специфические ошибки письма младших школьников
консультация по логопедии на тему

Пермякова Ольга Викторовна

В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обратиться на консультацию к логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx6.03 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей и учителей начальных классов

Цель памятки - привлечь внимание родителей и учителей к недостаткам речи у младших школьников, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Чаще всего низкие оценки по родному языку родители и учителя объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка, либо недобросовестным отношением к учебе. Тем временем учащиеся не получают своевременно необходимую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по письму и чтению.

Разобравшись в причинах неуспеваемости по родному языку и исключив их, учитель должен направить ребенка на консультацию к логопеду, что позволит успешно обучать его в массовой школе, а «не засыпать» двойками и бесконечным переписыванием текстов.

Большинство детей к моменту обучения в школе полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения грамотой протекает одинаково. К сожалению, в течение последних лет моей практики в школе наблюдается тенденция неспособности поступивших в школу детей в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. Эта неспособность к письму и чтению, известная под названием дисграфия и дислексия, обусловлена тем, что у ученика недостаточно развит фонематический слух (фонематическое восприятие) и он страдает фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), вследствие чего ребенок не представляет себе звукового состава слова и не чувствует звуковой ткани языка. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка.

1.Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  • пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);
  • перестановки букв и слогов «онко» (окно), «звял» (звал), «пеперисал» (переписал);
  • недописывание букв и слогов – «красныное» (красный); «лопат» (лопата);
  • наращивание слов лишними буквами или слогами – «тарава» (трава); «бабабушка» (бабушка);
  • искажение слова – «хабаб» (храбрый), «чуки» - щеки;
  • слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «виситнастене» (висит на стене);
  • неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец  шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
  • замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка»  (банка);
  • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васельки), «кон» (конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

  • аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спилиначки (пять желтёньких цыплят);
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели».

Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов. Интересно, что у одних детей замена и смешение букв на письме и при чтении сочетаются с искаженным произношением звуков, у других — нет.

Второе встречается чаще. Связано это с тем, что дефекты произношения могут быть исправлены в дошкольном возрасте, а при поступлении в школу детей с правильным произношением ни родители, ни учителя не подозревают, что за внешним благополучием речевого развития у ребенка может скрываться фонематическое недоразвитие речи. И когда у таких детей на письме появляются специфические ошибки, родители и учителя часто связывают их с невнимательностью и отвлекаемостью ребенка на уроке, с плохим поведением и небрежным отношением к учебе. А иногда родители обвиняют учителей в недостатке внимания к своему ребенку. В связи с этим учителя начинают дополнительно заниматься с такими детьми, а слова с «ошибками не на правила» заставляют прописывать несколько раз, переписывать целиком предложения и даже тексты. Но результаты такой работы незначительны, и специфические ошибки вновь и вновь появляются в письменных работах учащихся.

Все это приводит к тому, что такие дети попадают на консультацию к логопеду лишь во 2 и 3 классе, когда «ошибки не на правила» имеют уже более стойкий и системный характер, а, следовательно, и преодолеваются они дольше и труднее. Вследствие этого дети данной категории в основном любят уроки математики, а уроки чтения и письма для них «пытка».

Если в классе, обученном грамоте, есть ученики, которые делают рассмотренные выше специфические ошибки на письме или при чтении, учитель должен знать: их надо направить к логопеду.
Также это должны понимать и родители. Ведь такие ошибки не исчезают сами собой, а искореняются только тогда, когда ребенок полностью овладеет навыками звукобуквенного анализа слова, научится отчетливо представлять себе звукослоговую структуру каждого слова, сравнивать и сопоставлять сходные различительные признаки звуков и букв, вот тогда для ошибок не на правила не останется места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника

Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...

Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника

В этой статье раскрыты основные  аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....

Дисграфические ошибки у младших школьников

В данной статье рассматриваются проблемы дисграфии в начальной школе....

Родительское собрание "Специфические ошибки письма!

Советы родителям по преодолению дисграфии...

Формы дисграфии и специфические ошибки письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время количество детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющими дисграфию, увеличивается. В статье описаны формы дисграфии и специфические ошибки письма у обучающихся начальных классов с тяже...

Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов.

В консультации раскрываются специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов....