Комплексный подход в решении проблемы социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, что наиболее неблагоприятным и на уровне психической, и на уровне социальной адаптации оказался статус слепых подростков. То есть отсутствие зрения в большей степени нежели отсутствие слуха ведёт к грубым изменениям в развитии человека, затрагивая и поведенческую, и когнитивную сферы, и требует, в связи с этим, специфических мер реабилитации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Н.В.Васянович

(учитель-логопед)

Председатель  методического

объединения учителей

корекционно-развивающего

компенсаторно-адаптационного

цикла предметов

Комплексный подход  в решении проблемы

социальной адаптации учащихся школы 3-4 вида.

        

Проблема социокультурной интеграции инвалидов с сенсорными нарушениями является одной из актуальных проблем современного специального образования. Причём надо учесть, исходя из исследований учёных, что наиболее неблагоприятным и на уровне психической, и на уровне социальной адаптации оказался статус слепых подростков. То есть отсутствие зрения в большей степени нежели отсутствие слуха ведёт к грубым изменениям в развитии человека, затрагивая и поведенческую, и когнитивную сферы, и требует, в связи с этим, специфических мер реабилитации.

        Исходя из выше сказанного, в процесс обучения должны быть включены все виды социальной адаптации: социально-бытовая, социально-трудовая, социально-психологическая, социально-педагогическая.

        Значение социально-психологической адаптации трудно переоценить, т.к. известно, что успешность обучения высоко обусловлена системой ценностей и представлений о жизненном пути личности. Учёные (в частности А. Суславичюс) исследуя социальные установки, в том числе установку к себе, у лиц со зрительными нарушениями, определили, что в процессах компенсации и реабилитации важную роль играют такие центральные социальные установки, как установка к социальной компенсации, к труду, к себе (самооценка); при этом было установлено, что самое большое количество значимых корреляций со всеми другими установками имеет установка к себе, и особенно тесная связь этой установки с установкой к социальной компенсации, то есть личность, адекватно оценивающая себя и верящая в свои силы и возможности, более адекватна в социальном отношении. Между тем, А. Суславичус отмечает, что у слепорождённых установка по отношению к себе  очень высока, а у поздноослепших – очень низка. Большинство учёных отмечают, что для лиц с нарушением зрения очень часто характерен «комплекс неполноценности», пассивность, депрессия, снижение самоуважения или, наоборот, проявление неприязни, избегающее поведение и агрессии по отношению к лицам с сохранным зрением. К сожалению,  тому есть не только субъективные причины, но и объективные, т.к. процесс интеграции лиц с сенсорными нарушениями включает в себя не только активное участие самого ребёнка в данном процессе, но и воздействие общества и социальной среды на личность. Поэтому одной из характерных особенностей современного специального образования является интеграционный процесс, при котором субъект интеграции помещается в обычную социальную среду, где он сам активно находит пути адаптации и  определяет своё место; это с одной стороны, а с другой стороны, социальное окружение, сталкиваясь с проблемами лиц с особыми потребностями, формируя в себе черты толерантности, помогает приобрести необходимые навыки адаптации и создаёт оптимальные условия для максимально полноценной интеграции субъекта в современном обществе.

        Все виды социальной адаптации, которые должны быть включены в процесс обучения, предусмотрены в организации реабилитационной работы в школе.

        Что же может предложить специальная школа сегодня для эффективной реализации программы реабилитации лиц с нарушениями зрительного анализатора?

        На наш взгляд, основными направлениями реабилитационной работы в школе должны быть следующие.

         Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов. Здесь необходимо учитывать все существующие возможности, которые можно использовать с этой целью. В настоящее время во многих школах эффективно работает программа «Здоровье». В русле программы введена валеологическая служба, в функции которой входит ведение курса валеологии в школе, диагностика состояния здоровья учащихся, организация работы с медицинскими учреждениями, с которыми необходимо работать в русле программы, приведение в соответствие с гигиеническими требованиями организационные характеристики учебно-воспитательного процесса (учебный план, режим работы, расписание уроков, факультативов и т.д.). К сожалению в настоящее время медицинская служба не является структурной единицей школы, персонал медицинского кабинета подбирается и назначается поликлиникой и давно уже не отвечает жизненно необходимым требованиям современной специальной школы. На наш взгляд медицинская служба должна состоять не только из окулиста, педиатра и двух медицинских сестёр, в неё должны входить невропатолог, психоневролог, физиотерапевт. Поэтому, не довольствуясь только существующей в школе медицинской службой, школа поддерживает очень тесную связь с районным реабилитационным центром, психоневрологическим диспансером, районной психолого-медико-педагогической консультацией. Кроме того, в настоящее время школа много делает для того, чтобы в воспитательный процесс органично вошли и эффективно работали такие здоровьесберегающие технологии, как музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия, игротерапия, трудотерапия и т.д. А учебный процесс в школе построен с учётом требований и принципов лечебной педагогики, которые заключаются в следующем: индивидуализация методов обучения в соответствии с когнитивным стилем ребёнка, индивидуализация темпов обучения, систематический контроль автоматизации навыков, соблюдение принципов последовательности, этапности в освоении материала, максимальное использование игровых моментов в обучении.

        Следующим необходимым звеном реабилитационной работы в школе является продуманная система коррекционно-развивающей компенсаторно-адаптационной помощи учащимся с нарушением зрительного анализатора. В учебную программу школы входят такие предметы как «Пространственная ориентировка», «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), «Адаптивная физкультура», «Коррекция и развитие зрительного восприятия», «Коррекция и развитие познавательной деятельности», «Развитие коммуникативной деятельности». Кроме того, в школе существует психологическая и логопедическая службы. Именно комплекс мер помогает предотвратить появление и развитие вторичных отклонений и сформировать необходимые навыки для успешной адаптации учащихся с глубокими нарушениями зрения к социальной среде.

        Следующим условием эффективной реабилитации  в современной  специальной школе является сформированная Служба сопровождения, внедрение которой в практике процесса образования обеспечивает индивидуализацию процесса обучения, учитывающую готовность к обучению, индивидуально-психологические особенности, состояние здоровья и социальное состояние индивидуума. Способ практического осуществления процесса сопровождения является комплексным. Осуществляет процесс сопровождения специальная служба, объединяющая специалистов разного профиля, задачей которых является объединение усилий не только специалистов сопровождения, но и всех участников образовательного процесса. Основные принципы сопровождения: приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность процесса сопровождения, комплексный подход специалистов к проблеме сопровождения. Основные направления деятельности Службы сопровождения связаны с компенсацией изменений, связанных с нарушением зрительного анализатора, с коррекцией вторичных отклонений, с помощью в выборе образовательного маршрута, с преодолением затруднений в учёбе, в решении социально-эмоциональных и личностных проблем развития ребёнка. Специалистами Службы сопровождения являются педагоги, ведущие специальные предметы, перечисленные выше, кроме того, в состав Службы сопровождения входят психолог, логопед, социальный педагог, администрация; все вместе организуют чёткую работу с педагогами школы.

        Следующее, что необходимо учесть, продумывая систему реабилитационной работы в школе, то, что современная специальная школа нуждается в чётком определении содержания образования  и пересмотра и совершенствования методических подходов. Обучение всегда было и остаётся главным средством передачи подрастающему поколению накопленного общественного опыта. Объём содержания, передаваемого в обучении, увеличивается по мере накопления людьми социального опыта. Но независимо от того, велик или мал этот объём, всегда в таком содержании воплощается представление о том, что должен знать, уметь, какими качествами должен обладать человек. На наш взгляд, научный подход к содержанию образования заключается не в увеличении наукообразности в предметных дисциплинах, а научным обоснованием является прежде всего педагогическое обоснование, которое отвечало бы на вопросы: почему нужно учить именно этому, какие функции выполняет данный предмет в общем образовании, как выстроить этот предмет так, чтобы он приносил максимальную пользу обучающемуся. Может быть, стоит задуматься над тем, есть ли смысл в полном привнесении всего перечня предметов из массового образования  в специальное. Может быть, нашим учёным стоит задуматься над научным обоснованием, адаптируя ту или иную учебную дисциплину с учётом возможностей и потребностей наших детей, а не возлагать ещё и эту заботу на плечи учителей. Может быть, рекомендуя ту или иную специальную дисциплину, наши учёные удосужатся хотя бы приложить к ней проект программы. На сегодняшний день учёные пока занимают позицию критика программы, которую «потом и кровью» пишет рядовой учитель в специальной школе, т.е. написание программы вменяется  в обязанность учителю; по всей видимости  так  понимается творческий подход в работе учителя. Надо отметить, что на сегодняшний день огромной проблемой для нашей школы является перегрузка детей учебными дисциплинами, поэтому нам так важно навестит порядок в содержании образования. Можно без конца увеличивать годы обучения и часы, отведённые на тот или иной предмет, но разумен ли этот путь…Кроме того, реалии сегодняшнего дня требуют убрать из учебных предметов неоправданный избыток отвлечённых теоретических представлений, громоздкий формализм, который не учит мыслить, не способствует интеллектуальному и широкому умственному развитию. Современная школа ставит своей целью научить школьников самостоятельно пополнять свои знания. Такие умения, которые называются умениями учебного труда, имеют значения не только для полноценного усвоения учебного материала, они необходимы и для дальнейшего самообразования, саморазвития, самовоспитания. Для воплощения этой идеи в жизнь необходимо, во-первых, создать материальную базу, например, в школе должна быть библиотека, насыщенная справочной литературой, современной технической аппаратурой, в том числе компьютерными технологиями, во- вторых, использовать в обучении современные методы, приёмы и формы организации урока, способствующие развитию мыслительной деятельности и формирующие творческие способности у учащихся. С этой целью учителя школы работают над методической темой, связанной с внедрением в процесс обучения современных обучающих технологий. Кроме того, и это  для нашей школы очень злободневно, необходимо учитывать, что успешность образования высоко обусловлена системой ценностей и представлений о жизненном пути личности. Отсюда специальной школе необходимо взять на вооружение такую ориентацию современного образовательного процесса как гуманизация. Гуманизация в образовании ориентирует на уважение к личности ученика и учёта в содержании образования его духовного потенциала путём приобщения к человеческой культуре. Самой главной частью и средством гуманизации образования является его гуманитаризация. Можно выделить два аспекта гуманитаризации. Первый можно определить как наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности, выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах. Второй аспект -–улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, например, не надо превращать преподавание литературы в литературоведение, т.к. это препятствует воспитанию читателя, глубоко чувствующего, сопереживающего, способного ощутить красоту художественного слова.

