Внеклассное мероприятие "Праздник правильной речи"
материал по логопедии (1 класс) на тему

Кривец Наталья Валентиновна

Данное мероприятие будет полезным для учителей начальных классов, учителей-логопедов, дефектологов, позволяет расширять и активизировать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух в ходе выполнения заданий на выделение речевых и не речевых звуков, воспитывать внимание к собственной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимназия №9 п.Осакаровка

Внеклассное мероприятие

ПОДГОТОВИЛА КРИВЕЦ Н.В.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и активизировать словарный запас(слова-предметы, слова-признаки, слова-действия).

2. Учить строить предложения, согласованные в роде, числе, падеже.

3. Познакомить с принципом классификации предметов, закрепить навык обобщения.

4. Упражнять в применении терминологии (звук, слог, слово, предложение, гласный, твёрдый, мягкий согласный).

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух в ходе выполнения заданий на выделение речевых и неречевых звуков.

2. Закреплять навык анализа слов на слух.

3. Упражнять в различении слов с двумя, тремя слогами.

Воспитательные:

1. Воспитывать внимание к собственной речи.

Оборудование: декорации домов, цветов, книга «Незнайка в солнечном городе», предметные картинки, фишки красного, синего и зелёного цвета, панно для звукового анализа, музыкальные инструменты, магнитофон, музыкальная запись шумов, сумка с инструментами: молоток, гаечный ключ, отвёртка; предметные картинки посуды; таблица с картинками рифмующихся слов; игрушка – кошка с котёнком; цветные флажки с картинками; кубики с картинками двух, - трёх сложных слов на звуки (с) и (ш); макет аквариума, медали с изображением Незнайки.

Ход занятия.

Зал оформлен как детская комната. В центре на стуле – мама читает дочке  книгу Носова «Незнайка в солнечном городе»:

Мама: - «Некоторые читатели сразу скажут, что вес это выдумка, наверно выдумка, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе совсем другое. В сказочном городе всё бывает».

Мама: Ну вот, доченька. На сегодня достаточно, остальное мы дочитаем завтра.

Дочка: Мамочка, а можно я посмотрю картинки в книжке?

Мама: Только не долго, а то уже пора ложиться спать.

(Маша засыпает. Ставят декорацию: дома, цветы. Звучит музыка. Дочь просыпается, удивлённо смотрит по сторонам, увидев маму бежит к ней)

 Выбегает Незнайка:

- Сегодня в солнечном городе Праздник правильной речи! Все на праздник – на бульвар «Колокольчиков»!

Девочка: Незнайка! А можно нам пройти на праздник?

Незнайка: Конечно, можно! Все на праздник! (Незнайка убегает).

Мама: Доченька, а ты знаешь, чтобы научиться правильно говорить, надо очень долго и упорно заниматься.

Дочка: Ой, посмотри, а вот и коротышки идут.

Звучит музыка. В зал входят дети, одетые в костюмы персонажей книги «Приключение Незнайки и его друзей».

Ведущий: Здравствуйте, коротышки! Мы встретили Незнайку и он нас пригласил на праздник правильной речи. Можно нам остаться на празднике?

Все: Конечно, можно!

Знайка: Целый год мы учились правильно говорить. Каждый день занятия у нас начинались с речевой гимнастики. А занималась с нами логопед.

(Логопед проводит речевую и дыхательную гимнастику.)

 Выбегает Незнайка.

Знайка: Опять ты, Незнайка опоздал на гимнастику.

Незнайка: Я опоздал потому, что готовил для вас интересную игру, а называется она «Угадай слово». Вот картинки. При помощи этих картинок вам надо отгадать слово, которое я задумал.

Ведущий: Незнайка, а я кажется знаю как отгадать. Нужно назвать первый звук каждого слова и из них составить ответ, получиться твоё задуманное слово. Мы сейчас с коротышками попробуем отгадать.

(Предлагаются картинки: ирисы, гвоздики, розы, астры.)

Малышки: Коротышки по вызову выделяют первый звук из начала слова: Ирисы – звук и, обозначают красной фишкой. Гвоздики – звук г, обозначают

синей фишкой. Роза – звук р, обозначают синей фишкой. Астра – звук а, обозначают красной фишкой.

Незнайка: Правильно! Отгадали мое слово – игра. Сегодня на празднике будет много игр.

Ведущий: А сейчас я предлагаю вам интересную игру. Но играть нужно в полной тишине и с закрытыми глазами. Внимательно послушайте звуки, а потом назовите их.

(Магнитофонная запись – шум волны, топот копыт, журчание воды, стук колес, выстрел ружья.)

Гусля: Я тоже приготовил игру, но с музыкальными звуками. Надо узнать на чем я играю.

(В домике играет на металлофоне, бубне, колокольчике, погремушке.)

Ромашка: А я вам хочу загадать загадку:

     Не жужжу, когда сижу,

     Не жужжу, когда хожу,

     Не жужжу, когда тружусь,

     А жужжу, когда кружусь.  (жук)

Ведущий: Какой звук помогал отгадать загадку? А как жужжит жук?

(Винтик и Шпунтик имитируют ссору.)

Ведущий: Винтик и Шпунтик, что случилось? О чем вы спорите?

Винтик: Да я сказал ему собрать инструменты, а он положил лишние предметы в сумку.

Ведущий: Не спорьте, мы сейчас с малышами поможем вам разобраться.

(Ведущий достает предметы из сумки, а Шпунтик называет их – молоток, отвертка, гаечный ключ, музыкальный молоточек.)

Ведущий: Какой предмет лишний? Повар, а что ты сидишь такой грустный?

Повар: Я тоже хочу, чтобы мне помогли малыши. Скажите, что мне нужно для работы?

Дети отвечают: кастрюля, сковорода, половник, и так далее. (это кухонная посуда).

(Звучит музыка, появляется Цветик. Он задумчиво идёт, сочиняя на ходу стихи.)

Муха: Цветик! Цветик! Что ты делаешь?

Цветик: Я сочиняю стихи.

Ведущий: Может ты прочитаешь их на нашем празднике?

Цветик: Я не уверен, что они готовы, но всё же начну. И прошу вас мне помочь найти рифму:

«Он песню пел среди ветвей

Певца назвали ….» (соловей)

Цветик: Спасибо, а ещё?

«Почему то не до игр,

Если рядом бродит ….» (тигр)

Незнайка: Я тоже сочинял стихи:

«Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку».

Знайка: Что? Когда это я прыгал через овечку?

Незнайка: Ну, это только так говорится, для рифмы.

Знайка: Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?

Ведущий: Не ссорьтесь, ведь сегодня праздник. Давайте лучше поможем Незнайке найти рифму к слову(овечка, печка, гречка, дощечка).

Незнайка: Знайка шёл гулять на речку,

                  Перепрыгнул через дощечку.

Знайка: Вот теперь лучше.

Ведущий: Малыши, вы так хорошо находите слова близкие по звучанию, что я вам предлагаю ещё игру «Найди рифму».

(Вывешивается таблица на которой нарисованы предметы, например: свечка-печка, подушка-лягушка, лицо-кольцо, луна-волна, губы-зубы.)

Слышится мяуканье.

Ведущий: Что это?

(Синеглазка идёт к домику и выносит игрушку-кошку.)

Синеглазка: Это кошка мяукает. А у неё котёнок.

Ведущий: Как ласково можно сказать про кошку?(кошечка) А про котёнка? (котёночек) А кто папа?(кот-котище) А кошка хочет поиграть с вами. Становитесь в круг, до кого она дотронется лапкой, тот должен сказать о ней какая она и что она делает.(игра «Назови признак, действие») (усатая, шустрая, белолобая, озорная, зеленоглазая; лакает, царапает, мяукает,…)

Ведущий: А давайте про нашу кошечку песенку споём. (координация дыхания с движением рук и ног – «Звероробика».

Заинька: А я тоже приготовила игру «Найди пару и составь предложение»:

РЫБА…..    СТОЛ                               РЫБА В АКВАРИУМЕ.

КНИГА….  БУДКА                             КНИГА НА СТОЛЕ.

ДЕВОЧКА…   ЦВЕТОК                     ДЕВОЧКА С МЯЧОМ.

БАБОЧКА…    МЯЧ                            БАБОЧКА НА ЦВЕТКЕ.

СОБАКА….    АКВАРИУМ               СОБАКА В БУДКЕ.

Ведущая: А где Знайка?

Белочка: Он домой ушёл.

Девочка: Можно, я схожу за ним?

Ведущая: А ты найдёшь дорогу? Ты знаешь где он живёт?

Девочка: Нет.

Ведущая: Может малыши нам помогут?(да)

(Малыши берут флажки, на которых нарисованы предметы, и становятся по всему залу.)

Ведущий: Нам надо найти дом Знайки. Чтобы выбрать дорогу, нужно определить сколько слогов в слове «Знайка».

(Девочка делит слово на слоги- Знай-ка – два слога.)

Ведущий: Значит надо идти по дороге, где в словах два слога.

(Девочка идёт к тем флажкам, где в слове два слога и доходит до дома Знайки.)

Девочка: А на двери замок и ворота закрыты.

Ведущий: Поможем девочке открыть замок.

Пальчиковая гимнастика «На поляне дом стоит»:

На поляне дом стоит

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем

В домик всех мы приглашаем.

Девочка: Знайка, я тебя зову, а ты не выходишь.

Выходит Знайка, все выстраиваются, говорят пожелания детям и прощаются.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""

Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке...

Внеклассное мероприятие на тему: «Путешествие в страну правильной речи»

Внеклассное мероприятие с учащимисяЦель: систематизирование знаний, умений и  навыков по речевым лексико-грамматическим  категориям. Коррекционные задачи:закрепить навык четкого п...

Тема внеклассного мероприятия: Викторина «Праздник правильной речи».

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в конце учебного года как итоговое занятие....

Урок по риторике ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО! УПОТРЕБЛЯЙ СЛОВА ПРАВИЛЬНО!...

Конспект внеклассного мероприятия "В стране правильной речи"

Материал содержит  занимательные задания и отражаеи ход внеклассного мероприятия для младших школьников....

Консультация для родителей "Правильное дыхание- правильная речь"

Консультация учителя-логопеда для родителей...