Использование компьютерных технологий в реабилитации учащихся с недостатками слуха и, имеющих кохлеарный имплант
методическая разработка по логопедии на тему

Любушкина Людмила Владимировна

Методический материал для учителей-дефектологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 23 II, III, IV и VI видов

Использование

компьютерных технологий в реабилитации  учащихся с недостатками слуха и, имеющих кохлеарный имплант

Семинар для студентов педколледжа г. Белгорода

г. Белгород

2010 год

       Эффективность использования компьютерной техники в специальной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно была продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

      Смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего в перспективе реализации основного преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи.

      Поэтому в специальном обучении наибольшую значимость компьютер приобретает как новое средство коррекционного обучения, а не предмет изучения.

       Эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его умения использовать новые возможности, включить эти технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая за их счет большую мотивацию, предоставляя обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в то же время обеспечивая его системой градуированной помощи в случае затруднения.

       Поэтому учителю в специальной школе предписывается новая роль, основной целью которой является решение учебных и коррекционных задач,  представленых в компьютерной форме.

       Поэтому, работу с детьми в компьютерных классах должны осуществлять дефектологи, а не программисты. Педагог, проводящий коррекционную работу в компьютерном классе, должен иметь квалифицированные пользовательские навыки работы с компьютерами профессиональное образование в области коррекционной педагогики. Педагог должен уметь

    -анализировать учебную деятельность детей;

    -выявлять трудности в ее формировании и строить

   аргументированные гипотезы об их возможных причинах;

  • под этим углом зрения анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.

Где и когда могут использоваться компьютерные технологии в специальной школе?

Компьютерная поддержка коррекционного обучения возможна, начиная с этапа дошкольного обучения. Компьютерные технологии обучения и коррекции могут использоваться в разных содержательных областях (на различных уроках и индивидуальных занятиях) на всех этапах школьного обучения ребенка с отклонениями в развитии.

  Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных компьютерных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.

   В нашей школе каждый кабинет индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношения имеет компьютер, которые оснащены  специальными  программами: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия». Эти программы эффективно используют педагоги дошкольных групп и учителя индивидуальной работы по РСВ и ФП. Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т.к. это две стороны одного процесса. Имеющиеся программы направлены на формирование произношения у не слышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ не слышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухозрительно и контролируют свое произношение тоже слухозрительно. Таким образом, компьютерные программы. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи. Используя в работе эти программы педагоги решают следующие задачи:

  -практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом;

  -подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;

  -подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;

  -адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.

   Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения слабослышащих учащихся, они обращены к кинестетическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика , его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.  

              На индивидуальных занятиях  плотно используются модули:

      -для работы над дыханием и голосом;

      -для работы над звуками речи;

      -для работы над словесным и логическим ударениями и

        выразительностью речи;

      -для работы по развитию слухового восприятия и

        самоконтроля над собственной речью.

В ходе работы с данными компьютерными программами никогда не используется один анализатор. Любой  модуль требует  участия, как правило, двух–четырех анализаторов: зрительного,    слухового, кинестетического.

     В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:

     -сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т. д.);

     -закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);

      -самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.

      Специальные  программы: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия» позволяют работать над формированием контроля за речью учителя и самоконтролем за собственной речью.

 В последние годы в специальных образовательных учреждениях появился новый контингент учащихся – учащиеся с кохлеарным имплантом.  Цель работы с учащимися с КИ – восстановить, развить их слуховое восприятие речи и окружающих звуков  с КИ до уровня, до уровня приближенного к нормальному восприятию. А это значит научить их узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения. Всему этому способствуют выше указанные специальные компьютерные программы, а также специально разработанная программа -Мир звуков  «Otto», которая собрала в себя множество тем, с воспроизведением различных звуков и бытовых шумов.

          Использование специальных компьютерных программ, направленных на формирование произношения и развитие слухового восприятия, способствует более успешному овладению произношением, формированию умений различать, опознавать и распознавать речь в учебном процессе, во внеурочное время и в быту, а также способствует общему развитию ребенка, мыслительной деятельности, как слабослышащих учащихся так и учеников с КИ, что сказывается на их обученности, способствует более продуктивному усвоению учебной программы в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков с использованием компьютерных технологий

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет дру...

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий

Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание  в пределах 10. Закрепление"  в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...

Использование компьютерных технологий

Формы подачи материала учащимся на уроках информатики в начальных классах с использованием компьтерных технологий....

Использование компьютерных технологий в начальных классах

В  своей  работе  при подготовкек урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры.....

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха

В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...

«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»

   Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятель...