Логопедические занятия с детьми 1-4 классов.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Артамонова Ольга Викторовна

Логопедические занятия по преодалению дисграфии в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по устранению оптической дисграфии.

Цель: Дифференциация букв И-У на письме.

Задачи:

  1. Учить различать буквы И-У на письме
  2. Развивать фонематический анализ и синтез.
  3. Развивать зрительную память и зрительно- пространственную ориентировку.
  4. Активизировать словарь.
  5. Развивать самостоятельность и аккуратность.

Ход занятия.

  1. Сядет тот, в чьём имени есть буква И.
  2. Сядет тот в чьём имени есть буква У.
  3. Сядут все остальные.

Развитие пространственных представлений.

Нарисовать точку, ниже- крестик, справа от точки- круг. Нарисовать кружок, справа от него крестик, сверху крестика поставить точку.

Сообщение темы.    Рассмотрите элементы букв и составьте буквы.

Какие буквы у вас получились?     Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах И-У.

Что вы можете о них сказать? (гласные).

Звук У- гласный 1 ряда, он не обозначает мягкость согласных.

Звук  И – гласный 2 ряда, он обозначает мягкость согласных.

Будем подчёркивать  их красным цветом.

Развитие фонематического восприятия.

Послушайте звуки и поднимите соответствующую карточку с буквой У-И.

Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…

Хлопните, если услышите слог со звуком У.

Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..

Хлопните, если услышите слог со звуком И.

Слоги: МИ,ДИ, ХИ, ТУ,ДУ,ПА..

Расшифровать символы.  Образец на доске.

Вместо стрелки вправо –И, вместо стрелки вниз –У

Отгадайте загадки, ответы зашифруйте человечками.

Найдёшь их в озёрах,                                                                                                                                         В излучинах рек                                                                                                                                                                              И в бочках с водой                                                                                                                                    На витринах аптек. (пиявки)

                                                  По волнам гуляет зонтик,

                                                  Если встретите- не троньте!

                                                   Вот так чудо, вот так диво!

                                                  Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

Стой, платва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду!  (щука)

                                                    По сути- зверь, а с виду- рыба,

                                                   Огромен, я его боюсь,

                                                   А догадаться вы могли бы,

                                                    Кто пищу цедит через ус?   (кит)

Эта рыба - людоед,

Не просись к ней на обед. (акула)

                                                     В реках африки живёт

                                                     Злой зелёный пароход!

                                                     Кто б на встречу ни поплыл

                                                     Всех проглотит…..( крокодил).

Подбери и запиши слова наоборот. Выдели И-У.

Широкий-

Неряшливый-

Длинный-

Красивый-

Письменный-

Скучный-    

(узкий, аккуратный, короткий, уродливый, устный, интересный)

Запишите слова в 2 столбика  с буквами И-У.

М___л         п___ть                шп___лька             м____шка.

Вставьте пропущенные буквы И-У.

ш___т____ть                   ____к____с_____ть            м____льтф_____льм

м____жч____на              ____гр___шка                     м_____ск____л

п___тн___к                     п___гов___ца                      р___к____

к___н___ца                     к____р___ца                       л___ч____к___

Соберите рассыпанные буквы И-У.  

а, у, и, т, л, к                       а,у, л, ц, и                   т,с, ф, и, у, г, и,р

ж, и, п, у, р,а,н                    н, к, и, ш,у,в              и, у,у, з, м, д,р.

(улитка, улица, фигурист, пружина, кувшин, изумруд).

Назови ласково.

Кувшин- кувшинчик                                               бусы-

Изба-                                                                        бинт-

Клумба-                                                                    ухо-

Вилка-                                                                      миска-

Игрушка-                                                                  курица-

Шуба-                                                                       голубь-

Пихта-                                                                      будильник-

Измени слова по образцу.  Как назвать эти слова одним словом? Ответ зашифруй человечками.

Рубанок- рубанки                               тяпка-

Отвёртка-                                            топор-      

Пила -                                                   дрель-

Молоток-                                             лопата-

Сверло-                                               напильник-                                        

Загадка.                                                                                                                                                        Цветок в воде родится,
А воды не боится.                            Кувшинка  (Детям выдаётся раскраска кувшинки).

Литература:

  1.  Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.2004 год.
  2. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  3. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  4. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.



Предварительный просмотр:

Буквы А-Я после твёрдых и мягких согласных.

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели:

  1. Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  2. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  3. Формировать фонематическое восприятие;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Обогащать и уточнять словарный запас;
  6. Совершенствовать грамматические формы речи;
  7. Развивать коммуникативные навыки;
  8. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  9. Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Приветствие.          Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)                                                   Наши уши внимательно слушают и все … (слышат)                                                                                         Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.                                                                                                                                            

В ряду букв найдите слова. пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц

Какие слова вы нашли? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)

Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? ( одна гласная буква в середине слова.)

Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я.)

На какие две группы можно разделить эти слова?

Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.

Подчеркните гласные буквы красным цветом.

Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)

Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)

Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске         : “Буквы А- Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за; лак, мак, ряд, грязь, мяч, мак, сад, рад.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья                                                                                                                                                                                                                     Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)            Вот большой!                                                                                                                              А это – средний.                                                                                                  Безымянный и последний –                                                                                                                                          Наш мизинец, малышок!  (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням)                                            У-у-у! Указательный забыли.                                                                                                                                       Чтобы пальцы дружно жили,                                                                                                                    Будем их соединять.    (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)                    И движенья выполнять…                                                                                                                                                    Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове)                                                                                                                                        Мы про зайку не забудем –                                                                                                                              Ушками водить мы будем.                                                                                                              (Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)              Чтобы четко говорить,                                                                                                                                                    Надо с пальцами дружить.  (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Закончите стихотворения, вставляя слова с гласными А-Я.

Дождик, дождик, поливай-                                                                                                   Будет хлеба__________.  (урожай)

Весна готовит свой парад,                                                                                             Весь мир весне весёлой_________.  (рад)

Я сижу, едва не плача:                                                                                           Очень трудная_________ (задача)

Дом на рельсах тут как тут,                                                                                           Всех умчит он в пять минут.                                                                                                Ты садись и не зевай,                                                                                                       Отправляется _______ (трамвай)    

Если всё ты будешь знать,                                                                                                    То получишь в школе _________(пять)                

Вставьте пропущенные буквы А-Я.

кв___др___т,     х___л___т,     шл___п___,     м___л____р,                             ш___пк___,   ц___пл____,       т__жесть,  кр__сить,   ст__рый,                                      т__нет,     гл___з,  т__щит,   к__мень.

Вставить недостающий слог РА-РЯ.(игра с мячом).

ИГ___                                 МЕ___                              ДЫ___

НО____                              ФА___                               СЕ___

БУ___                                  ЗА____                             ГИ____

Вставьте недостающий слог ДА-ДЯ.

ДЯ___                                         ВО___

МО___                                         ВОЛО___

Игра в мяч.

У лисы-                          лис__т___.

У белки-                         бельч__т__.

У ежа-                             еж__т__.

У волка-                         волч__т__.

У зайца-                        з__йч__т___.

Вставьте нужные по смыслу слова.

Надо …….игру                                             начинять

Мама будет……. пирог рыбой                    начинать

Скульптор ……… глину                              мял

Дима ещё очень ….                                      мал

Сын ….. как мама….                                    глядит

                                                                        гладит

Юра был….., что попал в первый…..                     рад

                                                                                    ряд

Цветок у Вали….                                                       завал

На дороге после урагана ….                                     завял

Приятный запах у  …                                                маты

В спортивном зале тяжёлые  …                               мяты.

Записать слова в три столбика.

А                                         Я                                     А-Я

Арбуз  Маяк                                Автомат                        Мост                  земляника                                                       моряк                                 аист                            яблоко                           обезьяна                              лилия

Какое слово лишнее? (мост)

Собери и запиши слова из  букв. Объясни их значение.                                                         Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

д,д,я, я                          н,н,я,я                      к,р,т,о,а,н

 з,м,л,е,я                       к,р,я,а,о,г

 Вставьте пропущенные буквы А-Я. «Подружи слова».

Хитрая                                         б___бочк___

Ловкая                                           мышк___

Пушистая                                      зме___

Серая                                             обезь___н___

Ядовитая                                       кошк____

Яркая                                             лис____

Заключительный этап

– Какие согласные мы учились различать на слух?                                                                                         – С какой парой букв мы работали на занятии?                                                                                    – Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме?                                                           – Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

Литература.

  1. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  2. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  3. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.
  4.  Козырева  Л.М.Тайны твёрдых и мягких согласных 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫХ (ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 1-3 КЛАССОВ

Данная программа направлена на преодоление ОНРНВ у учащихся младшей школы. Написана на основе программы А.В.Ястребовой....

Приемы самомассажа на логопедических занятиях с детьми

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом....

Конспект логопедического занятия с детьми 2-3 класса с ОВЗ (ЗПР)

Конспект логопедического занятия по теме дифференциация звуков А-Я, для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), 2-3 классы...

Программа логопедических занятий с детьми 2-ого класса ТНР

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), Федерального з...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ В ПЕРВЫХ КЛАССАХ

Развитие речи–ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя –одна из важнейших задач воспитания и обучения детей.     Сборник включает в себя речевые и...