Развитие фонематического слуха у младших школьников.
статья по логопедии (1 класс) по теме

В статье раскрывается актуальность развития фонематического слуха у учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_slukha_u_mladshikh_shkolnikov.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. 
Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково .Довольно часто педагоги начальной школы сталкиваются с проблемой низкой успеваемости по русскому языку и чтению у ряда учащихся имеющих хорошее общее развитие умственной и познавательной сферы. 
Чаще всего низкие оценки по родному языку родители и учителя объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по письму и чтению. Неспособность учащихся к письму и чтению, известна под названием дисграфия и дислексия и обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. 
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции . 
Для того чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, практикующие логопеды советуют проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе. 

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». 
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. 

Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И наконец фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением.. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи .Необходимыми предпосылками для обучения грамоте школьника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. 

Если мы хотим добиться, чтобы ученик реально оперировал звуками, то есть развивался его фонематический слух, целесообразно проводить звуковой разбор в такой последовательности: 
1)Скажи и послушай слово. 
2)Найди ударный слог и произнеси слово по слогам. 
3) Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.
4) Обозначь выделенный звук условным значком. 
5)Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его и охарактеризуй. 
6)Обозначь выделенный звук условным значком и так далее. 
7) Проверь, получилось ли слово. 
Когда учащиеся на самом деле работают со звуками, в классе не должно и не может быть мертвой тишины. И тот, кто «ведет» (работает у доски или, сидя за партой, громко объясняет свои действия), и все остальные ученики все время шепчут и слушают звуки. 

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками. 
Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников.

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями  и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонема...

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

В данном материале предлагаются примерные упражнения, которые могут быть использованы учителями начальных классов и логопедами, а так же родителями при работе над развитием фонематического воспр...

Развитие фонематического слуха у младших школьников

В статье расказывается о том что такое фонематический слух. Зачем он необходим в обучении детей. И приведены упражнения для его развития и коррекции...

Звуки и буквы. Развитие фонематического слуха у младших школьников на уроках русского языка в 1 классе.

Использование игр и игровых упражнений на уроках и вне уроков способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, ...

Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».

Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....

Игры на развитие фонематического слуха у младших школьников

Данная статья может представлять интерес для школьных учителей-логопедов, т.к. содержит практические рекомендации, позволяющие использовать их на логопедических занятиях с учащимися младших классов....

«Этапы работы по развитию фонематического слуха у младших школьников»

Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед дефектологами, педагогами...