Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида
статья по логопедии по теме

В статье раскрываются основные задачи  развития речи учащихся школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск, г. Жигулевск

Статья по теме

«Основные направления развития речи учащихся школы VIII вида»

Подготовила:

учитель-логопед: Игнатьева Г.В.

2014г.

План

  1. Характеристика речевого развития учащихся школы VIII вида.
  2. Задачи и пути развития речи учащихся школы VIII вида.

  1. Характеристика речевого развития учащихся школы VIII вида.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности учащихся школы VIII вида в большинстве случаев осложнено недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов, которое приводит к значительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее оформления.

        В процессе усвоения речи нормально развивающийся ребенок запоминает не только слова, но и отдельные морфемы: корни, приставки, суффиксы, окончания – и уже с двух лет практически начинает пользоваться правилами словообразования.

        Процесс речевого развития детей с умственной недостаточностью протекает иначе. Учащихся школы VIII вида усваивают по подражанию отдельные слова, являющиеся названиями обиходных предметов, часто повторяющихся действий, и простые конструкции предложений. Из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового и речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Последующее речевое развитие протекает замедленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными.

        Учащиеся школы VIII вида имеют различные формы стойких нарушений звукопроизношения, которые приводят к затруднениям в овладении звуковым составом слова. Нарушения звукопроизношения могут проявляться по-разному: отсутствием в речи детей тех или иных звуков, их искажением или заменой в пределах одной или разных групп, смешением звонких и глухих, мягких и твердых согласных, нарушением слоговой структуры слова.

        Серьезные недостатки наблюдаются у учащихся школы VIII вида в лексической стороне речи. Одним из наиболее ярких особенностей речи данных детей является ограниченность и бедность словарного запаса. Незнание большого круга слов разной меры обобщенности делает речь учащихся малоконкретной и недостаточно обобщенной. Отдельные грамматические категории вообще не употребляются или занимают в их словарном запасе минимальный процент (причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги и т.д.). Не менее распространенным недостатком лексической стороны речи учащихся является неправильное понимание и неточное использование слов. Это наблюдается в чрезмерном расширении значения слова.

        Еще сложнее протекает процесс овладения  умственно отсталыми детьми синтаксической стороны речи. Наиболее часто встречающимися недостатками являются  следующие:

- малая распространенность предложений;

- пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы;

- редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, неправильное их построение;

- нарушение связи слов в предложении;

- нарушение порядка слов.

        Характеризуя состояние связной речи учащихся школ VIII вида, необходимо отметить следующие недостатки:

- отсутствие полноты и развернутости высказывания;

- нарушение последовательности воспроизведения событий;

- искажение логической зависимости явлений;

- недостаточная выразительность речи.

        Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно излагать свои мысли затрудняют процесс обучения ребенка грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, способствует речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения учащихся школы VIII вида по всем учебным предметам.

  1. Задачи и пути развития речи учащихся школы VIII вида.

Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции. От того насколько будет сформирована речь у данных учащихся, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Основная нагрузка в формировании речи учащихся школы VIII вида падает на уроки русского языка, где язык, речь становятся не только средством обучения, но и предметом изучения. Внимание детей привлекается к звуковому составу слова, его кодированию на письме, отбору лексики для более точного выражения мысли, правильному построению предложений, связи их друг с другом в тексте.

Конкретные задачи по речевому развитию учащихся сводятся к следующему:

  1. Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков.
  2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
  3. Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения.
  4. Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм речи.
  5. Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

        Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлено тем, что каждая единица речи (звук, слово, словосочетание, предложение, текст) реализуется в процессе коммуникации. Отсюда обучение произносительным навыкам неразрывно связано с развитием словаря ребенка. Слово, в свою очередь, может быть усвоено только тогда, когда оно выступает в сочетании с другими словами, используется в разных формах и контекстах. Построение предложения, хотя и подчиняется внутренним грамматическим законам, зависит также от контекста, в котором оно находится. Рядом стоящие предложения определяют в нем порядок слов, их выбор, форму и т.д.

        Наряду с развитием различных сторон речи учеников коррекционная школа решает задачи коррекции речевых недостатков. Работая над четкостью артикуляции, орфоэпией, интонацией, учитель занимается также закреплением звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь.

        Результативность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации, вне зависимости от того, протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными из них являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т.е. тогда, когда ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным.

        В связи с этим первым методическим условием формирования речи является уточнение и обогащение представлений учащихся о предметах и явлениях окружающего мира.

        Повышение заинтересованности в речевом высказывании – второе методическое условие успешности работы по развитию речи. Снижение волевых усилий приводит к ослаблению побудительных мотивов речи, к нарушению внутренних устремлений, которые заставляют их поддерживать общение, желание поделиться своими впечатлениями. Повышение речевой мотивации достигается путем использования различных приемов: наглядность, вопросы учителя, увлекательная тема, интересные ситуации, нестандартные занятия, поощрительность и т.д.

        Задачи речевого развития учащихся могут быть успешно решены только в том случае, если весь процесс обучения и воспитания будет направлен на их реализацию.

Список литературы

  1. Гордиенко Е.Н. Научно-педагогические основы обучения аномальных школьников связной речи. - Ташкент, 1985.

  1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1991.

  1. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в третьем классе по развитию речи в школе VIII вида с использованием коммуникативной технологии обучения на тему: «Посуда. Мытье посуды»

Урок по развитию речи в 3 классе школы VIII вида. Данный урок был построен с использованием коммуникативной технологии обучения, в его основе  лежит практика использования в быту кухонной посуды....

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида

В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида....

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс

  Основными целями преподавания чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются развитие связной устной речи, формирование языковой компетенции учащихся. ...

Календарно - тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс

Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи для школ XIII вида 3 класс преднозначено в помощь учителям  работающим в коррекционной школе....