ПРОБЛЕМА НЕРАЗВИТОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
статья по логопедии (1 класс) по теме

Елизова Наталья Владимировна

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.Особенно важно  для младшего школьника фонематическое восприятие.   Особенно важно  для младшего школьника фонематическое восприятие. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopediya.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА НЕРАЗВИТОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Елизова Наталья Владимировна

учитель начального обучения

п. Бохан МОУ Боханская СОШ №2

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

1.хорошее физическое развитие ребенка;

2.развитый физический слух;

3.развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;

4.нормальное функционирование ЦНС

На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу.

Особенно важно  для младшего школьника фонематическое восприятие. Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?        Это тонкий, систематизированный слух ,позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение  - «в решетке фонем» Понятие «фонематический слух», следует отличать от понятия « фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие-это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. К сожалению, из детских садов к нам приходят дети с нарушенным фонематическим восприятием. Данные обследования выпускников д/с за три последние года показывает  что большинство детей приходит в школу с нарушенным фонематическим восприятием (2009г-60%  дошкольников ,2010г-63%. 2011г-68%).

Поэтому данная проблема актуальна не только для учителей начальных классов, но также для воспитателей д\садов, так как именно в период дошкольного воспитания закладываются основы фонематического слуха, так и для учителей средней и старшей ступеней обучения, так как именно они сталкиваются с наибольшим количеством проблем, являющихся следствием неразвитости данного навыка.Рассмотрим процесс формирования фонематического восприятия  и основные проблемы с которыми сталкиваются учителя начальных классов.  Основные  ошибки  допускаемые учащимися  в устной и письменной речи  зачастую и  свидетельствуют о недостаточном фонематическом развитии школьника.

Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отличия их от несущественных, не имеющих фонематического значения. Затруднения в выработке звуковой дифференциации чаще всего проявляются у детей либо в замене одного звука на другой при произношении, либо в смешении звуков.В первом случае звук в речи отсутствует и постоянно заменяется другим определенным звуком.Ш-ж,ж-з,р-л,б-п и т.д.(суба - шуба, зук - жук, лука - рука, парапан — барабан). Во втором случае ребенок правильно произносит звук, владея соответствующей артикуляцией, но не смотря на это в словах и в развернутой речи не всегда пользуется им.

Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения воспроизведения слоговой структуры слова: пропуски слогов, добавления, перестановки. В основном они пропускают безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных (зведа-звезда,кадаши-карандаши).Иногда можно наблюдать и лишние слоги в словах(числитильщик –чистильщик,косоманавт-космонавт) Перестановку звуков и слогов(древь-дверь,космоновт-космонавт)

Нарушения письма практически всегда сочетаются с недостатками чтения. Это объясняется тем, что своим происхождением они связаны с дефектом предпосылочных процессов, обусловливающих аномальное развитие речи детей и, в свою очередь, приводящих к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильных навыков чтения и письма

Чем труднее текст, тем больше остановок. Кроме того, при чтении большую роль играет боковое зрение, позволяющее вести глаз вдоль строки, не «соскальзывая» с нее. Боковое видение расширяет одновременный охват тех слов, которые не находятся в фокусе, и тем самым ускоряет осмысление. Чем больше отработан навык чтения, тем более беглым оно становится, тем меньше остановок наблюдается в движении глаз.

При расстройствах чтения все эти процессы слабо развиты. В таких случаях чтение характеризуется замедленностью движений глаз; частота остановок настолько велика, что их можно заметить даже в ходе прочитывания одного слова. Некоторые авторы указывают, что у детей с расстройствами чтения боковое видение скорее тормозит, чем ускоряет его. Средняя скорость чтения у таких детей в 3—4 раза медленнее по сравнению с нормальной скоростью. Когда дети «застревают» на каком-нибудь одном слове, общая скорость снижается до 10—12 слогов в минуту. При таком чтении слова чаще всего искажаются, фраза теряет свое содержание.

К типичным проявлениям нарушения чтения относятся:

  • неспособность осуществить звуковой анализ и синтез слов при чтении (вставка и пропуск отдельных букв);
  • специфические замены букв и общие искажения структуры слова;
  • повторение, добавление, пропуск слов;
  • замена одного слова другим;
  • специфические замены букв и общие искажения структуры слова;
  • недостаточные темп чтения и уровень понимания читаемого.

Необходимо отметить, что планомерная работа учителя позволяет исправить большую часть недостатков, но это сопровождается дополнительными трудностями  как для ребенка, так и для педагога.  Важно, что при работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании тех упражнений, которые учитель предлагает учащимся.

Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендуем проводить следующие упражнения:

1.учитель произносит подряд несколько звуков (4—5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтоб ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом):

2.учитель предлагает ученику прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;

3.учитель называет 5-7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;

4.учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.

При графической записи слова, не содержащие изучаемого звука, подчеркиваются, а те слова, в которых этот звук имеется, обозначаются соответствующей буквой или условным знаком. При наличии в слове двух изучаемых звуков соответствующая буква или знак повторяются дважды. Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются также таблицы с готовой основой, где нужно заменить буквы или слоги (перфокарты, абаки)

  • в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово, и объясни его значение;
  • в словах сук, рос замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово, и сравни слова по смыслу
  • в словах пила, гора, рад, рама переставь согласные, чтобы получилось новое слово, и объясни его значение;
  • в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово, и сравни слова по смыслу;
  • подбери слова по гласным а, о-а, о-о-о и др.

Постепенно в упражнения включают разнообразные задания для самостоятельного выполнения: составление слов по первому или последнему слогу с использованием картинки и без нее; составление слов из букв или слогов, данных вразбивку.

Следующим этапом может быть работа над предложениями, содержащими слова, в состав которых входит изучаемый звук. Можно использовать: составление предложений по картинкам с последующим их анализом (определение порядка слов в них; выделение слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении; деление слов на слоги и выделение слогов с изучаемым звуком, четкое их проговаривание);

По мере того как ребенок овладевает правильным и четким произношением звука во фразе и анализом предложения, рекомендуется практиковать диктанты с предварительным устным или графическим анализом, в процессе которого ученик самостоятельно находит в них слова с изучаемым звуком, произносит их, указывает, какую букву он напишет, и только после этого приступает к записи предложения. Можно использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты, которые подбирают со строгим учетом особенностей речевого недостатка каждого учащегося и программных требований, или предложить записать текст, выученный наизусть дома.

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками анализа и синтеза звуко-буквенного состава слова создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыков правильного письма и чтения, развития языкового чутья. Необходимо сосредоточить внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка понятий, как гласные звуки и буквы; согласные — твердые и мягкие, звонкие и глухие; слог, ударение.

Конечно, решить проблему неразвитости фонематического восприятия  можно, но зачастую она остается  с ребенком на весь процесс обучения в школе. Почему возникает такая проблема в современной школе?

Основными причинами можно назвать:

1 отсутствие логопеда в дошкольным образовательных учреждениях и школах.

2. Неинформированность родителей о недоразвитии речи ребенка и проблемах возникающих в обучении в будущем.Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна.  Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Решить большую часть детских проблем в самом зачатке в наших с вами силах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация правильного питания – одна из составляющих работы школы по здоровьесбережению на начальном этапе обучения

   Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о с...

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Статья "РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ"

В статье описаны приемы работы со слабослышащими детьми, способствующие развитию мышления...

Коррекционно-развивающие упражнения на начальном этапе обучения игре на фортепиано (для детей с задержкой психического развития)

Индивидуальные занятия в классе фортепиано могут стать одним из способов коррекции различных отклонений, в частности моторно-двигательных, психических, поведенческих. Вся работа, как форма допол...

Обучение диалогической речи на начальном этапе в средней школе

Обучение диалогической речи на начальном этапе в средней школе...

Программное содержание индивидуальных занятий по чтению на начальном этапе обучения детей с РАС

В данном материале содержатся виды работ по формированию навыков обучения чтению и письму на начальном этапе  у детей с РАС...

Основные трудности при обучении детей английскому языку на начальных этапах.

В статье кратко описаны проблемы, с которыми сталкиваются педагоги английского языка на первом году изучения предмета детьми.Также описаны способы и приемы проведения занятий для младших школьников....