логопедического занятия в 3 классе по теме "Родственные слова"
презентация к уроку по логопедии (3 класс) на тему

На логопедическом занятии учащиеся 3-х классов познакомятся с родственными словами, их отличием от однокоренных слов. Презентация поможет наглядно освоить материал. Для закрепления материала учащиеся работают с карточками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  в 3 классе по теме

«Родственные слова»

Цели:

  1. Познакомить учащихся c родственными словами.
  2. Развитие грамматического строя.
  3. Обогащение и активизация словаря.
  4. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, мышления.

Оборудование: проектор, мультимедийный экран, рабочие тетради, ручки с синей пастой, простые карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Логопед предлагает учащимся послушать слова и сказать, что в них общего.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ.

Определение темы занятия.(слайд 1)

  1. Работа с текстами.(слайд 2)

Логопед читает текст рассказа:

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК, РОДИНА, НАРОД. Все эти слова как бы родня.

Теперь текст прочитайте сами, соблюдая ударение в словах.

Словарная работа: РОДНИК, РОДИНА, РОДНЯ.

Это родственные слова.

Логопед читает стихотворение:

Как растут слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом,

А вот садовод,

С ним садовник идёт, очень интересно

Гулять в саду словесном.

Объяснение слов: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК.(слайд 3 ) Картинки по теме.

Из какого слова выросли слова: РАССАДА, ПОСАДКИ, САДОВОД, САДОВНИК? Из слова САД, это КОРЕНЬ.

  1. Чудо – дерево  (слайд 4)

На слайде изображение  чудо-дерева. Слово САД на  корню дерева.

Назовите слова, которые выросли из слова САД.

Ученики называют слова и они появляются на чудо – дереве.. Все эти слова произошли от одного корня и называются ОДНОКОРЕННЫМИ, РОДСТВЕННЫМИ.

Запишите родственные слова в тетрадь, выделите корень.

Образец записи: сад – рассада, посадки, садовод, садовник.

Логопедическая физминутка.

  1. Закрепление материала.
  1. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными. Логопед записывает на доске пары слов:

РИС – РИСУНОК        ГОРА – ГОРЕВАТЬ        ВОДИТЕЛЬ – ВОДА

Логопед предлагает ученикам найти общую часть этих слов. Затем записать пары слов, выделить общую часть – корень слова.

Сравнить пары слов по смыслу. Сказать будут ли эти слова родственными? Почему? (Эти слова не могут быть родственными, у них разный смысл).

  1. (карточки)  (слайд 5) К словам из первой колонки подберите родственные слова из второй колонки. Подчеркните их одним цветом.

ГОРА

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

ГОРЕ

ВОДА

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

ВОДИТ

РИС

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

РИСУНОК

(слайд 6) Проверьте.

  1. Итог занятия. Чему научились на занятии? Какие возникли трудности?

                            (слайд 7) Молодцы! 

ГОРА

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

ГОРЕ

ВОДА

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

ВОДИТ

РИС

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

РИСУНОК

ГОРА

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

ГОРЕ

ВОДА

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

ВОДИТ

РИС

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

РИСУНОК

ГОРА

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

ГОРЕ

ВОДА

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

ВОДИТ

РИС

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

РИСУНОК

ГОРА

Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился.

ГОРЕ

ВОДА

Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная.

ВОДИТ

РИС

Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка, рисуночек, рисовод.

РИСУНОК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающее занятие в 3 классе РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Слайд 2

Родник родит речку, а река льётся через всю нашу матушку-землю, через всю Родину, корит народ. Вы глядите, как это складно выходит: РОДНИК , РОДИНА , НАРОД . Все эти слова как бы родня.

Слайд 4

САД ПО САД ИТЬ РАС САД А САД ОВНИК САД ОВОД ПО САД КИ

Слайд 5

гора Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. горе вода Водить, подводник, привод, водянистый, проводник, водяной, водица, заводная. водит рис Рисование, рисовый, зарисовка, разрисовать, рисинка , рисуночек, рисовод. рисунок

Слайд 6

ГОРА Горный, горюшко, пригорок, горевать, гористый, горький, горочка, пригорюнился. ГОРЕ ВОДА ВОДИТ РИС РИСУНОК гора Горный , горюшко , пригорок , горевать , гористый , горький , горочка , пригорюнился . горе вода Водить , подводник , привод , водянистый , проводник , водяной , водица , заводная . водит рис Рисование , рисовый , зарисовка , разрисовать , рисинка , рисуночек , рисовод . рисунок

Слайд 7

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема: Слог.Слоговой состав слова.

Показана слогообразующая рольгласных в слове и формирование у детей умения правильно делить слова на слоги, делать слоговой анализ, определять их количество  и последовательность слогов в слове....

Конспект логопедического занятия Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического,...

Конспект логопедического занятия по теме "Сравнение семизвучных слов разной звуко-слоговой структуры".

Логопедическое занятие по коррекции смешанной дисграфии на школьном логопункте....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Формирование навыков фонематического анализа слов различной слоговой структуры с использованием ИКТ в подготовительном классе»

Занятие проводилось с учащимися подготовительного класса, имеющей недоразвитие лёгкой степени тяжести, дефектное произношение шипящих звуков, нарушения опорно-двигательного аппарата....

Технологическая карта логопедического занятия 3 класс Тема" Однокоренные и родственные слова"

Технологическая карта  подгруппового логопедического занятия на  тему" Однокоренные и родственные слова"...

Конспект логопедического занятия 2 класс (ОНР) «Слово и слог»

Формировать у учащихся представлений о слогах как частях слова, на которые оно делится при произношении и чтении; развивать умение определять в слове количество слогов по количеству гласных звуков, в ...