Развитие речи ребенка через мелкую моторику "Су-Джок терапия"
методическая разработка по логопедии на тему

Таспанчик Марина Кызыл-ооловна

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. С помощью шаров – «ежиков» с  детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Начальная образовательная школа» с. Хову-Аксы

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

Развитие речи ребенка через мелкую моторику

«Су-Джок терапия»

Учитель-логопед: Таспанчик М.К.

2015 год

«Истоки способностей и дарования детей

 находятся на кончиках пальцев».

В. А. Сухомлинский.

     Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Она отмечает тот факт, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции оставалась не затронутой. Еще в конце девятнадцатого века были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом и левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. Исследователи выявили, что у ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом

    Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику ребёнка, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. В книге «Мозг и его деятельность» В.М. Бехтерев указывал на то, что люди, которые много пишут, должны и хорошо говорить. Он считал, что развитие моторного и речевого центров находятся в прямой зависимости друг от друга

    В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению И.П. Павлова развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. 

    Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Сопоставляя эти данные, можно прийти к заключению, что в процессе подготовки ребенка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев

    В детском возрасте связь между телом и психикой еще более тесная. Все переживания малыша сразу находят свое отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а следовательно, учиться и постигать.   

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей с речевой патологией имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

    Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.        

    В коррекционно - логопедической работе приемы Су - Джок терапии  используются в качестве массажа  для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

      Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.

Задачи:                                                                                         

  • Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. 

    С помощью шаров – «ежиков»  детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

   Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

    Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

   Массаж Су – Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

  1. Ежик шел, шел,                (прижимают мячик пальцами правой руки)

Белый гриб нашел.           (прижимают мячик пальцами левой руки)

Раз грибок, два грибок,    (прижимают пальцами правой руки и левой руки)

Положили в кузовок. (

  1. Я мячом круги катаю,                       (между ладоней)

      Взад - вперед его гоняю.                   (смена рук)

      Им поглажу я ладошку.                     (соответственно)

      Будто я сметаю крошку,                    (смена рук)

      И сожму его немножко,                     (соответственно)

      Как сжимает лапу кошка,                   (смена рук)

      Каждым пальцем мяч прижму,          (соответственно)

      И другой рукой начну.                        (смена рук)

      А теперь последний трюк:                  (переброс мяча из руки в руку)

     Мяч летает между рук.

     

  1. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

  1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

  1. На поляне, на лужайке                   (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки.           (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве,                      (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,               (прыгать по ладошке шаром)

      Но напрыгались, устали.                (положить шарик на ладошку)

      Мимо змеи проползали,                  (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

      Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.              (гладить шаром каждый палец)

  1. Шла медведица спросонок,            /шагать шариком по руке/

А за нею – медвежонок.                 /шагать тихо шариком по руке/

А потом пришли детишки,            /шагать шариком по руке/

Принесли в портфелях книжки.

      Стали книжки открывать               /нажимать шариком на каждый палец/

      И в тетрадочках писать.

  1. Комплекс «Разминка»

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

           Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

           Крепко мячик обнимает,

Никуда на выпускает.

           Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

           Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали

По столу круги катаю

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой –

Я его катаю браво.

Поверну, а ты проверь –

Сверху правая теперь!

  1. Комплекс «Фокусник»

(предлагаем в веселой, непринужденной игре помочь детям помочь научиться правильно употреблять предлоги)

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти – на покой.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцем подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Из-за спинку выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Стукну мячик о кулак,

Сквозь кольцо продену так.

Сбоку подержу, пока

Без мяча моя рука.

У ладони мяч играет,

До нее не долетает.

К носу мячик приложу

           И на против подержу.

           Выше глаза и глаз пониже.

           Дальше от меня и ближе.

           Тут в ладошке, тут – вовне,

           Врошу вдаль, а он ко мне.

           Мячик около лежал,

           Он вперед-назад бежал

           И обратно возвращался,

           И до завтра попрощался.

           Дружит мяч с моей рукой –

           Вот я фокусник какой!

  1. «Дождик»

(Детям предлагается прокатывать мячик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик).

Дождик крапал, капал. Лил

И по улице бродил

Намочил он всех прохожих,

Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу – и пропал!

              

.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через ознакомление с детским фольклором

Татарский фольклор является образцом высокой поэзии нации. Он впитал в себя многовековую мудрость народа, представляет большую художественную ценность. Приобщение детей  к татарскому фольклору эт...

Развитие личности ребенка через театральную деятельность.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо....

Развитие речи детей через подвижные игры

Развитие речи детей через подвижные игры...

Всестороннее развитие личности ребенка через игру.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

"Как мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка".

Эта статья поможет нам еще раз обратиться к теме развития речи ребенка через взаимосвязь с пальцевой моторикой,путем тренировки движений пальцев рук....