ПРЕЗЕНТАЦИЯ "синквейн"
презентация к уроку по логопедии по теме

Шпигарева Ольга Николаевна

Презентация знакомит с новым напрвлением совместной деятельности учителя и детей : синквейном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.pptx175.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

синквейн Презентацию составила: учитель-логопед Шпигарева О.Н.

Слайд 2

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Слайд 3

История возникновения В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейн вошел в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Слайд 4

Правила составления Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2); Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный , а вторая — обратный синквейны; Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2; Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение; Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Слайд 5

Синквейн с точки зрения педагогики Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины

Слайд 6

Дидактический синквейн Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка — тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово - резюме , характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 7

Зачем нужен синквейн? И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников. Синквейн укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций: развитие образного мышления; расширение словарного запаса; приобретение навыка анализа сложной информации; приобретения навыка выявления главного из массы информации; развитие умения формулировать и делать вывод.

Слайд 8

Пример дидактического синквейна: Строка №1 : Напишите одно слово, которое одновременно станет темой и заголовком произведения. Строка №2 : Напишите два слова-характеристики персонажа. Строка №3 : Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает , спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности. Строка №4 : Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений. Строка №5 : Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой. Бэтмен. Сильный , справедливый. Помогает, спасает, борется со злом. Хочу быть похожим на него. Герой.

Слайд 9

Лёд. Твёрдый, холодный. Замерзает, скользит, тает . Замораживает руки. Зима.

Слайд 10

Велосипед. Быстрый, дву хколёсный. Катится , едет, падает. Навстречу ветру и приключениям. Т ранспорт .

Слайд 11

Масленица. Яркая, задорная. Веселит, смешит, бодрит. Древний обряд, связанный с проводами зимы. Блины.

Слайд 12

Медведь. Бурый, белый. Спит, рычит, бежит. Большой опасный хищник. Зверь.

Слайд 13

Белокочанная капуста. Вкусная, полезная. Вырастает, созревает, увядает. Богатый кладезь витаминов. Овощ.