Особенности формирования лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня
методическая разработка по логопедии на тему

Сергеева Надежда Сергеевна

В методической разработке предлагаются направления работы по развитию лексики с обучающимися 1 класса и перспективное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования лексического строя речи

 обучающихся с нарушением процесса письма,

обусловленным общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Дефекты речи у детей с ограниченными возможностями здоровья при  общем недоразвитии речи проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития. Пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти и внимания ограничивают возможности нормального формирования лексики детей и расширение словарного запаса. Устная речь, чтение и письмо как различные стороны единого языкового процесса тесно связаны, поэтому лексико-грамматическое недоразвитие речи  отражается на процессах чтения и письма.

Таким образом, есть основания утверждать, что проблема формирования лексического строя речи у обучающихся с  ОНР является в логопедии актуальной, поскольку от степени сформированности словарного состава языка зависит интеллектуальное развитие ребенка. Достаточный уровень развития лексики способствует формированию базы для овладения школьными знаниями.

По мере развития мышления ребенка, его речи,  лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантические поля. Нарушения развития лексики у младших школьников с лексико-грамматическим недоразвитием проявляется в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определенным звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения.

Формирование лексики также тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Словообразовательный уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов.

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у детей с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики  у детей с ОНР проводится по следующим  направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений     об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания);
  • уточнение значения слов;
  • формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
  • организация семантических полей, лексической системы;
  • активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
  • словообразование, уточнение значения структуры слова,

овладение значением морфем, языковым анализом и синтезом.

        Работа по этим направлениям начинается с первого класса, в занятия включаются дидактические игры и задания по развитию лексики примерно такого содержания:

  1. Развитие ассоциаций.
  2. Классификация предметов. Обобщающие понятия.
  3. Задания на сравнения слов, относящихся к разным грамматическим категориям (существительные, прилагательные, глаголы).
  4. Подбор слов по аналогии.
  5. Определение предмета по его частям.
  6. Определение предмета по описанию.
  7. Подбор названий предметов (существительных) к названию действий (глаголов) и признаков (прилагательных) и наоборот.
  1. Подбор антонимов к словам разных грамматических категорий.
  1.  Подбор синонимов к словам разных грамматических категорий.
  2. Омонимы.
  3. Многозначные слова.

Во втором классе дети получают первые знания о процессе словообразования. Основная работа по словообразованию проводится с обучающимися 3 класса.

Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфемному составу слова помогает обучающимся в дальнейшем самостоятельно расширять запас слов, накапливать звуковые и морфологические обобщения. Все это способствует созданию оптимальных условий для уточнения ряда грамматических понятий и совершенствованию способности закреплять знания определенных правил правописания, прежде всего тех, усвоение которых связано с морфемным анализом слов и умением различать их значимые части.

Перспективный план логопедических занятий с учащимися 3 – 4 классов с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

1 этап. Коррекционная работа на лексическом уровне.

     1.  Выявление активного словарного запаса.

Слова, обозначающие предметы: фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие птицы и животные, игрушки, учебные вещи, транспорт, мебель, посуда, профессии и т.д.

Слова, обозначающие признаки: цвет, величина, форма, вкус, материал и др. признаки и качества.

Слова, обозначающие действия: способы передвижения, приема пищи, подачи голоса, рабочие действия и т.д.

  1. Расширение словарного запаса учащихся.

Актуализация пассивного словаря.

  • Синонимы
  • Антонимы
  • Омонимы
  • Многозначность слов

Различение прямого и переносного значения.

Нахождение в тексте, подбор слов, составление словосочетаний и предложений.

  1. Слоговой анализ и синтез.
  • Составление слов из слогов
  • Деление слов на слоги
  • Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов и букв
  • Вставка недостающего слога
  • Синтезирование новых слов
  1. Ударение в слове.

Смыслоразличительная роль ударения.

Слогоритмическая структура слова.

Двухсложные слова: Хх, хХ

Трехсложные слова: Ххх, хХх, ххХ

  1. Безударная гласная в корне слова.

Нахождение безударной гласной в корне.

Тренировка в подборе проверочных слов.

Правописание безударных гласных в корне слова.

  1. Состав слова.

Морфемный анализ и синтез.

  • Корень слова, выделение корня, подбор родственных слов
  • Сложные слова. Выделение корней и соединительной гласной, правописание.
  • Приставка, выделение приставок, значение приставок, правописание, префиксальный способ образования слов.
  • Суффикс, выделение суффиксов, значение суффиксов, правописание, суффиксальный способ образования слов.
  • Окончание, выделение окончаний, значение окончаний.
  • Подбор слов соответствующей морфемной структуры по образцу, различение грамматических категорий на основе анализа состава слова.
  1. Предлоги и приставки.

Соотношение предлогов и глагольных приставок, правописание предлогов и приставок, подбор подходящих по значению приставок и предлогов.

Знания об особенностях лексического строя речи детей с общим недоразвитием речи позволяют проводить логопедическую работу по развитию словаря обучающихся на более высоком профессиональном уровне, добиваться эффективности усвоения знаний детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Формирование интонационной выразительности речи в работе с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.

В статье представлены этапы формирования интонационной выразительности речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Данная статья актуальна для учителей начальных классов и учителей-логопедов...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....

Технологическая карта логопедического занятия с группой обучающихся 3 класса с нарушением процесса письма, обусловленным общим недоразвитием речи III - IV уровня

Коррекционная работа на лексическом уровне. Логопедическое занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС (2011)...

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня) Тема занятия: «Суффиксы прилагательных».

Конспект фронтального занятия логопеда с группой обучающихся 3-го класса (дисграфия , обусловленная общим недоразвитием речи Ш уровня). Тема занятия: «Суффиксы прилагательных». Рабочая тет...

Планирование работы в условиях реализации ФГОС по формированию лексической стороны речи учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Коррекционная работа на лексическом уровне по формированию процессов словообразования учащихся 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием речи. Планирование работ...