Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Попова Алла Валерьевна

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв б-д" может быть полезен логопедам, работающим в школе. Использован на занятиях по коррекции оптической дисграфии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация букв б-д

(1 класс, ОНР (3 ур.))

Попова Алла Валерьевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606, г. Москва

Цели занятия:

  1. Развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти;
  2. Развитие внимания, пространственного восприятия, логического мышления;
  3. Развитие умения дифференцировать буквы б-д;
  4. Развитие орфографической зоркости, самоконтроля при формировании навыка правильного письма букв б-д с опорой на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), грамматически правильной речи;

Оборудование: карточки с письменными буквами б-д, буквы б-д, вырезанные из бархатной бумаги, картинки белки и дятла с вписанными в них буквами, карточки с заданиями, предметные картинки – белка, дятел, радуга, забор, дедушка, барабан, тетрадь, ручка.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Какое время года наступило? – весна

Названия каких месяцев начинается с одинакового звука? –март, май

В названии какого весеннего месяца количество букв и звуков не совпадает?- апрель

2. Сообщение темы занятия в форме проблемной ситуации.

Логопед: к нам в гости пришли из леса 2 существа. Отгадайте загадки и тогда узнаете кто…

В сказке у Пушкина- песни поёт

И золотые орешки грызёт.

Очень красива, а как её звать?

Это сейчас вы должны мне сказать.

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

Дети: белка, дятел.

Логопед: совершенно верно, у нас в гостях белка и дятел. Они пришли нам помочь, а в чём мы скоро узнаем. (На доску вывешиваются картинки белки и дятла без вписанных в них букв).

А теперь посмотрите на доску. На доске 2 столбика слов:

Бык                      дом

Бак                       дым

Бок                       день

Логопед: прочитайте слова первого столбика. Какая одинаковая буква во всех словах?

Ученик: буква б

Логопед: прочитайте слова второго столбика. Какая одинаковая буква во всех словах?

Ученик: буква д.

В ходе работы карточки с буквами прикрепляются к доске над столбиками слов.

Логопед: давайте уточним, какие буквы мы сегодня будем различать на письме?

Ученик: мы будем различать буквы б и д.

Логопед: Посмотрите внимательно на буквы. Какой одинаковый элемент в них есть?

Ученик: овал

Логопед: а какими элементами они отличаются?

Ученик: у буквы б «хвостик» направлен вверх, а у буквы д «петелька»-вниз.

3. Игра «Узнай букву»

Логопед: а теперь давайте поиграем. Я предлагаю узнать букву наощупь.

Ученики по очереди узнают буквы б, о, д, вырезанные из бархатной бумаги. Объясняют по каким признакам узнали ( буква о- овал, б- овал и хвостик вверх, д- овал и петелька вниз).

Логопед: Хорошо. А теперь давайте посмотрим на дятла и белку и вспомним, что они могут нам чем-то помочь… Посмотрите на букву б, у неё хвостик вверх как у кого?

Ученик: как у белки.

Логопед: правильно. Мы как бы вписываем букву б в белку.

Логопед прикрепляет на белку букву б.

А теперь посмотрите на букву д.

Ученик: она вписывается в контур дятла, петелька буквы, как хвост дятла.
Логопед: молодец, что сам догадался. Вот как нам помогут в дальнейшей работе белка и дятел. Они будут напоминать нам как правильно написать буквы б и д.

Уточнение артикуляции звуков б,д перед зеркалом. Б-губной, д- переднеязычный.

4.Работа в тетради

Выполнение графического диктанта.

Логопед: посмотрите, у вас в тетради 8 овалов, слушайте звуки. Если услышите звук б, поставьте точку над овалом. Если услышите звук д, поставьте точку под овалом.

Логопед произносит звуки: д, б, б, д, д, б, д, б.

Дети выполняют работу. Далее сверяют свою работу с заранее подготовленным логопедом образцом, исправляют ошибки.

Графический диктант  с использованием картинок: белка, дятел, радуга, забор, дедушка, барабан.

Логопед: перед вами картинки. Вы сейчас будете шифровальщиками. Нужно зашифровать слово, выписав из него только буквы б и д.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем сверяют работу с образцом.

Логопед: прочитайте ещё раз слова, запомните и расшифруйте.

Дети по очереди у доски воспроизводят слова по памяти с опорой на графический диктант.

5.Работа с карточкой.

Вставь пропущенные буквы:

Голу.ой            .чка

.ерёзовые      .ант

.о.рая               .очки

А теперь подбери к словам из 1 столбика подходящие по смыслу слова из 2 столбика (устно).

6.Зрительно-предупредительный диктант.

На доске предложения с пропущенными буквами:

У  .а.ушки  наря.ная  .лузка.

На  .иване  .елая  .о.ушка.

Логопед: давайте вместе попытаемся вставить пропущенные буквы (дети по очереди работают у доски).

Прочитайте предложения ещё раз, стараясь запомнить слова с пропущенными буквами. Будем писать диктант. Логопед закрывает предложения на доске и диктует.

Дети записывают предложения в тетради. Затем предложения открываются, дети проверяют свою работу, логопед оценивает работу каждого.

7. Итог занятия

Что мы делали сегодня на занятии?

Дети отвечают.



Предварительный просмотр:

Дифференциация букв б-д

(1 класс, ОНР (3 ур.))

Попова Алла Валерьевна,

учитель-логопед ГБОУ СОШ № 606, г. Москва

Цели занятия:

  1. Развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти;
  2. Развитие внимания, пространственного восприятия, логического мышления;
  3. Развитие умения дифференцировать буквы б-д;
  4. Развитие орфографической зоркости, самоконтроля при формировании навыка правильного письма букв б-д с опорой на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), грамматически правильной речи;

Оборудование: карточки с письменными буквами б-д, буквы б-д, вырезанные из бархатной бумаги, картинки белки и дятла с вписанными в них буквами, карточки с заданиями, предметные картинки – белка, дятел, радуга, забор, дедушка, барабан, тетрадь, ручка.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Какое время года наступило? – весна

Названия каких месяцев начинается с одинакового звука? –март, май

В названии какого весеннего месяца количество букв и звуков не совпадает?- апрель

2. Сообщение темы занятия в форме проблемной ситуации.

Логопед: к нам в гости пришли из леса 2 существа. Отгадайте загадки и тогда узнаете кто…

В сказке у Пушкина- песни поёт

И золотые орешки грызёт.

Очень красива, а как её звать?

Это сейчас вы должны мне сказать.

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

Дети: белка, дятел.

Логопед: совершенно верно, у нас в гостях белка и дятел. Они пришли нам помочь, а в чём мы скоро узнаем. (На доску вывешиваются картинки белки и дятла без вписанных в них букв).

А теперь посмотрите на доску. На доске 2 столбика слов:

Бык                      дом

Бак                       дым

Бок                       день

Логопед: прочитайте слова первого столбика. Какая одинаковая буква во всех словах?

Ученик: буква б

Логопед: прочитайте слова второго столбика. Какая одинаковая буква во всех словах?

Ученик: буква д.

В ходе работы карточки с буквами прикрепляются к доске над столбиками слов.

Логопед: давайте уточним, какие буквы мы сегодня будем различать на письме?

Ученик: мы будем различать буквы б и д.

Логопед: Посмотрите внимательно на буквы. Какой одинаковый элемент в них есть?

Ученик: овал

Логопед: а какими элементами они отличаются?

Ученик: у буквы б «хвостик» направлен вверх, а у буквы д «петелька»-вниз.

3. Игра «Узнай букву»

Логопед: а теперь давайте поиграем. Я предлагаю узнать букву наощупь.

Ученики по очереди узнают буквы б, о, д, вырезанные из бархатной бумаги. Объясняют по каким признакам узнали ( буква о- овал, б- овал и хвостик вверх, д- овал и петелька вниз).

Логопед: Хорошо. А теперь давайте посмотрим на дятла и белку и вспомним, что они могут нам чем-то помочь… Посмотрите на букву б, у неё хвостик вверх как у кого?

Ученик: как у белки.

Логопед: правильно. Мы как бы вписываем букву б в белку.

Логопед прикрепляет на белку букву б.

А теперь посмотрите на букву д.

Ученик: она вписывается в контур дятла, петелька буквы, как хвост дятла.
Логопед: молодец, что сам догадался. Вот как нам помогут в дальнейшей работе белка и дятел. Они будут напоминать нам как правильно написать буквы б и д.

Уточнение артикуляции звуков б,д перед зеркалом. Б-губной, д- переднеязычный.

4.Работа в тетради

Выполнение графического диктанта.

Логопед: посмотрите, у вас в тетради 8 овалов, слушайте звуки. Если услышите звук б, поставьте точку над овалом. Если услышите звук д, поставьте точку под овалом.

Логопед произносит звуки: д, б, б, д, д, б, д, б.

Дети выполняют работу. Далее сверяют свою работу с заранее подготовленным логопедом образцом, исправляют ошибки.

Графический диктант  с использованием картинок: белка, дятел, радуга, забор, дедушка, барабан.

Логопед: перед вами картинки. Вы сейчас будете шифровальщиками. Нужно зашифровать слово, выписав из него только буквы б и д.

Дети выполняют задание самостоятельно. Затем сверяют работу с образцом.

Логопед: прочитайте ещё раз слова, запомните и расшифруйте.

Дети по очереди у доски воспроизводят слова по памяти с опорой на графический диктант.

5.Работа с карточкой.

Вставь пропущенные буквы:

Голу.ой            .чка

.ерёзовые      .ант

.о.рая               .очки

А теперь подбери к словам из 1 столбика подходящие по смыслу слова из 2 столбика (устно).

6.Зрительно-предупредительный диктант.

На доске предложения с пропущенными буквами:

У  .а.ушки  наря.ная  .лузка.

На  .иване  .елая  .о.ушка.

Логопед: давайте вместе попытаемся вставить пропущенные буквы (дети по очереди работают у доски).

Прочитайте предложения ещё раз, стараясь запомнить слова с пропущенными буквами. Будем писать диктант. Логопед закрывает предложения на доске и диктует.

Дети записывают предложения в тетради. Затем предложения открываются, дети проверяют свою работу, логопед оценивает работу каждого.

7. Итог занятия

Что мы делали сегодня на занятии?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация  букв  Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образ...

Конспект логопедического занятия "Развитие зрительных дифференцировок на материале букв О-А, звуков [О-А]"

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии. Лексическая тема "Дикие животные северных и южных стран"....

Учитель-логопед Торбочкина Е.Е. Конспект логопедического занятия " Буквы А - Я " 2 класс.

Конспект логопедического занятия  "Буквы  А - Я" ( 2 класс) является одним из уроков в системе работе над дисграфий, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза....