Конспект логопедического занятия по теме: "Экскурсия по городу".
план-конспект занятия (логопедия, 2 класс) по теме

Косова Анастасия Владимировна

 

Конспект логопедического занятия по развитию языкового анализа у учащихся 2 классов.

        

Логопедическая тема: Анализ предложений на слова.

Грамматическая тема: Заглавная буква в именах собственных и в названиях.

Лексическая тема: Экскурсия по городу.

- наглядно показать, что предложение состоит из слов;

- упражнять в составлении схемы предложения, готовящей их к раздельному написанию слов;

- сопоставлять слово и предложение, как речевые единицы;

- закреплять правило написания начала предложения и обозначении конца предложения;

- упражнять в чтении и произношении предложений с интонационным обозначением границ предложения;

- тренировать в составлении графической схемы предложения;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekskursiya.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по развитию языкового анализа у учащихся 2 классов.

Логопедическая тема: Анализ предложений на слова.

Грамматическая тема: Заглавная буква в именах собственных и в названиях.

Лексическая тема: Экскурсия по городу.

Цель:

- Учить анализировать предложения на слова.

Задачи:

- наглядно показать, что предложение состоит из слов;

- упражнять в составлении схемы предложения, готовящей их к раздельному написанию слов;

- сопоставлять слово и предложение, как речевые единицы;

- тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении;

- тренировать в выделении главных членов предложения;

- закреплять правило написания начала предложения и обозначении конца предложения;

- упражнять в чтении и произношении предложений с интонационным обозначением границ предложения;

- тренировать в составлении графической схемы предложения;

-  упражнять в согласовании существительных с прилагательными в числе;

- расширять словарь детей по теме: «Зима»;

- развивать слуховое и зрительное внимание;

- развивать слуховую и зрительную память;

- развивать координацию речи с движением.

Материалы и оборудование:

Карта города у каждого учащегося, картинки предметные и сюжетные, графические схемы для составления предложений, символы, схемы (правила предложения), схемы знаков препинания, цифры от 1 до 10 (по количеству учащихся), ленты с заданиями, Компьютерная игра «Страна знаний» (На занятиях), карточки с домашним заданием.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение грамматической темы занятия.
  3. Сообщение логопедической темы занятия.
  4. Анализ предложений на слова.

5. Согласование существительных с прилагательными в числе.

6. Развитие слухового внимания.

7. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».

8. Физкультминутка.

9. Закрепление темы занятия.

10. Подведение итогов занятия.

11. Оценка деятельности учащихся.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение грамматической темы.

Откройте ваши тетради и запишите число и ваши фамилию, имя и отчество. Как вы записали эти слова, с какой буквы? Какое правило вы знаете? (Правило)

Сегодня на занятии мы  часто будем вспоминать это правило.

 3. Сообщение логопедической темы.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу. Как правильно называется путешествие по городу? (Экскурсия)

Нам поможет карта города Предложений. Вам нужно будет заполнить эту карту.

4. Анализ предложений на слова.

А) простые предложения

Давайте познакомимся с достопримечательностями города.

Посмотрите на табличку и назовите, где мы с вами находимся?

Табличка: ПРОСТОЙ ПЕРЕУЛОК. Посмотрите на карту и найдите на ней переулок. Что такое переулок?

Переулок – это небольшая, обычно узкая улица, которая соединяет две другие улицы.

Подпишите на своих картах Простой переулок. Как вы напишите эти два слова? Почему?

Игра «Кто здесь живет?»

Познакомимся с жителями Простого переулка. (Картинки: машина, цветок, мальчик, дом, самолёт). Посмотрите на 1-ю картинку. Что на ней нарисовано? (Машина). Что делает машина? (Едет). Назовите первое слово, второе слово. Что мы с вами составили? (Предложение). О ком или о чем говорится в этом предложении? (О машине). Что говорится о машине? (Она едет).

Составим схему предложения, вспомним правило предложения.

Все слова в предложении пишутся отдельно.                !  -----      -----   .

Вы составили предложение из двух слов. Такое предложение называется простое. Запишите предложение в тетрадь.

Аналогично дети анализируют каждое предложение.

5. Согласование существительных с прилагательными в числе.

