Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".
план-конспект урока по логопедии (1 класс) по теме

Ковалевская Ольга Борисовна

Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.d_t_d.-otkr.urok_.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ГБОУ  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 573

                                                                               ЮОУО   ДО   г. Москвы

                                                                   

                               

                                             Конспект открытого урока по произношению  во 2 классе        

                             (Тема:  «Дифференциация звонких и глухих  согласных «д» - «т», «дь» - «ть»).          

                                                                                      Учитель начальных классов

                                                                                       Ковалевская Ольга Борисовна

     

                  г. Москва

                    2012 г.

Цели:

учить различать звонкие и глухие согласные звуки «т» - «д», «ть» - «дь».

Задачи:

образовательные:

формировать навык звукового анализа (определять наличие звука в слове, его позицию в слове, проводить полный звуковой анализ слова);

учить преобразовывать слова путем замены звонкого согласного звука на парный глухой звук;

коррекционно-развивающие:

развивать артикуляционную моторику,

развивать фонематическое восприятие (различать звуки «т» - «д», «ть» - «дь» в слоговом и словесном ряду),

развивать связную речь (учить употреблять сложно-подчиненные предложения с союзным словом «потому что»),

развивать интонационную сторону речи (произносить предложение с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией),

развивать слуховую память,

развивать произвольное внимание;

воспитательные:

воспитывать умение работать в коллективе,

здоровьесберегающие:

следить за правильной посадкой детей,

способствовать созданию благоприятного психологического климата,

чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

зеркала, картинки с изображением двух мальчиков и двух девочек, портрет Незнайки., символы звуков – синие и зеленые наушники, синий и зеленый колокольчик, картинки со звуками «т». «ть», «д», «дь» (раздаточные и демонстрационные), четыре схемы слова, картинки слов «катушка», «кадушка», «будильник».

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I.Орг. момент.

Повторение слогов.

-Повторите слоги:


та-да-та              

 ди-ти-ди

до-то-до      

 те-де-те      

Дети повторяют слоги.

Развитие фонематического восприятия, слухового внимания.

II. Артикуляционная гимнастика.

Учитель показывает выполнение артикуляционной гимнастики.

  1. «Забочик» - «Трубочка».
  2. Надуть щеки – втянуть.
  3. Поочередно надуть щеки.
  4. «Качели».
  5. «Часики».
  6. «Футбол».
  7. «Пропеллер».
  8. «Индюк».

Учащиеся выполняют вслед за учителем гимнастику.

Развитие артикуляционной моторики.

III. Постановка цели.

Звуковой анализ.

(На доске изображения в ряд двух девочек и двух мальчиков).

-К нам на занятие пришли две девочки и два мальчика. Вы узнаете тему нашего занятия, если назовете 1-й звук в их именах. Тамара, какой 1-й звук? Даша….? Дима…? Тёма…?

- Вы догадались о каких звуках будем говорить?










-«т», «д», «дь», «ть».



-О звуках «т», «д», «дь», «ть».

Формирование навыка звукового анализа.

IV.  Работа по теме урока.



1.Сравнение звуков «т» - «д», «ть», «дь».
















2.Игра «Поймай звук».












3.Игра с картинками.

Звуковой анализ.










4.Игра с раздаточными картинками.














5.Игра «Измени слово».
































-Дайте характеристику звука «т».

-Каким символом мы обозначим звук «т»?

(Учитель ставит символ под портрет Тани).

-Дайте характеристику звука «д».

-Как мы обозначим звук «д»?

(Учитель ставит символ под изображение Даши).

-Чем отличаются звуки «т» и «д»?

(Аналогичная работа со звуками «ть», «дь»).


-Я буду называть слоги,  а вы, если услышите слог со звуком «д», хлопните в ладоши.

а)та, да, то, ту, ду.

б)тоска, дорога, ворота, подарок, бандура, автомобиль, рост.

Также со звуком «дь».

в)ди, те, дя, тё, тю, дю.

г) деньги, тема, вести, лебеди, сеть, гвозди.


(На столе картинки со звуками «т», «д», «дь», «ть»).

-Наши гости хотят вас испытать. Они приготовили вам задания. Первое задание: выберите картинку, определите, какой звук есть в слове «т» или «д», «дь» или  «ть» и подставьте ее под соответствующий символ.


-У ребят есть и маленькие картинки, но они перепутались, помогите им разобраться.

-Поднимите руку, у кого в названии картинки есть звук «д» .

-К доске выходят те, у кого звук «д» стоит в начале слова. Назовите свои картинки.     … у кого звук «д» стоит в середине слова.

(Аналогичная работа со звуками «дь»,«т». «ть»).


-У ребят есть друг. Он часто на вопросы отвечает: «Не знаю». У него на голове голубая шляпа. Может знаете, кто это?

(Учитель выставляет портрет Незнайки).

-Незнайка тоже ходит в школу. Ему дали задание, он не знает, как его выполнить .  Ребята рассказали ему, что вы умные, сообразительные. Он просит у вас помощи. Поможете ему?

-Я буду называть слово со звуком «т», а вы мне со звуком «д».

Том - …, туп - …, тоска - …, точка - …, тачка - .., вата - …, уточка - …., катушка - …, трава - …

-Теперь, Я буду называть слова со звуком «ть», а вы со звуком «дь».

Тело - …, тень - …, Тима - …, зайти - …, найти - …, войти - …, пойти - …, уйти - …, пойти - …, прутик - …







-Звук «т» согласный, твердый, глухой.


-Синими наушниками.




Звук «д» согласный, твердый, звонкий.

-Синим колокольчиком.



-Звук «т» глухой, а звук «д» звонкий.




Учащиеся хлопают на слог (слово) со звуком «д»; «дь».













Ученики  выставляют картинки  в ряд под символами.



















Учащиеся выходят к доске и называют свои картинки.












-Незнайка.















Учащиеся заменяют в словах звук «т» на звук «д».







Учащиеся заменяют в словах звук «ть» на звук «дь».






Учить сравнивать звуки по звонкости – глухости.

















Развивать фонематическое восприятие.













Формирование навыка звукового анализа.




















Формирование навыка звукового анализа.








Учить преобразовывать слова.





















V .Физ.минутка.

Снятие физического и психологического напряжения.

Учитель показывает движения и произносит слова физ. минутки  и пальчиковой гимнастики.


Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, бра, сестра, кошка Мурка, два котенка,

Мой сверчок, щегол и я –

Вот и вся моя семья.

(Хлопаем в ладоши),

(Шагаем на месте),


(Прыжки на месте),

(Шагаем на месте),

(Поочередно загибаем пальцы сначала на правой руке, потом на левой).



Учащиеся   повторяют движения и слова.

Развитие общей моторики,

VI. Продолжение работы по теме урока.



1. Игра «Подбери слово к схеме».






















































2.Составление предложений. Произнесение их с разной интонацией.










.

(На доске две схемы слов и картинка «катушка».)









         

































-Незнайка нарисовал  две схемы слова и не может понять, какая схема подходит к слову «катушка». Помогите ему.


-Действительно, подходит эта схема.

-Сколько гласных звуков в слове. Назовите их по порядку.

-Сколько твердых согласных в слове? Назовите их.

-Какой по счету звук «т»? Какой звук перед ним?

 А какой звук после него?

-А  какая схема подойдет к слову «кадушка»?

(выставить картинку).

-Почему?







           ( Аналогичная работа со словом «будильник»).


















 





























 











-Придумайте предложение со словом «будильник» или «катушка».



-А теперь повторите это предложение с восклицательной интонацией.  … с вопросительной интонацией.














Один ученик выходит к доске и показывает на подходящую схему, а затем называет по порядку звуки в слове «катушка».




-Три: а, у, а.




-Четыре: к, т, ш, к.


-Третий.

-Звук «а».

-Звук «у».



-К той же самой.


-Потому что слова «катушка»  и  «кадушка» отличаются только одним звуком «т» и «д». В слове «кадушка» звук «д» тоже твердый согласный.




















Дети придумывают, например: Мама взяла катушку ниток. На столе зазвенел будильник.


Учащиеся повторяют предложения с разной интонацией.




Звуко-слоговой анализ слов.
























































Составление предложений, развитие интонационной стороны речи.

VII Итог.

Обобщение знаний.

-Ребята, Незнайка благодари вас за помощь, он убедился, что вы очень умные ребята.

-Давайте еще раз вспомним, о каких звуках мы говорили? --Чем отличаются звуки «д» – «т»? … «дь» - «ть»?






-О звуках «т», «д», «ть», «дь».


-Звуки «т», «ть» глухие согласные, а звуки «д», «дь» звонкие согласные.

Сравнение звуков по звонкости-глухости.

                                                                             Литература:

1.Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991.

2.Лопухина И. С. Логопедия , 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., «Аквариум», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Урок математики на тему: "Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме: Приёмы сложения и вычитания с переходом через разряд".  урок представлен в форме путешествия с капелькой вод...

Конспект урока математики во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Урок математики на тему: "Разложение двузначного числа на десятки и единицы. Вычитание из двузначного числа всех единиц ". Урок направлен на решение не только коррекционно-обучающих и воспитател...

Конспект урока по развитию устной речи специальной коррекционной школы 8 вида

Данная разработка урока поможет в работе учителю коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по программе В. В. Воронковой

рекомендован для учителей начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида...

конспект урока чтения в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Знакомство с буквой и звуком Ж»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII видаТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)Урок обучения гр...