        Следует предусмотреть в структуре реабилитационной работы и то, что необходимо максимально реализовать личностный потенциал ребёнка, его творческие способности, интересы и склонности, это важно именно для наших детей, остро чувствующих свою неполноценность. Поэтому надо  чётко продумать всю  систему воспитательной работы в школе. Направления воспитательной работы  должны касаться воспитания гражданской позиции, приобщения к культурным ценностям, реализации творческого потенциала, формирования положительного отношения к труду. Необходимо создание таких условий, которые бы способствовали становлению зрелой социально активной личности, например, формирование системы самоуправления, создание системы кружков, факультативов, студий, секций, т.е. системы дополнительного образования, формирование развивающей среды и создание условий для эффективной социально-бытовой адаптации.

        Немаловажная роль в системе реабилитационной работы в современной специальной школе отводится и созданию условий, способствующих профессиональной ориентации учащихся с нарушением зрительного анализатора. Пока нельзя говорить о системе работы по профориентации в школе. Но кое-какие шаги в этом направлении школа делает. Например, ежегодно проводятся родительские собрания, на которых родителей знакомят с возможными местами трудоустройства и дальнейшего образования выпускников школы. В школе для учащихся 10-12 классов введена такая учебная дисциплина как «Массаж», преподавание ведётся по авторской программе, разработанной самим преподавателем, в дальнейшем учащиеся могут продолжить специализацию в медицинском училище. На базе школы функционирует филиал музыкальной школы, наиболее способные учащиеся могут продолжить музыкальное образование. В школе функционирует ученическая бригада, состоящая из старшеклассников и занимающаяся мелким косметическим ремонтом, ремонтом мебели, что позволяет ребятам получить необходимые в домашнем хозяйстве навыки, проверить себя и сориентироваться в рабочих профессиях: столяр, плотник, моляр и т. д. Отбор в эту бригаду осуществляется по медицинским показаниям.

        Итак, мы остановились на освещении тех аспектов, которые на наш взгляд должны быть учтены при реализации программы социальной адаптации. Школа ведёт большую реабилитационную работу, которая способствует социокультурной интеграции наших выпускников, однако говорить об отлаженной системе работы, нам думается, ещё рано.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность обучающихся, как средство развития познавательного интереса и социальной адаптации учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Многочисленные наблюдения показывают, что учащиеся специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в самостоятельной жизни. Исходя из этого, перед ...

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

ПРОГРАММА «Адаптация учащихся школы – интерната»

Цель программы:создание психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка в школе-интернате, способствующей предупреждению и снижению негативных последств...

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида.

Индивидуальная работа по развитию внимания в процессе социальной адаптации учащихся начальной школы VII вида....

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

Статья содержит информацию о Взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе...

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

В статье представлены проблемы и пути их решения во взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся, основное внимание обращается на то, что адаптация первоклассников к школе зависит от...