Онтогенез речи
статья по логопедии на тему

Смирнова Елена Юрьевна

3 страницы доступным языком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ontogenez_rechi_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общее понятие онтогенеза речевого развития ребенка

     Процесс становления у детей первой функции речи, то есть овладение речью как средством общения, в течение первых семи лет жизни (от рождения до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный период.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до семи лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

На каждом этапе становление и развитие речи испытывает влияние многочисленных и весьма разнообразных факторов. Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка.

Между периодом невербального общения выделяется своеобразная переходная фаза, когда ребенок уже мог бы заговорить, но еще не прибегает к слову. Ребенок многие недели не прибегает по своей инициативе к речи, а остается на уровне доречевой коммуникации. Почему это происходит, что мешает ребенку, понимающему речь и артикулирующему нужные слова, заговорить? Критическим моментом является активность взрослого человека, который преобразует всю ситуацию для ребенка, побуждая его к речи.

Взрослый предлагает ребенку сотрудничество особого рода: деловое общение с ребенком и практическое взаимодействие по поводу предмета.

К общению относятся лишь те виды деятельности, объектом которых является другой человек, партнер по общению. Если объектом деятельности служит, например, игрушка, то это будет уже предметная деятельность.

Возникновение активной речи у ребенка зависит от того, поднимается ли он на уровень предложенного взрослым специфического сотрудничества. Если да, то в конце первого года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства для взаимодействия с окружающими людьми, сначала только с взрослыми, а после двух лет и с другими детьми.

Существуют три основные формы речевых реакций у детей:

Речевые реакции в отсутствии партнера - это наиболее элементарная форма.

Диалог - в разговоре активны двое: один обращается к другому с вопросами, второй отвечает и наоборот.

Монолог - один из детей говорит в присутствии других.

Наиболее высокая форма речевого общения - диалог. Он имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает к игре, занятию другого ребенка, устанавливает контакт с ним. К сожалению, часто приходится видеть, что даже хорошо говорящие дети трудно поддерживают диалог с другими детьми. На это нужно обратить самое серьезное внимание, так как если способность к разговору не будет развита в детстве, она и далее останется недостаточной.

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы. Например, А.Н. Гвоздев, прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

А.Н. Леонтьев, устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

  • первый - подготовительный - до одного года;
  • второй - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до трех лет;
  • третий - дошкольный - до семи лет;
  • четвертый - школьный.

Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи.  

Первый крик своего малыша родители слышат ещё в родильном зале. Он должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребёнка до восьми недель. Криком ребёнок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев специалисты называют периодом гуления. Если ребёнок развивается в соответствии с возрастной нормой, он активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-у-у», «агу», «аха», «угу». Гуление не возникает у младенца стихийно. Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым. Разговаривая с крохой, взрослые стимулируют его речевое развитие.

В 2,5 – 3 месяца у младенца появляется первый смех. Он с удовольствием  заливисто хохочет, что способствует развитию его речевого дыхания. В этом возрасте малыш отвечает улыбкой на обращение взрослого, ищет источник звука в пространстве, поворачивая голову.

В 4 месяца у ребенка отмечается так называемый «комплекс оживления» со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Малыш радостно стучит ножками и машет ручками, гулит и смеется в ответ на обращение мамы или другого взрослого.

К 5-6 месяцам нормально развивающийся младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в 5 месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как взрослые произносят звуки. Поэтому очень важно не сюсюкаться с ребёнком, а говорить четко и правильно. Если малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребёнка отоларингологу и провести углубленное исследование состояние слуха.

Примерно с 7-8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития. Ребенок все чаще произносит слоги и цепочки слогов, подкрепляемые взрослым.

К 1 году в словаре ребёнка будет уже 10-15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «пить», «бух» и т.д.

К 1,5 – 2 годам в речи малыша должны появиться простые предложения, состоящие из 3-4 слов. Можно отметить появление в активной речи ребёнка первых прилагательных (хороший, плохой, большой, маленький и т.д.)

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребёнок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [бʼ], [п], [пʼ], [м], [мʼ], [т], [тʼ], [н], [нʼ], [к], [кʼ], [г], [гʼ], [в], [вʼ], [ф], [фʼ]), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок. Ребёнок легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с], [сʼ], [з], [зʼ], использует в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки  [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связанно рассказать о том, сто изображено на серии картинок или  на одной картине.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период обучения. Ребенок начинает овладевать письменной речью (чтение и письмо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД в процессе онтогенеза.

УДД в процессе онтогенеза. Кратко....

Речь и ее развитие в онтогенезе

Речь и её развитие в онтогенезе.Речь – форма общения людей, опосредованная языком, особый вид деятельности.В первый год жизни наблюдаются предпосылки речевого развития.1-е полугодие – звуко-подр...

Статья "Развитие восприятия в онтогенезе".

Статья рассказывает о развитии восприятия человека....

Конспект "Нейропсихологическое занятие с использованием метода замещающего онтогенеза"

Тема: «Письмо от Деда Мороза»Цель занятия: общее оздоровление, улучшение самочувствия, концентрации внимания, снижение напряжения, устранение проявлений усталости и переутомления, функцион...

Формирование звукослоговой структуры слова в онтогенезе

В статье поднимаются вопросы слога, слогосложения и слогоделения, поэтапно описывается процесс овладения ребёнком звукослоговой структурой слова в онтогенезе....

Развитие речи в онтогенезе

В статье по возрастам указаны закономерности формирования и особенности развития разных сторон речи: фонетико-фонематической, лексико-граматической, связной....