Конспекты занятий по логопедии для учащихся 1 класса школы 8 вида. Тема: Автоматизация звуков з, р.
план-конспект занятия (логопедия, 1 класс) по теме

Данный материал поможет начинающим логопедам,  в составлении конспектов занятий . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уточнение артикуляции и произношения звуков п-в-ф.

Цель: закрепление правильного произношения звуков п-в-ф;

развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и       синтеза.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед предлагает сесть тому из детей кто произнесет, повторит три похожих слова:

Дом-сом-ком, оп-ох-ой, осы-овцы-косы  и т.д.

2.Сообщение темы занятия.

На доске выставлены несколько картинок (ёж, гнущиеся под ветром дерево, капли дождя) см. приложение.

Логопед: Ребята, посмотрите на первую картинку кто ней изображен ?

Дети: Еж.

Логопед: Ребята,  похоже, наш ёж сердится. Он фыркает.  Как он это делает?

Дети: Фыр-фыр-фыр, фыр-фыр-фыр, фыр-фыр-фыр!

Логопед: Посмотрите внимательно на вторую картинку, чем недоволен ёж?

Дети: Плохая погода дует ветер, деревья гнуться.

Логопед: Ребята давайте представим себя в роли деревьев, поднимем руки над головой. Подул сильный ветер, деревья качаются, гнуться то вправо, то влево.

Дети подражают движению дерева гнущегося на ветру, наклоняясь по инструкции логопеда то вправо, то влево.

Произносят звук в-в-в-в.

Логопед: Такие сильные порывы ветра обычно бывают перед …… (показывает третью картинку)

Дети: Перед дождём.

Логопед: Правильно. Пошел дождь, падают первые тяжелые капли кап-кап-кап. Повторите, как падают первые капли?

Дети: Кап–кап-кап.

Логопед: А теперь дождь усилился, капли стали меньше, падают чаще.

Дети: (в ускоренном темпе) Кап–кап-кап, кап–кап-кап!

Логопед: Да теперь понятно, почему ёж так расстроен. Давайте пригласим его к нам на занятие! Вова, пригласи ежа к нам.

Дети: Ёж, приходите, пожалуйста, к нам на занятие.

Появляется игрушка еж.  

Логопед: Уважаемый ёж присоединяйтесь к нам, с ребятами. Мы будем закреплять изученные звуки, делать артикуляционную гимнастику, играть.

Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено? Какой первый звук  в слове?

Дети: Ворона. Первый звук в.

           Пила. Первый звук п.

           Филин. Первый звук ф.

Логопед: Можно звонко прокричать звуки в, ф, п.

Дети: Да.

Логопед: Давайте проверим.

Можно звонко прокричать только звук в.  А звуки п, ф только  глухо прошептать.

Уточнение артикуляции звуков п-в-ф.

Логопед: Сегодня мы с вами изучать звуки п-в-ф. Для того, чтобы наши губы и язычок  хорошо работали выполним артикуляционную гимнастику.

Для губ: «Улыбка» - «Трубочка».

Для язычка: сделать язык широким, широкий кончик язычок положить на нижнюю губу, опустить на нижние зубы, «Лодочка», «Чашечка».

3. Дидактическая игра «Листья шелестят».

Цель: развитие дыхания. Предлагаются полоски тонкой желтой бумаги, прикрепленные к «ветке».

Логопед: Какое время года? Какие приметы этого времени года вы могли бы назвать.

Дети: Осень. Листья на деревьях пожелтели. Дует холодный ветер.

Логопед:  По сигналу «подул ветерок», тихо подуйте на полоски.

                  По сигналу «подул ветер», сильнее подуйте на полоски.

4. Дидактическая игра «Найди лишний предмет».

Логопед: Ребята, давайте научим нашего гостя играть в игру « Найди лишний предмет».

На доске выставляются картинки: кресло, стол, стул, кошка.

Логопед: Какая картинка лишняя? Почему вы так решили? Каким словом, можно  назвать оставшиеся предметы.

Дети: Кошка лишняя.  Кресло, стол, стул - это мебель. А кошка – это  домашнее животное.

Следующий ряд картинок (апельсин, ёж, лимон).

Дети: Ёж лишний – это дикое животное. Апельсин, лимон – это фрукты.

Логопед: Какой первый звук в слове фрукты?

 Следующий ряд картинок (огурец, помидор, малина).

Дети: Малина лишняя – это ягода. Огурец, помидор – это овощи.

Логопед: Какой первый звук в слове помидор? На каком месте стоит звук в

в слове овощи?

5. Работа в тетрадях.

Работа с трафаретами. Штриховка (помидор, огурец) .

6.Динамическая пауза «Пузырь».

Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя не надутый пузырь. Произносят текст «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и отходят назад произнося в-в-в, растягивая круг. По сигналу «Пузырь лопнул п-п-п», дети идут к центру круга, произнося звук ф-ф-ф, подражая выходящему воздуху.

7. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята вот и пришла пора проститься с нашим гостем ежиком. Давайте напомним ему, какие звуки мы с вами сегодня повторяли?

Дети: Звуки п-в-ф.

Логопед: Как мы произносим звуки п, ф?

Дети: Тихо, шепотом.

Логопед: А звук в мы ка произносим?

Дети: Звонко.

Логопед: Молодцы. Сегодня на занятии хорошо работали….

Задание для выполнения с воспитателем.

Выучить чистоговорку с детьми.

Воду, воду, воду

Лили, поливали.

Валю, Валю, Валю,

Валеньку купали.

Тема: Автоматизация звука р в прямых и обратных слогах.

Цель: Закрепить правильное произношение звука р в прямых и обратных слогах; дифференциация единственного и множественного числа существительных; закрепление структуры предложения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Уточнение правильной артикуляции звука р.

4. Сообщение темы занятия.

Задание 1.

Произнесите четко звук р в слогах и словах.

Ра, ра,  ра  – рамка.

Ро, ро, ро – роза.

Ру, ру, ру – рука.

Ры, ры, ры –рыба.

Ар,ар ,ар –пар.

Ор,ор,ор – бор.

Ур, ур, ур – шнур.

Ир,ир, ир – мир.

5.Дидактическая игра « Один - много».

Логопед называет один предмет, дети должны назвать форму множественного числа, передавая мяч логопеду.

Стол -…, слон- …, рука- …, рыба -……, ряд -…., огород-…., шар- …и т.д.

Логопед: Ребята посмотрите внимательно на изображение. Я назову предметы ещё раз, а вы послушайте, что слышится в конце этих слов.

Логопед называет картинки, акцентируя голосом окончание –ы.

- Что же слышится в конце этих слов? Какой звук?

Дети: Звук ы.

Логопед: Повторите  слова, четко произнося звук ы в конце слова.

6.Физминутка.

Стройтесь быстро на зарядку.

Рассчитайтесь по порядку.

Превращу я вас сейчас всех в машины в этот час.

Мотор заводится, гудит,

Тук- тук, тук- тук, тук- тук-стучит.

Как лев, мотор на всех рычит.

 И завестись скорей спешит.

Дети: Р-р-р-р-р.

Логопед. Сначала медленно машины едут.

Куда назначено- приедут.

Затем быстрее и быстрее,

Чтобы приехать поскорее.

Чтоб на дороге не петлять,

Нам шины надо подкачать.

Насосы быстро в руки взяли

И шины туго подкачали.

Дети: Ш-ш-ш-ш.

-Затормозим у светофора.

Поедем дальше очень скоро.

7.Дидактическая игра «Светофор».

Цель: определить место звука р в словах.

Дети поднимают таблички с изображением сигнала светофора. Зеленый- начало слова, желтый- середина, красный- конец слова.

Рама, шар, дар, рыба, светофор, дорога  и т.д.

