Дифференциация звуков П-Б.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Предлагается  конспект занятия с презентацией по коррекции дисграфии для учащихся 2 - 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_p_-_b.docx18 КБ
Файл differentsiatsiya_zvukov_p_-_b.pptx912.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Дифференциация звуков  П – Б.

Цель занятия: Активизировать знания  детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’],  дифференцировать данные  звуки  в слогах, словах, словосочетаниях.  

Задачи занятия:

-  Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости,  

-  закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];

-  развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;

- совершенствовать грамматические формы речи; 

- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: предметные картинки, лента букв,

Ход занятия.

I.Организация начала занятия

Назвать слово «Наоборот»:

холод – жара, грязь – чистота, правда – ложь, юг – север, польза - вред

II. Формулирование темы занятия, постановка цели.

1.Выделение звуков П - Б

а) «Четвёртый лишний»:

- шапка, пальто, платок, панама

- рубашка, брюки, ботинки, блузка  

Какие звуки мы встречаются в этих словах?

- Назовите тему нашего занятия (звуки П - Б).

- Попробуйте определить цель (научиться слышать, различать согласные П - Б и не путать их на письме).

III.Основная часть.

1.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.

 Произнесение звуков П – Б, наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.

- Посмотрите и почувствуйте, как произносится звук П. Обратите внимание, что:  

губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки не напряжены – голос не образуется.

- При произнесении звука Б:  губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки  напряжены –  образуется голос.

2.Сравнительная характеристика звуков  П - Б.

-  Дайте характеристику звукам с опорой на таблицу:

[п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;

[б] - согласный, звонкий, твёрдый., [б’] - согласный, звонкий, мягкий.

-  Чем различаются эти звуки?

3.Слоговая работа.

-  Прочитайте  слоговые таблицы, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных:

-  Запишите в тетрадях парами по звонкости – глухости, используя гласные первого ряда. Обозначьте твёрдость согласных.

ПА – БА     ПО – БО     ПУ – БУ    ПЫ – БЫ     ПЭ – БЭ

-  Внимательно послушайте цепочку слогов и повторите за мной:

па – пя – па         по – по – пё           пу – пю – пу           пэ – пэ – пе

4. Упражнение в определении звуков П и Б на слух (сигнальные карточки).

Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба

- Какую одежду  я назвала? (сапоги, шляпа)

5. Составление схемы слова.

- изделие из теста, с дыркой посередине  (бублик);

- как называются отверстия во льду, которые сделал человек (проруби);

- приспособление на удочке, за которым следит рыбак  (поплавок).

6.Определение места звука в слове (звуковые линейки)

рыба (3), справка (2), стебель (4),  капуста (з), хлопок (4), грибы (4), карп (4), голуби (5), тропка (4), коробочка (5)

7.Упражнение в звуковом анализе: угадай слово по начальным буквам:

Банан, арбуз, ракета, мостик, апельсин, лестница,  ель, йогурт  (Бармалей)

8. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один»

Зубы - …, грибы - …, карпы - …,  голуби - …, столбы - …, супы - …

Устно составить предложения.

9. Составление словосочетаний:

грибной                  пакет

заботливый            капли

бумажный               суп

зубные                        брат

подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки П – Б цветными карандашами, устно составить предложения  с образованными словосочетаниями.

IV. Итог занятия, рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация звуков П - Б

Слайд 2

«Четвёртый лишний»

Слайд 3

«Четвёртый лишний»

Слайд 5

Тема занятия: Звуки [ п – п ’] , [ б – б ’] слышим, различаем

Слайд 6

Звуки [ п – п ’] , [ б – б ’] . звук [ п ] – согласный, глухой, твёрдый звук [ п ’] – согласный, глухой, мягкий звук [ б ] – согласный, звонкий, твёрдый звук [ б ’] – согласный, звонкий, мягкий

Слайд 7

Составь схему слова:

Слайд 8

Угадай слово:

Слайд 9

Бармалей

Слайд 10

Много - один з убы - … голуби - … г рибы - … столбы - … к арпы - … супы - ….

Слайд 11

Проверь! з у б голу бь гри б стол б к ар п су п

Слайд 12

Вставь пропущенные буквы П,Б гри . ной ка . ли . ант за . отливый голу . ой . рат су . зу . ной

Слайд 13

Проверь: грибн ой суп заботлив ый брат голуб ой бант зубн ые капли

Слайд 14

Составь предложение: суп, Боря, с, грибной, приготовить, папа Папа с Бор ей приготовили грибной суп.

Слайд 15

Доскажи словечко: Потянули за макушку Отогнули фрукту ушки. Уроженец жарких стран Вкусный, сладенький …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....