Роль движения в реабилитации детей с нарушением слуха и речи
методическая разработка по логопедии по теме

Луц Елена Викторовна

В работе показаны примерные упражнения для развития психомоторики. Роль движения в функции восстановления речи и слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида №1»

Роль движения в реабилитации детей

с нарушением слуха и речи

методические рекомендации

                                                     Подготовила: учитель – дефектолог

                                                                             Луц Е.В.

Хабаровск -2013

      Ребёнок и движение неотделимы друг от друга. Со дня своего рождения ребенок постоянно движется. Через это движение он получает первые представления о мире, выражает себя, удовлетворяет свое любопытство, развивает способности. Кроме того, наукой доказана связь между развитием движения и формированием произношения. Эта связь проявляется в общих элементах, присущих и речи, и движению: ритм, время, напряжение. Верботональный метод использует в работе над развитием речи детей с нарушением слуха ритмические движения тела. Это определено  физиологией, так как первые ритмы тело чувствует с началом биения сердца, током крови. Физические параметры этих ритмов находятся в области низких частот и легко воспринимаются человеком, независимо от состояния его слуха. Кроме того, физиологические позиции для воспроизведения речи сохранны, так как речевой аппарат глухого ребенка нормален. Но ребенок не говорит или  говорит очень плохо. Почему это происходит?  Это происходит потому, что нарушается внутренняя связь между слуховым органом и головным мозгом, перерабатывающим полученную информацию и подающим сигнал речевым органам для воспроизведения ее. Наша задача – найти путь к восстановлению этой разорванной цепи через сохранные анализаторы. Для этого необходимо стимулировать рефлекторные, физиологические, ритмические механизмы неслышащего маленького человека. Данные механизмы можно задействовать с помощью движения.

                           
Движения для развития психомоторных навыков.  

Известно, что чем лучше развита макромоторика тела, тем легче развивать микромоторику артикуляционных органов. Развитие психомоторных навыков – это осознание движения самим телом. Ребенок должен почувствовать движение, узнать о его возможностях. Развивая кинестетическое чувство, ребенок развивает понятия о разных частях тела (голова, туловище, руки и ноги) и различных возможностях движения ими, осознание центра тяжести, симметричные – прочные положения и несимметричные – непрочные положения. Перенося вес с одной части тела на другую, тренируя  симметричные и несимметричные положения, мы интенсивно работаем над освоением равновесия, развитием вестибулярного аппарата. Педагог руководит развитием физического и эмоционального интереса к движению путем естественных и элементарных форм: бег, прыжки, ходьба. Эти упражнения дают нам бесконечные вариации и особенно полезны для развития координации между разными частями тела. Мы всегда можем попытаться увеличить возможности детей. Одновременно развиваются понятия времени (продолжительность, скорость, пауза), динамики (интенсивность, сила, легкость), понятие пространства, ориентации в нем, связь движений в этом пространстве (свободное и направленное). Все эти элементы постоянно находятся  в каких – либо отношениях, образуя усилия – действия, заканчивающиеся определенными эмоциональными настроениями. Движение ребенка никогда не отделяется от его эмоционального переживания. Они составляют единое целое, а это еще одна причина для неограниченного использования движения в работе с детьми.

Примеры упражнений для развития психомоторики:

  • ходьба, бег по прямой, зигзагами, со сменой направления
  • перешагивание, перепрыгивание через предметы
  • подпрыгивание с продвижением вперед
  • катание мяча по поверхности, бросание об пол
  • в положении сидя поднимание и опускание ног, перенос ног через предмет
  • перетягивание каната
  • упражнение с гимнастической палкой
  • пролезание под стульчиком

Упражнения можно брать из любого гимнастического комплекса, соответствующие возрасту детей.

Темп: от медленного к быстрому и наоборот.

Ритм: один – много.

                     Движение в функции восстановления речи и слуха.

Речь есть результат движения – движения артикуляционных органов. Через движения тела мы должны прийти к движениям, которые закончатся определенным звуком.

Каждое движение имеет свою динамику, время, пространство, развитие в этом пространстве. Те же элементы мы находим при анализе голоса. Отсюда вывод: необходимо объединить эти два движения – микродвижения артикуляторов и макродвижения всего тела.

Движения тела влияют на микроартикуляционные движения несколькими путями:

  • побуждение к самопроизвольному озвончению
  • побуждение к сознательному слушанию
  • побуждение к вызову определенных( фонем)
  • побуждение к построению больших речевых единиц( слов, фраз, текстов)
  • коррекция речевых структур

Движение для побуждения к самопроизвольному озвончению.

Психомоторное положение тела в определенной динамике дает возможность самопроизвольного озвончения. Вид этого озвончения определяется различными степенями  артикуляционной моторики, на которую сильно влияют движения тела, сопровождаемые эмоциями – крик, смех, плач. Движения в этом случае вызываются различными играми в пространстве с инструментами и без них, с определенным содержанием и самопроизвольные, но всегда с эмоциональным участием детей.

 

Примеры упражнений и игр, вызывающих самопроизвольное озвончение:

  • имитация поведенческих реакций зверей и птиц (зайчик скачет: оп-оп, птичка летит: пи-пи - пи, медведь идет: ба,ба)
  • прыжки вверх: о-па!
  • Игра в догонялки в различных интерпретациях, с драматизацией и без нее

                  Движение для побуждения к сознательному слушанию.

Параллельно с побуждением к самопроизвольному озвончению идет работа по приучению детей к сознательному слушанию. В каждое упражнение включаются элементы, способствующие достижению этой цели. В начале тренировочной программы наиболее эффективным инструментом является барабан. Резкий низкий звук хорошо воспринимается глухими детьми, заставляя прислушиваться, подчинять заданному ритму свои движения, изменять их с изменением ритма. По мере тренировки дети узнают звуковое сообщение. Меняется инструмент – меняется характер звука. Таким образом, ребенок знакомится с разнообразием окружающих его звуков, приучается прислушиваться к ним, дифференцировать их.

Примеры упражнений, побуждающих к сознательному слушанию:

  • четкие мерные удары в барабан – ходьба
  • громкий резкий удар с последующей паузой – остановка
  • быстрые частые удары – бег
  • тяжелые медленные удары – медленная ходьба на пятках

                  Движение для вызова определенных фонем.

Звук – результат движения артикуляционных органов. Тренируя ребенка с помощью игры, мы подготавливаем его тело к состоянию подвижности, к оптимальному движению, которое закончится звуком, словом или фразой.

Как только мы получили вызванный звук, тренируем его в разных вариациях. Один  из принципов работы – начинать с противоположного качества, чтобы добиться нужного нам. Например, начинаем с расслабления, чтобы добиться напряжения.

Основной принцип верботонального метода – естественность представлен в постепенном прогрессе этапов в развитии речи, так как ребенок с ослабленным слухом должен пройти те же этапы развития речи, что и ребенок с нормальным слухом: от вопля, крика до слова, фразы.

Примеры движений для вызова определенных фонем:

  • (а) – укачивание куклы – свободные движения из стороны в сторону руками или всем телом, сопровождаемые протяжным звуком: а-а; а-а.
  • (у) – имитация езды на поезде с кругообразными движениями руками и продвижением вперед: у-у-у-у-у
  • (па) – легкое прикосновение пальцами, разбрызгивание водички: па-па-па

 

               

Движение для побуждения к построению речевых структур.

Работа начинается с вызывания эмоционально окрашенного звука, затем закрепления его в разных вариациях – динамике, интенсивности, времени, пространстве – через различные движения и ритмы. От звука переходим к логотоме, так же тренируя ее в разных вариациях, чтобы подойти к простейшей структуре – слову. Теперь роль движения заключается в выделении акцента, ритма слова. Закрепленные слова сразу комбинируются во фразы. Оно не является суммой всех функциональных движений для фонем, из которых состоит предложение, так  как, в – первых, большинство фонем  уже автоматизированы, во – вторых, сумма всех движений будет очень сложной для  воспроизведения, в медленном  ненормальном ритме. А это не соответствует нашим целям. Движение, поддерживающее ритм и  интонацию фразы, глобальное и простое, но  может содержать несколько функциональных движений для выделения некоторых трудных или неправильно произносимых фонем. Или же оно может выделить некоторые ударения. Речь имеет свою форму и свое содержание. То же имеет и движение.

Работая над словами и предложениями, педагог всегда даст модель – движение, но в то же время будет контролировать движения детей, поддерживать вариации движений, исходящих от ребенка, заимствовать некоторые из них. К старшему школьному возрасту дети уже самостоятельно  преобразовывают данный им текст в движение, следуя собственному чувству.

Пример работы над текстом:

  • работа над дыханием
  • работа над гласными звуками, произнесение их с разной интонацией, длительностью, сопровождаемая движениями
  • работа над согласными звуками в разных вариациях, сопровождаемая движениями
  • работа над ритмом с выделением ударного слога
  • работа над слогами и словами с движениями
  • работа над фразой с плавным непрерывным (единым) движением

                 Движение тела для коррекции произношения.

Работу над коррекцией произношения мы начинаем с анализа ошибки ребенка. Результатом является работа над напряжением или расслаблением, временем, интенсивностью. Коррекция на двигательном уровне должна предшествовать коррекции артикуляции. Просто изменить движение недостаточно для хорошей  коррекции. Необходимо заботится о том, чтобы движение соответствовало психомоторным способностям ребенка. На практике артикуляционная и двигательная активность постоянно переплетаются. После побуждения педагога дети двигаются в пространстве, озвучивая и самопроизвольно используя уже известные речевые структуры, наполняя их эмоциональным содержанием во время контактов с другими детьми.

Пример работы над коррекцией произношения с помощью движения

Напряженный ребенок -  учить его расслаблять тело, мышцы:

  • в положении лежа расслабить руки, ноги, голову путем поглаживания,  похлопывания, потряхивания этих частей тела. Игра с воздушным шаром.
  • укачивание игрушки
  • имитация качающихся деревьев

Расслабленный ребенок -  учить его произвольно напрягать тело и отдельные части тела:

  • имитация строевого твердого шага
  • громкое сильное топанье в разном темпе
  • резкий переход из расслабленного состояния (лежа) в напряженное (по сигналу вскочил, напряженные руки подняты вверх)
  • поднятие и перенос тяжестей, соответствующих физическому развитию ребенка

Подводя итог всему выше изложенному, можно сказать, что искусство движения успешно используется в терапии и реабилитации детей с нарушением слуха, преподавая им речь естественным путем, тем самым, отодвигая стены, которые отделяют их от детей с нормальным слухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности устной и письменной речи детей с нарушением слуха.

В работе отражены особенности речевого развития детей с нарушением слуховой функции, приёмы обучения дактильной речи и чтению....

Читательское развитие детей с нарушением слуха и речи

Виды работ  по развитию  чтения детей с нарушением слуха и речи...

«Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...