конспект логопедического занятия "Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,] на конце слов".
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  3 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и элементами дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_differentsiatsiya_n-n.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Логопедическая тема: Слуховая дифференциация звуков [н]-[н,]  на конце слов.

     Грамматическая тема: Твёрдые и мягкие согласные, обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

     Цель: развивать слуховые дифференцировки звуков [н]-[н,] на конце слов.

     Задачи:

          I. Неречевые задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание и память;
  • развивать мышление (операции анализа, синтеза);
  • развивать тонкую моторику.

          II. Речевые задачи:

  •  формировать навыки фонематического и слогового анализа;
  • уточнять и сравнивать звучание и артикуляцию звуков [н]-[н,];
  •  развивать произносительные дифференцировки звуков [н]-[н,] в словах и слогах;
  •  обогащать и активизировать словарный запас.

Оборудование:

  • иллюстрации  с изображением двух гномов: в синем и зелёном костюмах;
  • раздаточный материал: фишки красного, синего и зелёного цвета; карточки с изображением звоночков для обозначения звонкости – глухости согласных; карточки с точечным изображением буквы Ь;
  • цветной мел;
  •  жетоны – «портреты гномиков».

№ п/п

Задачи этапа

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Оборудова-ние

I.

II.

III.

1.

 

2.

IV.


V.


VI.


VII.


VIII.

Орг. момент.

 Введение. Заинтересовать детей в сов-местной деят..  

 Выделение звуков [н]-[н,]  из слов. Разв. фонематическ.. анализа.

Выделение звука [б] из слов. Развитие фонемат. ана-лиза – коли-чественного и позиционного.

 

Использование зрительных опор звуков.

Выделение звука [н,] из слова.

 

Фонетическая зарядка. Разв. фонемат. восприятия и кинестет. диф-ференцировок; разв. слух. внимания.

Упр. «Соедини точки».  Разв. тонкой мото-рики, разв. зрит. гнозиса, узнавание бук-вы в затруд-нённых услов.  

Работа со сло-вами. Формирование навыков слого-вого и фонема-тического ана-лиза; разв. слу-хового вним.

Работа с тек-стом. Закрепл. дифф. звуков [н]-[н,]; обозн. мягкости согл-х на письме посредством Ь.

Итог урока.

  Приветствие. Проверка готовности к занятию.

- Сегодня к нам в гости пришли два гнома – Динь и Дон. Они хотят с вами поиграть.

 

- Эти гномики очень похожи, у них только костюмы разного цвета: у одного синий, у другого – зелёный.

- Их первое задание – угадать, кого же из них зовут Динь, кого – Дон. Для этого нужно внимательно послушать их имена.

- Послушайте внимательно: Дон. Какой первый звук слышится?

- Какой он?

- Обозначьте его фишкой соответ-ствующего цвета.

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

- Сколько звуков в имени «Дон»?

Сделайте эту схему в тетрадях.

 

- Подпишем слово под схемой. Звук [д] обозначим буквой «Д»… Имя пишем с заглавной буквы.

- Сколько букв в слове?

- Теперь послушайте имя второго гнома: Динь.

- Какой первый звук слышим?

- Какой он?

- Обозначьте его фишкой.

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

- Сколько звуков в имени «Динь»?

- Сделайте эту схему в тетради.

- подпишем слово под схемой. Начинаем с заглавной буквы. Обозначим буквой звук [д,], звук [и], звук [н,].

- Почему первая фишка зелёная?

- А почему третья фишка зелёная? Ведь после звука [н,] нет гласной.

- Как нам показать на письме ,что звук [н,] – мягкий?

- Припишем эту букву.

- Сколько звуков в имени «Динь»?

- Сколько букв?

- Почему букв больше?

- Итак, в костюм какого цвета одет Дон?

- