Открытое логопедическое занятие "Дифференциация фонем С-Ш на уровне слогов и слов"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Открытое занятие с учащимися 2 класса, имеющих недостатки письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.

(С использованием ИКТ.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Дифференциация фонем [С] и [Ш]

на уровне слогов и слов.

Открытое занятие с учащимися 2 класса,

имеющих недостатки письма и чтения,

обусловленные общим недоразвитием речи.

(С использованием ИКТ.)

(Городское методическое объединение

учителей-логопедов)

Гусева Наталья Николаевна

учитель-логопед

II квалификационная категория

г. Радужный

2013 год

Дифференциация фонем [С] и [Ш] на уровне слогов и слов.

Цель: создание условий для развития умений дифференцировать на слух и писать слова с  С и Ш.

Задачи:

Образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях. Закрепление понятий о звуке, слоге, слове. Формирование навыков различения звуков. Расширение и уточнение словаря по теме.

Коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического образа звука. Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков. Закрепление навыков звуко-слогового анализа. Закрепление отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустическим механизмам.

Воспитательные: формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность. Формирование самостоятельной контролирующей деятельности. Воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала (на каждого ребёнка); картинки с изображением Малыша и Карлсона; буквы С-Ш (на доске); схема характеристики звука;  слоги для составления слов; карточки с записанными словами; мультимедийная аппаратура для презентации.

Ход занятия

1. Мобилизация внимания.

Логопед – Прозвенел сейчас звонок

                Начался у нас урок.

                Будем мы внимательны

                  и очень любознательны.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед - Подготовим свой артикуляционный аппарат к работе.

        - лягушка-хоботок;

        - лопаточка;

        - накажем непослушный язычок;

        - киска сердится;

        - трубочка;

        - чистим нижние зубы;

        - качели;

        - чашечка;

        - бублик;

        - лошадка;

        - грибок;

        - маляр;

        - вкусное варенье;

Дети -  У зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

Логопед – Молодцы!

3. Пальчиковая гимнастика.

Логопед вместе с детьми: «Раз, два, три, четыре, пять,

                                      Вышли пальцы погулять!

                                      Этот пальчик самый сильный,

                                      Самый толстый и большой.

                                      Этот пальчик для того,

                                      Чтоб показывать его.

                                      Этот пальчик самый длинный

      И стоит он в середине.

      Этот пальчик безымянный

      Он избалованный самый.

      А мизинчик хоть и мал,

      Очень ловок и удал.»

Логопед – Хорошо.

4. Дыхательная гимнастика.

Логопед -  Выполняем упражнение «насос». (Дети выполняют по показу

         логопеда. Вдох через нос, выдох через рот.) Насос качает шину (с  

         голосовым сопровождением) С-С-С-С-С. Шина лопнула Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.

5. Сформулировать тему занятия.

Логопед – Какой звук мы произносили когда работал насос?

Дети – Мы произносили звук [С].

Логопед – Какой звук мы произносили когда лопнула шина?

Дети – Мы произносили звук [Ш].

Логопед - Сегодня мы будем учиться с вами различать звуки [С] и [Ш].

6. Закрепление знаний норм артикуляции звука [С].

Логопед - Произнесите перед зеркалом [С]. (Ребята произносят).

                - Как работает наш аппарат?

Дети – Губки в улыбочке, зубки заборчиком, кончик язычка упирается в  

             нижние зубы, голосовые связки не работают, струя воздуха холодная.

7. Характеристика звука [С].

Логопед - Дайте характеристику звука С.

                - Кто хочет ответить?

Дети – Звук [С] согл., твёрдый, глухой.

Логопед – Кто не согласен поднимите руку.

8. Закрепление знаний норм артикуляции звука [Ш].

Логопед -  Взяли зеркала и посмотрим, как работает звук [Ш].

Дети - Губки рупором, зубки заборчиком, язычок чашечкой за верхними

            зубками, голосовые связки не работают, струя воздуха тёплая.

9. Характеристика звука [Ш].

Логопед – дайте характеристику звука Ш по схеме.

Дети  – Звук Ш согласный, всегда твёрдый, глухой.

10. Сравнение звуков [С] и [Ш].

Логопед  - Чему сегодня учимся?

Дети – Различать звуки [С] и [Ш]. (Слайд №1)

Логопед  – Чем они отличаются?

Дети  – Положением губ, языка, струёй воздуха. (Показывают по карточкам.)

Логопед – Какой звук свистящий, а какой шипящий?

Дети – Звук С – свистящий, а Ш – шипящий.

Логопед – У какого звука есть мягкая пара?

Дети – У звука С мягкая пара С'. Звук Ш всегда твёрдый.

Логопед –Узнайте изолированные звуки по беззвучному артикулированию.  

                  Логопед показывает.

Дети узнают по показу. Называют звуки.

11. Дифференциация звуков С и Ш на уровне слога.

Логопед – К вам в гости пришли Малыш и Карлсон. (Слайд № 2) Они с вами хотят поиграть. А также

   

    - Будут учить, а вы – обучаться,

      Знания вам всегда пригодятся!

Логопед – Почему именно эти герои заглянули к вам на занятие?

Дети  – В их именах есть звуки [С] и [Ш].

Логопед – Молодцы!

Логопед – Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть  в игру «Наоборот».

             Я произношу слог со звуком С - вы мне отвечаете со звуком Ш и

             наоборот. В этом нам поможет волшебный камешек, который

             передали Малыш и Карлсон.

Дети слушают слог, принимают камешек, произносят слог с

             дифференцируемым звуком и передают камешек обратно. (СА-ША,  

             ШУ-СУ, ОШ-ОС, СО-ШО, УС-УШ)

12. Воспроизведение слоговых цепочек.

Логопед - Открываем тетради. Записываем число.

    - Нашим друзьям домоуправительница Фрекен Бок (Слайд № 3) дала

       задание. Помогите им выполнить его: прослушайте цепочки из слогов и

       запишите их по памяти.

Логопед – Диктует слоги. (С использованием экрана).

Дети - воспроизводят цепочки в тетрадях.

Логопед – Проверяем правильность написания  наших цепочек.

                   (Слайд № 4).

СА-ША-СА

СО- СО- ШО

СУ-ШУ-ШУ

ЫС-ШЫ-ЫШ

13. Физминутка

Логопед - Встаньте пожалуйста. (Слайд № 5)

     - Друзей пора поторопить

      Но что же к ужину купить?

      Продукты – будто невидимки,

      Узнать их трудно на картинке.

Логопед - Рассмотрите наложенные изображения. (Назовите изображения

                предметов со звуком С.

Дети  – Слова со звуком С – сосиски, колбаса, абрикос.

Логопед  – Назовите изображения предметов со звуком Ш.

Дети – Слова со звуком Ш – груша, вишни.

Логопед – Молодцы! Садитесь.

14. Дифференциация звуков С – Ш на уровне слова.

Логопед – Фрекен Бок опять поставила наших героев в затруднительную

             ситуацию. Им нужно досказать словечко. Для этого нужно добавить

             слог -ска или –шка.

- Давайте поможем нашим героям. (На доске вывешены слоги  поду-, соси-,

            занаве-, кату-, бабу-, вы-, до-, ми-).

Дети выходят к доске и составляют слова.(Подушка, сосиски, занавеска,

            катушка, бабушка, вышка, доска, мишка)

15. Работа по уточнению словаря.

Логопед - Карлсон и малыш нашли бумагу со странными словами. Здесь не

            хватает 1 буквы. Карлсон предлагает вставить букву С, а Малыш

            букву Ш. .(Слайд № 6)

Чтобы наши герои не поссорились, вставьте нужные буквы.

16. Закрепление умения различать звуки С и Ш.

Логопед – Малыш и Карлсон перепутали свои предметы. Помогите им

                   разобраться.Малышу отдайте предметы, в названии которых          

                   слышите звук Ш, а Карлсону в названии которых слышите звук С.

Дети по очереди берут картинки и выставляют на доску под изображением

                  Малыша слова с С, под изображением Карлсона слова с Ш.

17. Итог занятия.

Логопед - Наступил прощанья срок,(Слайд № 7)

                  Прозвенит вот-вот звонок,

                  Говорят вам на прощанье:

                  «Не скучайте, до свиданья!»

                  Кто же вспомнит наш урок,

                 И слова припомнит в срок?

- Чему учились на уроке?

Дети – Учились различать звуки С и Ш.

Логопед - Кому, какое задание понравилось?

                - Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен. (Слайд № 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

З В У К И [ С ] - [ Ш ]

Слайд 4

Прочитайте слоги без ошибок СА – ША - СА СО – СО – ШО СУ – ШУ – ШУ ЫС – СЫ - ЫШ

Слайд 5

Рассмотри наложенные изображения. Назови их. Выдели звуки С — Ш.

Слайд 6

Ш С

Слайд 8

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков с-з в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с группой или подгруппой учащихся младшего школьного возраста коррекционной школы.Все части занятия взаимосвязаны, задания подобраны с учетом возможностей учащихся дан...

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков Г-К в слогах и словах"

Занятие предназначено для работы с учениками младшего школьного возраста  коррекционной школы. Уточняется артикуляционный уклад дифференцируемых звуков, дается их характеристика. Звуки отрабатыва...

Тема. Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах.

Программное содержание: 1. Автоматизировать звук Л в слогах, словах. 2. Совершенствовать мелкую моторику рук, зрительное восприятие. 3. Совершенствовать пространственную ориентировку. 4. Продолжат...

Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися  2 «а» класса  Фонетическая тема:  выделение гласных звуков на фоне слога и слова...

Сценарий логопедического занятия: «Дифференциация звуков С-Ш в слогах и словах». Лексическая тема: «Птицы». 2 класс.

Различение фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство: С-Ш в слогах и словах в устной и письменной речи....