Развитие речи и мышления на занятиях РСВ в связи с работой над текстом
методическая разработка по русскому языку по теме

Любушкина Людмила Владимировна

Методический материал для учителей-дефектологов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи и мышления

на занятиях РСВ

в связи с работой над текстом

        Поражение слуха нарушает нормальное развитие устной речи. При нарушении слуха ограничиваются возможности для овладения звучащей речью на основе слухового подражания. Чем значительнее потеря слуха, тем резче сказывается дефект слуха на состоянии устной речи.

        В начале обучения состояние речевого слуха слабослышащих характеризуется невысоким уровнем разборчивости речи (без аппарата и с аппаратом), нестойкостью слуховых образцов слов, словосочетаний, своеобразными заменами слов при их воспроизведении, а также тем, что величина оптимального расстояния для восприятия речи на слух ниже возможностей, которыми располагают слабослышащие.

        Развитие речевого слуха проявляется в росте уровня разборчивости речи, в увеличении оптимального  расстояния для восприятия речи на слух , в степени сформированности слуховых образов речевых элементов, в уменьшении числа предъявлений речевого элемента, необходимого для точного его воспроизведения.  

        Наибольшую трудность для восприятия на слух представляют связные тексты. У учащихся 2 отделения школ слабослышащих существуют определенные трудности в запоминании словесного материала. Низкая эффективность и качество запоминания у слабослышащих объясняются  затруднениями в осмыслении запоминаемого материала, выделении в тексте последовательности событий, причинно-следственных отношений между ними, целей и мотивов поступков персонажей, т.е. в ограничении того, что можно было бы использовать в качестве опор при воспроизведении текста. В процессе работы выявляется зависимость воспроизведения текста слабослышащими школьниками от успешности осмысления его содержания. Одним из условий, способствующих повышению эффективности запоминания связных текстов, является поэтапность работы, которая предусматривает постепенный переход  от наглядно-действенных и наглядно-образных средств к вербальным приемам.

        Третий год над проблемой развития речи и мышления на занятиях по РСВ в связи с работой над текстом работает сурдопедагог Любушкина Людмила Владимировна. имея специальное дефектологическое образование, являясь высококвалифицированным учителем, она успешно разрешает основную задачу школы: формирование, развитие и коррекция словесной речи учащихся.

        На основе глубокого знания умений и возможностей, состояния остаточного слуха каждого ученика Людмила Владимировна достигает хороших результатов. У ее учеников хорошая внятная речь, они свободно вступают в речевое общение со слышащими детьми и взрослыми. В конце прошлого года четыре ее ученика были выведены в массовую школу и сейчас успешно обучаются там.

Последовательно усложняя приемы работы, она вырабатывает умение работать с текстом, формировать полноценные умения связной речи у слабослышащих школьников на всех этапах обучения.

Нарастание трудностей она осуществляет следующим образом: увеличивает объем материала от класса к классу,  пополняет словарный запас, усложняет структуру фразы. Осуществляет это путем изменения значения слов, постепенно включая разные части речи. Например: во 2 классе Подмоков Дима слухозрительно воспринимал лишь такой текст:

Рано утром мама разбудила Диму. Дима быстро оделся, взял ведро и  удочку. Мама дала ему завтрак. Дима пошел на пруд. Скоро он поймал одну маленькую рыбку, потом другую. Дима принес маме десять рыбок. На обед мама сварила уху. Уха была вкусная.

Уже в 3 классе этот же ученик воспринимал следующий текст:

Мышка вышла гулять. Походила по двору и пришла опять к матери:

- Матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый. Страшный ходит по двору, ноги у него черные, хохол красный, нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я очень испугалась.

- Это петух, - сказала старшая мышь: Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

- Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, сам лижет белую грудку и хвостиком двигает, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

  • Глупая ты, глупая! Ведь это сам кот!

Конструкция предложений постепенно переходит от простых предложений к распространенным и осложненных подчинительной и сочинительной связью. Например: «Наступила осень. Стало прохладнее. Дети надели куртки и шапочки». Из этих простых предложений составляются сложные: «Дети надели куртки и шапочки, потому что наступила осень, и стало прохладнее».

 Работая над текстом, Людмила Владимировна часто ставит такие вопросы: Как? Почему? Для чего? И т.д. этим она побуждает детей в своих ответах использовать распространенную речь.

Действенное влияние на формирование причинно-следственного мышления слабослышащих школьников находится в прямой зависимости от освоения и творческого применения учителем вариативных методов работы с текстом. На занятиях Любушкиной Л.В. часто используются активные работы с текстом:

  • инверсия причинно-следственных связей,
  • оценочные суждения конкретных поступков героев,
  • иллюстрирование,
  • сопоставление иллюстраций с текстом.

Внесение в методику работы с текстом большого числа творческих заданий, направленных на развитие воображения, мышления, творческих способностей учеников, дают возможность формировать новые понятия. Например, при формировании понятия «окрестность» у ученицы 3 класса Пузановой Юлии, была проведена следующая работа.

  1. Сначала давался текст на слух.

Деревня Березовка

        Мы с сестрой Оленькой живем в деревне Березовка. Она стоит на берегу реки Клязкы. С одной стороны деревни сосновая роща. С другой – колхозные поля. В деревне много больших и красивых домов. Есть и колхозный клуб. Из города к деревне идет новая шоссейная дорога. По дороге едут машины. Ребята нашей школы посадили молодые деревья вдоль дороги. Каждый пионерский отряд теперь ухаживает за молодыми посадками. Пионерам помогают и октябрята. Так наши школьники участвуют в операции «Зеленый наряд Отчизны».

  1. Затем уточняется содержание текста.

а) Где стоит деревня Березовка?

б) Какие дома в Березовке? И т.д.

  1. Восприятие  предложений из текста в разбивку с выбором иллюстраций.

         На отработанных учеником иллюстрациях было сформировано понятие «окрестности». При работе над текстом учитель использует  и другие виды работ:

  1. Работа  с карточками и сопоставление предложений  с содержанием услышанного.
  2. Работа с конструктивной картиной.
  3. Работа с макетом.
  4. Выполнение поручений.
  5. Работа с картиной или серией картин.
  6. Ответы на вопросы.
  7. Восприятие словосочетаний и предложений.
  8. Составление рассказа из деформированного текста.
  9. Выборочное чтение.
  10. Составление плана к тексту.
  11. Пересказ текста.

Все эти виды работ учитель умело использует в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сложности речевого материала. Чем выше уровень речевого развития и сохранность слуха учащихся, тем более  сложный материал предлагается учителем для восприятия на слух. Этим самым способствует выработке у учащихся  умений восприятия монологической и диалогической речи, что имеет большое значение в плане социальной адаптации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи и мышления дошкольников

В статье представлены игры для развития речи и мышления дошкольников и младших школьников....

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Загадка как средство развития речи и мышления учащихся

Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....

книжка - игры для развития речи и мышления

Пояснительная запискаПо мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть ...

Урок развития речи во втором классе в школе I вида. (Работа с деформированным текстом)

Урок развития речи. Вид работы - работа с деформированным текстом "Зайчик и снеговик"...

Статья: Взаимосвязь развития речи и мышления.

Речь и мышление являются продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого стали выполнять ряд функций и заняли одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека. Рассм...

Доклад по теме " Взаимосвязь развития речи и мышления"

Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в обучении, общении и формировании сознания является едва ли не самым важным вопросом в педагогике и психологии.Уровень развития речи и словесно-логическ...