Игра «Добавь одно слово». Ответь на вопросы: какой? какая? какие?

Машина едет – красивая машина едет – красивые машины едут.

Дом стоит - … - …

Мальчик идет - … - …  

Цветок растёт - … - …

Самолёт летит - … - …

Б) Распространенные предложения.

Мы с вами двигаемся дальше. Посмотрите на табличку и прочитайте, куда мы попали? Табличка: УЛИЦА ТРЕХ СЛОВ. Дети читают табличку по стрелочкам.

Посмотрите на карту и найдите на ней улицу. Что такое улица?

        Улица – это два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда.

Подпишите на своих картах название улицы. Как вы напишите эти три слова? Почему? Познакомимся с жителями улицы Трех слов. (Картинки: мама поливает цветы, рыбак ловит рыбу, девочка читает книгу, мальчик рисует картину, кошка ловит мышку, собака грызет кость).

- Посмотрите на 1-ю картинку. Составьте по картинке предложение из 3-х слов. (Девочка читает книгу). О ком или о чем это предложение? (О девочке). Что говорится о девочке? (Она читает). Что читает девочка? (книгу). Начертите схему вашего предложения.

Все слова в предложении связаны по смыслу.

От одного         слова к другому можно задать вопрос.                         !  -----     -----    -----   .                Аналогично дети анализируют каждое предложение.

6. Развитие слухового внимания.

Посмотрите на таблички: Мурка, Шарик, Оля, Иван Иванович Сомов, Толя Иванов, Ирина Петровна. Помогите развесить таблички с именами на домики жильцов. Вспомните правило. Напишите только те предложения, которые состоят из 3-х слов.

Компьютерная игра «Страна знаний» (На занятиях).

        Игра «Кому письмо?» Найди человека по описанию, отдай письмо.

7. Дифференциация понятий «слово» и «предложение».

Игра «Короткая или длинная полоска».

Я буду называть вам слово или предложение. Если я называю слово – поднимите короткую полоску, если предложение – длинную.

8. Физкультминутка.

Мы идем дальше. Прочитайте табличку. СПОРТИВНЫЙ БУЛЬВАР. Что такое бульвар?

Бульвар – это широкая аллея посреди городской улицы.

Найдите на вашей карте бульвар и подпишите его название. Вспомните правило. Как вы напишите эти 2 слова? Почему?

На спортивном бульваре живут спортсмены. Отгадайте каким спортом здесь занимаются. Логопед показывает действие, ребенок отгадывает и называет вид спорта и спортсмена (плавание, баскетбол, футбол, фигурное катание, хоккей, лыжи, бокс, теннис), а затем все повторяют движения.

9. Закрепление темы занятия.

Мы с вами двигаемся дальше. Отгадайте куда мы пришли.

Табличка: НАБЕРЕЖНАЯ ТУРИСТОВ. Что такое набережная?

Набережная – это улица, идущая вдоль берега.

На этой набережной останавливались очень известные люди. Карточки с названием профессии и именами людей. Соедините стрелочками профессию и человека.

Логопед раздает ленточки с заданиями.

Внимательно прочитайте, исправьте ошибки, разделите предложения на слова.

Например:  п е р в ы м к о с м о н а в т о м б ы л ю р и й г а г а р и н

Составьте схему вашего предложения у себя на парте. Запишите предложение в тетрадь. Снизу начертите схему этого предложения. Обозначьте все правила предложения.

У нас с вами сегодня последняя остановка в городе Предложений.

Табличка: ПРОСПЕКТ ПРЕДЛОГОВ. Что такое проспект?

Проспект – это широкая, обычно прямая улица.

Найдите на ваших картах проспект и подпишите его. Как вы написали эти два слова? Почему?

9. Подведение итогов занятия.

10. Оценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Экскурсия по Невскому проспекту".

Методический материал знакомит учеников с достопримечательностями главного проспекта Санкт-Петербурга....

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия "Город Благовещенск"

Конспект логопедического занятия "Город Благовещенск" для детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе "В волшебном городе дует сильный ветер. Звуки В-Вь"

Формирование предпосылок к подготовке обучению грамоте посредством широкого применения символов согласных звуков....