Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Петрулина Анастасия Юрьевна

Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи". 

Цель: Учить различать гласные У - Ю устно и на письме в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные

-                Уточнять и обогащать словарь детей.

-                Тренировать в отгадывании кроссвордов

Коррекционные:

-       Обучать дифференциации мягкости и твёрдости согласного посредством гласных У-Ю;

-       Развивать зрительный гнозис (восприятия и узнавания);

-       Развивать пространственные представления;

-       Развивать слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, языковой анализ и синтез на уровне слогов, слов, предложений;

-       Совершенствовать грамматический строй.

Воспитательные:

-       Формирование трудолюбия, усидчивости, целеустремленности в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_u_i_yu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ ПЕРВОГО И ВТОРОГО РЯДА У, Ю.

Цель: Учить различать гласные У - Ю устно и на письме в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные

  • Уточнять и обогащать словарь детей.
  • Тренировать в отгадывании кроссвордов

Коррекционные:

  • Обучать дифференциации мягкости и твёрдости согласного посредством гласных У-Ю;
  • Развивать зрительный гнозис (восприятия и узнавания);
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, языковой анализ и синтез на уровне слогов, слов, предложений;
  • Совершенствовать грамматический строй.

Воспитательные:

  • Формирование трудолюбия, усидчивости, целеустремленности в работе.

Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальчики с буквами У и Ю, индивидуальные карточки с кроссвордом, индивидуальные карточки со словами для чтения, цветные ручки, тетради.

Ход занятия.

  1. Организационный этап.
  1. Приветствие.

Все вы слышали звонок,

Начинается урок.

Мы будем учиться читать и писать,

Чтоб в жизни полезными стать.

  1. Проверка готовности к занятию.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят). Наши уши внимательно слушают и все … (слышат). Голова запоминает и … (думает).

Постановка цели занятия

- К нам на урок пришли две девочки.                                                Слайд 1

Чтобы узнать, как их зовут нужно вставить гласные буквы 1 и 2 ряда в их имена.

Правильно, одну из них зовут Люба, а другую Луша.

- Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю)

- Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У)

- Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.

  1. Основной этап.
  1. Работа в тетрадях.

Откройте тетради и запишите число и тему занятия.                                Слайд 2

- Запишем имена девочек в тетрадь. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной)

- В слове Луша есть буква У, напишем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо)

- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим).

- Напишем букву Л, которая обозначает звук [л] синей ручкой.

- В слове Люба есть буква Ю, напишем ее красным цветом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)

- Напишем букву Л, которая обозначает звук [ль] зелёной ручкой.

  1. Дифференциация У-Ю на слоговом уровне.
  • Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У, вы поднимаете сигнальчик с этой буквой, если Ю, то поднимаете сигнальчик с буквой Ю.

Бу, тю, ку, вю, лу, мю, ру, сю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф.

  • Давайте устно заполним слоговую таблицу.

Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог.                                                                                Слайд 3

Логопед указывает сначала на гласную букву, затем на согласную, дети читают получившийся слог.                                                                                Слайд 4

  1. Дифференциация У-Ю на уровне слова.
  • Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква У, в каких Ю?        Слайд 5
  • Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку – с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, гусь, люстра, тюлень)                                                                                 Слайд 6

Проверка                                                                                        Слайд 7

  • Люба и Луша приготовили нам еще задание - кроссворд.

Логопед выставляет кроссворд                                                        Слайд 8

Давайте поможем девочкам разгадать кроссворд.

У детей кроссворд на индивидуальных карточках.

1. Игрушка (юла)

2. Увеличительное стекло (лупа)

3. Враг мух (паук)

4. Рот у птиц (клюв)

5. Женская одежда (юбка)

6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

- Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали.

Логопед выставляет на доску решенный кроссворд.                                Слайд 9

Зрительная гимнастика.                                                        Слайд 10, 11

Физминутка.                                                                         Слайд 12-34

  • А теперь Люба и Луша приготовили вам следующее задание Я буду показывать картинки, если в них пишется буква У, вы поднимаете сигнальчик с этой буквой, если Ю, то поднимаете сигнальчик с буквой Ю.

Картинки: юбка, каюта, удочка, юла, сумка, брюки, штурвал, тюбик, кукуруза, пушка, бусы, утюг, Буратино, капуста, кастрюля, пугало, галстук, улитка, салют, ухо, глобус, ключ, ухо                                                                         Слайд 35 - 56

  • Чтение слов с гласными У и Ю.                          индивидуальные карточки.
  1. Дифференциация у-ю в предложениях.
  • Люба и Луша очень рады, что вы все отгадали. Но у них есть еще одно задание для вас. Прочитайте предложения.                                                Слайд 57

Гласные У и Ю пишите красной пастой и выделите согласные, которые смягчает гласная Ю.

Мама купила красивую сумку.

Лодка подплыла к кораблю.

Трудно муравью тащить зерно.

В магазине продают спелую вишню.

  1. Заключительный этап.
  1. Экспресс-опрос

– Какие гласные мы учились различать?

– Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?

– Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

  1. Итоговая рефлексия.

Шифрограмма.

У детей таблички с буквами, картинками и цифрами. Логопед называет картинку и цифру, дети находят заданную букву, выписывают её и затем составляют слово.

Роза – 2, кролик – 5, матрёшка – 3, стул – 4, колокольчик – 6, бабочка – 1, укроп – 2.

Должно получится слово «молодцы».

Люба и Луша думают, что вам понравилось занятие и вы уйдёте с хорошим настроением, давайте поделимся им с нашими гостями и подарим им наши ёлочки, которые вы сделали своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса «Дифференциация звуков [Г]-[К].»

Цель: учить различать звуки [Г] - [К];Задачи:Образовательные: формировать умение выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики д...

Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи. Тема: "Дифференциация звуков С-З"

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класса c фонетико - фонематическим нарушением речи.Тема: "Дифференциация звуков С-З"Логопедическое занятие по развитию у учащихся умения...

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложениях

Тема: Дифференциация букв и звуков [к] – [т] в слогах, словах, предложенияхЦель: Учить дифференцировать звуки  и буквы [к] – [т] в слогах, словах, предложениях.Оборудование:Раздаточны...