Рекомендации родителям
консультация по логопедии на тему

Михеева Мария Валерьевна

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_roditelyam.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха у младших школьников.

Консультация для родителей.

        Логопедическое воздействие – комплексная работа по профилактике и устранению речевых нарушений. Одним из важных составляющих звеньев является работа по развитию фонематического слуха обучающихся.

        Фонематический слух позволяет человеку различать звуки речи, является необходимым условием для понимания услышанного. При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает, повторяет, пишет не то слово, которое ему сказали, а то, искаженное, которое он услышал: «мгла» становится «иглой» и т.д.

        Нарушения фонематического слуха усложняют работу по обучению грамоте, что в дальнейшем сказывается на всем процессе обучения в целом.

        Родители могут внести существенный вклад в логопедическую работу, придерживаясь рекомендаций специалиста. Занятия с родителями не должны превращаться в урок. Необходимо заинтересовать ребенка, увлечь его, предложив упражнения в форме игры.

        Работе по развитию непосредственно фонематического слуха предшествует работа по развитию неречевого слуха, когда ребенок учится различать на слух природные, бытовые, музыкальные шумы, голоса животных, речь человека. Работа на данном этапе обязательно должна сопровождаться развитием чувства ритма. Логопедия и нейропсихология предлагают разнообразные упражнения:

        1. Угадай, что звучало.

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – телефонного звонка, тиканья часов, льющейся и кипящей воды, шелеста страниц и т.д. Учите ребенка узнавать звуки с закрытыми глазами. При этом постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

        2. Что как звучит.

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет предметы, которые звучали. Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку. Теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Возьмите волшебную палочку с собой на прогулку.

        3. Где позвонили.

Данная игра направлена на определение направления звука. Вам понадобится колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне он него и тихо звоните или гремите или шуршите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда раздается звук, указать на него рукой, затем с открытыми глазами проверить свое предположение.

        4. Работа над ритмической структурой.

Взрослый задает ритм, отстукивая его рукой или карандашом. Например: 2 удара – пауза – один удар. Ребенок должен повторить ритмический рисунок сначала с открытыми глазами, затем с - закрытыми.

        Следующим этапом является различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи.

        1. Игра «Далеко-близко».

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, и как, когда далеко. (Громко-близко). Затем ребенок повторяет мяуканье котенка громкое и тихое. Аналогично можно изобразить сигнал парохода (у-у-у), дудочку (ду-ду-ду) и т.д.

        2. Игра «Угадай, как надо делать».

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы («Наши ноги ходили по дороге») или стишки:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап (медленные хлопки)

Стали капли поспевать.

Капля каплю догонять –

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем (руки над головой).

На следующем этапе важно научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

        1. Игра «Не ошибись»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «оса». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Оса – уса – оша – оза».

Начинать нужно со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к сложным.

Усложнить задание можно используя стихотворения, с пропущенной рифмой.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).

Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Анализ звукового состава слова – самый сложный этап развития фонематического слуха. Начинать необходимо с выделения звука на фоне слова: вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места в слове (начало, середина или конец). Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, из количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким).

 Сначала выполняется анализ гласных звуков:

 Назови первый звук в слове: утка, аист.

Приступая к анализу согласных звуков необходимо соблюдать последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Предложите ребенку картинки, называя которые ребенок выделяет в словах последний звук (кот, мох, бык)

Игра «Мяч не трогать иль поймать – постарайся отгадать».

Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если в конце слова есть заданный звук, или спрятать руки за спину, если такого звука нет.

Когда ребенок научится находить последний согласный в слове, можно переходить к определению места звука в начале, середине слова, последовательность звуков.

Предложенные задания и игры можно разнообразить, усложнить. Но очень важно соблюдать последовательность в работе над развитием фонематического слуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефектолог советует. Рекомендации родителям. Сборник статей и памяток для родителей учащихся начальной школы

Пособие предназначено для родителей учащихся начальной школы. Авторы статей раскрывают причины некоторых школьных трудностей и способы их преодоления. В брошюру вошли рекомендации психологов, логопеда...

Памятка для родителей: "Рекомендации родителям на каждый день"

10 заповедей для родителей. Дети учатся у жизни.Рекомендации родителям на каждый день....

Рекомендации родителям на каждый день.10 заповедей для родителей

7 рекомендаций  для родителей на каждый день  и 10 заповедей для родителей (Януш Корчак)...

Рекомендации родителям "Рекомендации родителям будущих первоклассников"

Переход из детского садв в школу - важный этап в жизни каждого ребенка и родителя. Оказывшись в новых социальных условиях, дети часто оказываются не готовы и это сказывается на адаптации пер...

Как помочь ребёнку (Памятки и советы для родителей) Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Советы для родителей по организации режима дня, обучения детей, повышению уровня школьной мотивации....

13 советов по построению отношений между родителями и детьми (рекомендации родителям)

1. Принимайте своего ребёнка таким, какой он есть, любите его не за то, что он умница, послушный или добрый, а за то, что он есть.2. Если вы видите, что вашему ребёнку сейчас трудно, обязательно помог...