Логопедические ошибки
консультация по логопедии (1 класс) по теме

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

Опытные учителя начальных классов, благодаря просветительской работе школьных логопедов, умеют определять логопедические ошибки  и вовремя направлять детей на консультацию к логопеду. Но родители и молодые специалисты, работающие в начальной школе, иногда не понимают, почему ребенок допускает, казалось бы, глупые ошибки или считают, что наличие большого количества любых ошибок говорит о нарушении письменной речи (дисграфии). Этот материал призван ознакомить молодых педагогов и родителей с логопедическими ошибками, которые носят устойчивый специфический характер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_12.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия (нарушение письма) характеризуется наличием стойких специфических ошибок, которые связаны с нарушением сильной позиции звука (азеро вместо озеро).

Логопедические ошибки

  1. Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия ребенок не различает акустически близкие звуки в сильной позиции:

  1. 1.1 Замены в группе парных согласных (т-д, п-б, к-г, с-з, ш-з, ф-в)

Данк, паран, колубь, солотой, коша, портвель = танк, баран, голубь, золотой, кожа, портфель

  1. 1.2 Замены в группе «свистящие - шипящие» (с-ш, з-ж, ц-ч)

Гнёздыско, шиски, скажал, кольчо = гнёздышко, шишки, сказал, кольцо

  1. 1.3 Неправильное употребление аффрикат и их компонентов

             Ц = Т + С                                                      Ч = Т + Щ

      Ц-Т: твет = цвет                                        Ч-Т: тяйник = чайник

      Ц-Т: тяпля = цапля                                   Ч-Щ: щайник = чайник

      Ц-С: сапля = цапля                                   Ч-С: сяйник = чайник

1.4 Замены и смешения в группе соноров (Р-Л, Л-Н, Л-Д и др.)

       Голка, моноко, стоды = горка, молоко, столы

     1.5 Ошибки, связанные с неумением обозначать мягкость согласных на письме:

А) Посредством буквы Ь:

     - игнорирование Ь

       Тен, малчик, вюга = тень, мальчик, вьюга

     - избыточное употребление Ь

        Столь, сьнеговик = стол, снеговик

Б) Посредством гласных 2-го ряда (Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е)

     Сыный, мач, лустра, сянки = синий, мяч, люстра, санки

1.6  Взаимозамены самих йотированных (Ё-Ю)

Клюн, лёк = клён, люк  

  1. Ошибки оптико-графического характера – ребенок недостаточно различает оптически сходные буквы, не умеет выбирать нужное движение руки для написания таких букв:

  1. 2.1 Замены букв, похожих по написанию, уменьшение или увеличение количества сходных элементов (о-а, и-у, п-т, б-д, ж-х, и-ш, и-ц, ц-щ, л-м, ш-щ, у-д и др.)

Кошко, бонт, прурода, лина, стасли, атрель, убача, ядлоки = кошка, бант, природа, луна, спасли, апрель, удача, яблоки

  1. 2.2 Ошибки, связанные с расположением элементов букв в пространстве:

т-ш (рубатка = рубашка)

п-и (иушка = пушка)

в-д (кодрик = коврик)

      2.3 Зеркальное письмо

  1. 2.4 Слитное написание элементов двух букв

  1. Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза:

  1. 3.1 Пропуски букв

Бошка = брошка, соить = строить

  1.  3.2 Добавление букв

Сутук = стук

  1. 3.3 Искажение слоговой структуры слов:

А) Пропуски, добавления, перестановки слогов

     Тарспот, молококо, петерь = транспорт, молоко, теперь

Б) Персеверации – застревание:

     Магазим, колхозниз, у деда Модоза = магазин, колхозник, у деда    Мороза

В) Антиципации – упреждение, предвосхищение:

     На девевьях, дод крышей = на деревьях, под крышей

  1. 3.4 Необъяснимые разрывы слов на части, отрыв приставки от слова

Гуля ли, по бежали, в сю, я сный = гуляли, побежали, всю, ясный

  1. 3.5 Необъяснимое слияние слов, слитное написание предлога со словом

Воти зима настала, стоит настоле = Вот и зима настала, стоит на столе

  1. 3.6 Нарушение маркировки предложений ( отсутствие точек и заглавных букв).

  1. Аграмматизмы на письме – ребенок не усваивает особенности грамматического строя речи, характерные для русского языка, неправильно использует суффиксы, приставки, окончания, не согласует слова между собой, неверно изменяя их по грамматическим категориям, неправильно использует предлоги

Платьюшко, овчачьи, мальчик подхватился за льдину, голубая неба, девочка играют, пять окней, заболели ухи = платьице, овечьи, мальчик ухватился за льдину, голубое небо, девочка играет, пять окон, заболели уши.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические ошибки на письме

ДИСГРАФИЯ – это частичное нарушение процесса письма проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.Пр...

Логопедические ошибки

Памятка для учителей и родителей...

Система логопедической коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в ошибках обозначения мягкости согласных на письме.

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письмеСистема логопедичес...

Логопедические ошибки - что это такое?

Описание отличительных особенностей логопедических ошибок от орфографических. Статья снабжена иллюстрациями специфических ошибок, присущих детям с различным типом дисграфии....

Логопедические ошибки на письме.

Консультация для учителей начальных классов....

Основные логопедические ошибки в начальной школе на уроках русского языка и методы их исправления

В статье представлены материалы об основных логопедических ошибках по русскому языку в начальной школе. Представлена их классификация. Даны основные примеры таких ошибок....

Памятка для учителя « Логопедические ошибки »

Памятка для учителя« Логопедические ошибки »...