8. Фонематический анализ слова сор.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите первый звук?

- Какой звук слышится после звука с?

- Какой звук слышится после звука о?

Составьте слово сор из букв разрезной азбуки.

Составьте предложение с данным словом.

Задание.

Дополните предложение словами, в которых содержится звук р с опорой на картинки.

Мама посадила на грядке ….(свекла, лук, морковь).

На клумбе расцвели  ….. (маки, тюльпаны, розы).

В саду созрели вкусные… (яблоки, груши, сливы).

9.Подведение итогов занятия. Оценка работы учащихся на занятии.

 

,

-  

Тема: Автоматизация звука з в словах. « В гостях у куклы Зои ».

Цель: Закрепление правильного произношения в словах  и предложениях, развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза, уточнение словаря по теме.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Сообщение темы занятия.

Сообщение темы занятия.

Дидактическая игра «Комар».

Логопед держит на ниточке  бумажного комара и произносит з-з-з-з.

Дети имитируют мимикой разные состояния: «назойливый комар», «боимся комара», «укус комара», «прогоняем комара», «не боимся комара». Голосом показываем приближение, удаление комара (громче, тише з-з-з-з).

-Ребята, прислушайтесь, по-моему, слышен стук. Кто там?

Входит кукла Зоя.

Зоя: Здравствуйте,  ребята. Сегодня утром ко мне прилетел комарик и разбудил меня. Вы знаете, как звенит комарик? Он привел меня к вам на занятие. Какой звук вы изучаете?

Дети: Звук з.

Зоя: Замечательно, это же мой звук меня зовут Зоя.

Логопед: Ребята, какой первый звук в имени нашей гостьи?

  1. Произношение звука з в словах. Определение позиции звука. Развитие фонематических представлений.

Логопед: Ребята, как вы думаете, как ласково называет мама Зою.

Дети: Зоюшка, Зоинька.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Зоя постель…….(заправила).

 Сделала…….. (зарядку),

косички……(заплела),

бант…….. (завязала),

почистила….. (зубы).Как называется паста которой чистят зубы? (зубная)

Потом Зоя пошла на кухню…. (завтракать).

К Зое пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з.(Лиза, Аза).

  1. Развитие слухового внимания и памяти.

-Решили девочки поиграть в «Телефон».

Нужно передать по телефону слова в заданной последовательности.

Зайка, мозайка, зонтик, ваза.

Незабудка, роза, мимоза.

  1. Звуко-слоговой анализ и синтез.

Зоя: Ребята,  давайте поиграем в слова по-другому. Опустите голову, закройте глаза. Я буду называть слова,  а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Тазы.

- Сколько слогов?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог? и т.д.

7. Физминутка «Зайчики».

8. Произношение звука з в связной речи.

Разучивание чистоговорок.

Зоя: Ребята, я очень люблю разучивать чистоговорки. Давайте вместе разучим.

За-за-за, за-за-за – на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – вмесие мы пасли козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы – колокольчик у козы.

За-за-за, за-за-за – уходи домой коза.

9. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».

Занятие проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом - психологом, для учашихся 2-4 классов.Цели:- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;- развивать коммуникативные нав...

Конспект занятия по логопедии для учащихся 1 класса общеобразовательной школы

Конспект занятия для учащихся 1 класса общеобразовательной школы по дифференциации свистящих и шипящих звуков. А так же развитие лексики и грамматики, связной речи....

Конспект занятия по математике во 2 классе школы VIII вида

Данный конспект может быть полезным для учителей начальных классов при формировании элементарных математических предствлений у детей младшего школьного возраста....

Конспект урока для 1 класса. Школа России. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й.

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Й. Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слов...

Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...

Конспект занятия по логопедии для 1 классов

-развивать зрительное восприятие, пространственные представления, закрепить понятие о схеме тела, развивать внимание;- способствовать развитию умения сравнивать работу с образцом, формировать адекватн...