовательном учреждении компенсирующего вида, необходимо не только и не столько внедрение современных развивающих технологий, скорее необходим учёт особенностей ребёнка и активизация личностного фактора в процессе психического развития ребёнка, использование его потенциальных возможностей. Это что касается индивидуально ориентированного личностного подхода в обучении и воспитании проблемного ребёнка.

        Что же касается принципов организации обучения и воспитания таких детей, то школе необходимо продумать, как внедрить в работу с такими детьми принципы лечебной педагогики, которые заключаются в следующем:

  1. Индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребенка (необходимо выяснить, аналитический или синтетический тип восприятия и усвоения материала доминирует у ребёнка, если доминирует первый, то существующий метод обучения грамоте адекватен, если второй – нет).
  2. Индивидуализация темпов обучения. Несоответствие времени, отведённого учителем на освоение навыка, индивидуальным возможностям ребёнка не только утяжеляет трудности, но и является причиной переживаний. Контроль автоматизации позволяет выяснить степень усвоения и соблюсти принцип последовательности.
  3. Максимальное использование игровых приёмов.
  4. Комплексность мер в оказании помощи проблемному ребёнку: учитель, воспитатель, родитель, логопед, психолог и необходимым звеном в осуществлении комплексной помощи является медикаментозное лечение, которое назначает невропатолог.
  5. Личность учителя: знающий, любящий, понимающий. Требования к личности учителя, работающего в школе компенсирующего вида, гораздо выше, чем к учителю, работающему в массовой школе.

Если говорить об условиях, способствующих снижению эмоцио-и -социопатических состояний у таких детей, то необходимо предоставить ребёнку возможность быть в каком-то виде деятельности успешным. Учителю, воспитателю, родителю, психологу необходимо выявить круг интересов, способностей, склонностей ребёнка и реализовать его возможности через кружки, секции, факультативы, студии и т.д. Следующим необходимым условием, способствующим снижению дизадаптации, является дисциплинирующее влияние специально созданной микросреды, способствующей преодолению социальной незрелости, влияющей на формирование мотивации. Я говорю о чёткой и грамотной работе детского коллектива, где бы каждый ребёнок нашёл свою ячейку в соответствии со своими желаниями, способностями и возможностями. Наконец, мы должны помнить о том, что перед нами не просто несостоявшийся ученик, перед нами больной ребёнок, а значит пора серьёзно изучать и внедрять в практику работы школы здоровье сохраняющие технологии: сказкотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Итак, подводя промежуточный итог сказанному, отметим, для того, чтобы предупредить или снять психотравмирующие явления дизадаптивного характера, необходимо:

1.Осуществить комплексный медико-психолого-педагогический подход (наличие терапевтических процедур, коррекционная работа, работа по адаптивным программам, учитывающим особенности  ребёнка).

2.Глубокая и всесторонняя диагностика, на основе которой строится дальнейшая коррекционно-развивающая и воспитательная работа.

3.Формирование социально значимых качеств: самоорганизация, самодисциплина, самоконтроль.

4.Создание благоприятной обстановки, щадящего режима.

5.Модификация учебной программы, сокращение объёма за счёт второстепенного материала, привнесение практического, прикладного, социально значимого.

  1. Положительно окрашенный эмоциональный фон урока.
  2. Формирование навыка самостоятельной работы (учить учиться) с использованием справочной литературы, схем, таблиц, конспектов, памяток и т.д.

Если чуть подробнее остановиться на индивидуализации методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребёнка как одной из возможностей коррекционно-адаптивного подхода, то тут необходимо говорить об индивидуальном профиле функциональной ассиметрии мозга ребёнка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  1. доминирование левого полушария (словесно-логический характер познавательного процесса, склонность к абстрагированию и обобщению);
  2. доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение);
  3. отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

В мою задачу не входит подробно раскрывать каждый из типов функциональной организации, скажу только, что функциональная ассиметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.

Общество переоценило роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребёнка. Школьные методики тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Одним из резервов индивидуального подхода является знание особенностей восприятие и переработки информации у мальчиков и у девочек, но это тоже отдельный разговор.

Я хотела бы остановиться ещё на одном параметре индивидуального подхода, а именно на учёте нейролингвистических особенностей детей. Учителю важно излагать материал на доступном детям языке с опорой на ведущее аудиальное, визуальное или кинестетическое запоминание. Для этого необходимо варьировать материал во всех трёх модальностях, чтобы ребёнок, с одной стороны, опирался при восприятии материала на развитую модальность, а, с другой стороны, научился использовать менее развитые модальности в процессе обучения.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

  1. Работая с учеником-визуалистом, используйте слова описательного характера, выделяйте цветом различные пункты или аспекты содержания, используйте схемы, таблицы, наглядные пособия.
  2. Работая с учеником-аудистом, используйте вариации голоса.
  3. Работая с учеником-кинестетиком, используйте жест, прикосновение, учитывайте типичную для них медленную скорость мыслительных процессов. Кинестетики обучаются посредством мыслительной памяти.

В обучении особое внимание следует обратить на процесс памяти. Ученик с аудиальной памятью использует свой мозг в качестве магнитофона, ученик с визуальной памятью способен увидеть слова глазами мозга, ученик с кинестетической памятью способен запоминать через двигательную активность.

К сожалению, в работе с детьми мы мало учитываем все перечисленные особенности и, как следствие, не разрабатываем методик с учётом индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Понятие школьной дезаптации. Уровни и формы школьной дезадаптации.

Описание основных уровней и форм школьной дезедаптации....

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Предупреждение дезадаптации у учащихся пятых классов

Данная статья освещает проблему адаптации пятиклассников в среднем звене и предлагает программу предупреждения дезадаптации  на основе развития произвольной регуляции младших подростков, испытыва...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

quot;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хаббарт. Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовк...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Ведь с приходом в школу ребенок оказывается в новой, для себя, социальной ситуации. Изменяется, е...