Мастер-класс для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика с ребёнком дома»
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Данный мастер-класс помогает родителям усвоить и основные элементы артикуляционной гимнастики для проведения её в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика с ребёнком дома»

Задачи:

- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;

- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляционного аппарата;

- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики.

Содержание.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной уздечки.  Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков, их способности перестраиваться и работать координировано.

Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь подобранных логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.

7. Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под стихотворное сопровождение.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю. То есть все то. Что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

1-й комплекс включает следующие основные упражнения.

  1. «Улыбка».
  2. «Трубочка».
  3. Чередование «Улыбка» - «Трубочка».
  4. «Лопатка».
  5. «Иголочка».
  6. Чередование «Лопатка» - «Иголочка».
  7. «Качели».

2-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

  1. «Окошко».
  2. «Кружок».
  3. «Покусаем язычок».
  4. «Чистим нижние зубы».
  5. «Катушка»

3-й комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.

  1. «Чашечка».
  2. «Фокус».
  3. «Чистим верхние зубы».
  4. «Вкусное варенье».

4-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [л].

  1. «Парус».
  2. «Пароход».
  3. «Иголочка».
  4. «Часики».
  5. «Качели».

5-й комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука [р].

  1. «Маляр».
  2. «Лошадка».
  3. «Барабанщик».
  4. «Грибок».
  5. «Кучер».

Важно проводить артикуляционную гимнастику и дома, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Материал для Логопедического уголка по проведению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

В данной памятки  указаны ряд условий, которые родители должны соблюдать при выполнении логопедических упражнений дома....

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика как средство развития речи младших школьников»

Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастикакак средство развития речи младших школьников» ....

Памятка для родителей на тему : «Артикуляционная гимнастика с мамой»

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекц...

Информация для родителей: Что такое артикуляционная гимнастика?

Информация для родителей    Рубрика: «Вопрос – ответ»    Что такое артикуляционная гимнастика?...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИЯ

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

правила проведения артикуляционной гимнастики...