Использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей логопатов.
методическая разработка по логопедии по теме

Нестерова Елена Викторовна

как влияет рисование на мелкую моторику пальцев

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное образовательное учреждение « Двулученская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района Белгородской области Использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей логопатов. Подготовила: Учитель – логопед МОУ « Двулученская СОШ» Нестерова Е.В. Двулучное 2013.

Слайд 2

Мелкая моторика - это некая степень подвижности пальцев, развитие мышц кистей рук, которое способствует выполнению точных, конкретных, скоординированных движений. Известно, что мелкая моторика и развитие мышц очень тесно связано с мышлением и общим развитием малыша, с развитием речи, мыслительными процессами, воображением, пространственным восприятием, фантазией и т.д .

Слайд 3

При недостатках развития мелкой моторики рук дети: Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную) . Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом. В школе, очень медленный темп письма.

Слайд 4

По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература: 1. «Пальчиковая гимнастика» 2. «Пальчиковые игры» 3. «Система игровых упражнений».

Слайд 5

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи: рисование пальчиками ладошкой

Слайд 6

рисование мятой бумагой

Слайд 7

Отпечатки листьев

Слайд 8

Оттиск печатками из овощей и фруктов

Слайд 9

Тампонирование ватными палочками, карандашом

Слайд 10

набрызг

Слайд 11

кляксография

Слайд 12

Восковой карандаш, свеча+акварель

Слайд 14

Тычок жесткой полусухой кистью

Слайд 15

Рисование сыпучим материалом

Слайд 16

Рисование пластилином

Слайд 18

изоритмика « Ёлочка» Сверху вниз ведём отрезок, Ставим, ставим точечки. И от точек влево, вправо Мы проводим чёрточки. « Облачко» Вот твоя рука в тетрадке Плавно линию ведет, Закругляет, поднимает. Раз – и облачко плывёт!

Слайд 19

«Солнце » Круг рисуем, раз, два, три. Очень круглый, погляди. А от круга, а от круга Много линий проведёшь. Их лучами называют. Что получилось – узнаёшь? « Кошелёк» Вот квадрат у нас готов, Он красивый, нету слов. Вверх ведём полуовал. Вот и кошелёчек стал!

Слайд 20

« Кораблик» Мы волну рисуем смело, Потом две линии умело. Палубу для корабля, Ну и мачта, чтоб была. Паруса – вот тут и там. Мчит кораблик по волнам. « Дом» Стены, крышу и окно Не рисовали мы давно. Карандаш сейчас возьмём, Домик рисовать начнём. Вниз, направо, вверх, налево Карандаш ведём мы смело. Два отрезка – вот и крыша, Внутри окно - и домик вышел.

Слайд 21

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Двулученская средняя общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей логопатов.

Подготовила:

Учитель – логопед

МОУ «Двулученская СОШ»

Нестерова  Е.В.

Двулучное 2013.

Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

    Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

             Зачем нужно развивать мелкую моторику?

Развитие мелкой моторики ребёнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребёнка к школе.

Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

Испытывают трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрические фигуры).

Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

В школе, очень медленный темп письма.

Обычными стали ситуации, когда ребёнок учится в 1 классе, а рука его не подготовлена или не достаточно подготовлена к тому, чтобы в течение учебного дня успешно справляться с объёмом письменных заданий учителя.

Дети много и долго пишут на уроках в школе. Одни учащиеся ощущают дискомфорт в мышцах доминантной  руки, другие – утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости. Это выражается в затекании кисти и пальцев, удерживающих ручку, в лёгком онемении их, возникновении тремора (дрожания), приводящего к написанию вибрирующих линий, букв, цифр и т.д. Такие дети требуют индивидуального подхода. Знание причин трудностей освоения навыка, умение их выделить, своевременная помощь позволяет не осложнять и без того нелёгкий процесс формирования навыков письма. Чтобы подготовить руку к процессу письма, необходим ТРЕНИНГ, с помощью которого создаётся функциональная база для работы соответствующих анализаторов.

По развитию и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагается разнообразная методическая литература:

1.        «Пальчиковая  гимнастика»

2.        «Пальчиковые игры»

3.        «Система игровых упражнений».

Но  с чего начинают дети  - это рисование. Они учатся держать кисть, карандаш , фломастер. Вместе с этим  мы их учим самомассажу пальчиков, кистей рук. Развиваем координацию движений кистей рук, используя с обычным рисованием и нетрадиционные техники на листе бумаги, между линиями. А также перед работой проводим осмотр предметов какими будем рисовать (кисть – какая она? Мягкая или жесткая и т.д.)

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;

- мазок широкой и тонкой кистью
-тычок жесткой полусухой кистью;
-рисование ладошками и из ладошек;
-рисование печатками и различными предметами;
-рисование восковыми мелками и свечой;
- печать по трафарету;
-набрызг;
-рисование мятой бумагой;
- рисование пластилином;
- аппликация из бумажных шариков;
- рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
- кляксография с трубочкой.

   Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА.

Основная техника печатки.

В начале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для э того берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобной для руки. А с помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков.

Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ. Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при  изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)

Учиться рисовать можно не только поролоном, деревянной палочкой, печаткой, но и с помощью обыкновенных НИТОК.

Первоначально на листе белой плотной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наноситься клей ПВА из флакона с дозированным носиком, а затем цветными нитками выкладывается изображение. Более мелкие части отдельных объектов (глаза, нос, рот, и т. д.) можно нарисовать фломастером. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объёмным. Далее идёт показ и объяснения красивых картинок из разноцветных ниток.

Ещё один интересный приём нетрадиционного рисования – ПЕЧАТЬ ЛИСТЬЕВ.

Гуляя с детьми на участке детского сада, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Один совет тем, кто впервые решил обратиться к технике печатания природными материалами:

•        при печати листьями следует ограничить смачивание кисти водой – густо набранная краска легче ложиться на глянцевую поверхность, предупреждает скатывание краски в капельки.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Коснемся еще одного вида нетрадиционной техники – это ИЗОРИТМИКА.
Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.
Учёные доказали, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Поэтому, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элемен-том в системе коррекционно-педагогического воздействия. 
Учитывая многолетний опыт работы логопедом, абсолютно уверенна в том, что чем более уверенно работают детские пальчики, тем лучше развита речь ребёнка. Очень эффективными в этом направлении является игровые упражнения по изоритмике, которые предполагают формирование у детей ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речес-луховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.
Использование в процессе непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи игровых изоритмических упражнений даёт положительные результаты: 
- у детей развивается способность замечать характерные особенности предметов;
- закрепляются знания о цвете, форме, величине;
- появляется свободная ориентировка на листе бумаги;
- подготавливается рука к письму;
- формируются произвольное внимание, речеслуховая память, творческое вообра-жение, художественный вкус;
- развивается мелкая моторика пальцев, ритм правильного дыхания, что способству-ет развитию связной речи детей.
Изоритмические игровые упражнения можно использовать не только в рамках образовательной деятельности, но и на прогулке. Дети с удовольствием рисуют предметы па-лочками на мокром песке или земле. Так приятно со стороны наблюдать за ребятишками! Рисуя, дети шевелят губами, проговаривая стихи. Они сосредоточенные, серьёзные и такие смешные.

Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Если рисунок не получается, то одно движение руки и маркерная доска снова чистая. Рисунок можно начинать снова.
Вот самый простой предмет:

«Ёлочка»
Сверху вниз ведём отрезок, 
Ставим, ставим точечки.
И от точек влево, вправо 
Мы проводим чёрточки.

«Облачко»
Вот твоя рука в тетрадке
Плавно линию ведет,
Закругляет, поднимает.
Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»
Круг рисуем, раз, два, три.
Очень круглый, погляди.
А от круга, а от круга
Много линий проведёшь.
Их лучами называют.
Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»
Вот квадрат у нас готов, 
Он красивый, нету слов. 
Вверх ведём полуовал.
Вот и кошелёчек стал!

Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»
Мы волну рисуем смело,
Потом две линии умело.
Палубу для корабля,
Ну и мачта, чтоб была. 
Паруса – вот тут и там.
Мчит кораблик по волнам.

«Дом»
Стены, крышу и окно 
Не рисовали мы давно.
Карандаш сейчас возьмём, 
Домик рисовать начнём. 
Вниз, направо, вверх, налево 
Карандаш ведём мы смело.
Два отрезка – вот и крыша,
Внутри окно - и домик вышел.

«Грибок»
Нарисуем пол кружочка - 
Это шляпа у грибочка.
И овал внизу для ножки.
Гриб наш вырос у дорожки

«Шарик»
Чтобы шарик очень круглый 
Никуда не улетел:
Ниточку к нему рисуем, 
Сами на него подуем.

«Цветок»
Пять рисуем мы овалов,
А кружок у нас внутри. 
Стебелёк спускаем ниже.
Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»
Мы рисуем круг большой,
И внутри он не пустой.
Мордашка поросенка там 
Он хвостиком помашет нам.

« Мышка»

Мышку просто рисовать, если полкружочка взять,

Впереди – глаз, усы и нос,

Дальше- ушки, лапы, хвост.

«Дом»

Я рисую дом, два окошка в нем

Крышу – треугольник

Рисую не спеша,

Вышла крыша хороша!

«Котик»

Нарисуем два шара-

Целый шар и полшара

А теперь смотри, что рисую я внутри:

Два кружочка, треугольник, три полоски,

Три черты: с левой, правой стороны

Сверху ушки уголки,

Снизу лапочки  - кружки,

И пушистый хвостик – получился

Котик-

Рыженький животик!

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...