Развитие тонкой ручной моторики
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

Зуева Татьяна Васильевна

Развитие ручной моторики способствует развитию всех психических функций ебенка, включая речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития тонкой моторики

      Развитие двигательной сферы вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психического развития ребёнка.

Тонкая моторика – основа развития, «локомотив» всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.

Предлагаемые упражнения для кистей и пальцев рук не исключают и не заменяют общепринятых классических упражнений, а закрепляют и дополняют приобретённые в процессе коррекционной работы навыки.

Упражнения  не требуют сложного оборудования и специальной организации пространства. Все представленные упражнения выполняются на столе. На начальных этапах и возможностях ребёнка необходима помощь взрослого.

 Оборудование:

Деревянный волчок;

Мягкий поролоновый или резиновый мячик диаметром –3 см  — 2 шт;

Кольцо из мягкой текстильной резинки диаметром 2-3 см;

Шнурок (цветные шнурки) и матрица с нарисованными на листе формата А4 линиями;

Тупая игла для вышивания с широким ушком – 1шт, толстые х/б нитки разных цветов;

Лоскут толстой однотонной ткани размером 20/30 (тетрадный лист);

Лист бумаги формата А4 в крупную клетку;

Шашки (крышки) разных цветов по 5 шт;

Пробковая пробка длиной 4 – 5см и диаметром 2см – 2шт;

Шнурки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов;

Прищепки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов – по 3 – 4 шт.

 Сжимание и разжимание кулаков обеих рук одновременно.

Сжимание в кулаки кистей рук поочерёдно.

Круговые движения подушечками каждого пальца поочерёдно по раскрытой ладони другой руки (по и против часовой стрелки).

Поочерёдное приподнимание каждого пальца в отдельности от поверхности стола, пальцы при этом широко разведены, ладони плотно прижаты к поверхности.

Аналогично, только пальцы постукивают по поверхности стола в соответствии с заранее оговорённым номером пальца (например, большой палец – 1 удар, указательный – 2, средний – 3, безымянный – 4, мизинец – 5)

Деревянный  волчок раскручивается поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки.

Мячик лежит на столе неподвижно. Выполняется сначала кистью одной, затем другой руки. Ладонь при этом плотно прижата к столу. Приподнимаются поочерёдно пальцы от мизинца к большому и надавливают на мячик, плотно прижимая его к столу и удерживая прижатым к поверхности стола в течение 5 – 10 с.

Мячик поочерёдно сжимается большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем сначала ведущей, затем второй рукой. В каждой позиции мячик удерживать в течение 5 – 10 с.

Мячик поочерёдно сжимается пальцами правой и левой рук (сначала большими пальцами, затем указательными, средними, безымянными и мизинцами. В каждой позиции мяч удерживается не менее 5 с.

 Выполняется аналогично упражнению 21, но пальцами двух рук одновременно. Очерёдность пальцев сохраняется.

  Выполняется так же, как и предыдущее, но без соблюдения очерёдности пальцев, вразброс, по изменяющейся инструкции взрослого, подаваемой в быстром темпе.

 Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой и повторяется 5 – 10 раз.

  Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый  надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинцы ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).

 Ребёнок (дети) выкладывает шнурок по заранее нарисованным разнообразным линиям на листе картона формата А4 (прямым – вертикальным, горизонтальным; кривым, ломаным и т.д.). Усложнить задание выбором цвета шнурка в соответствии с линией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».

Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...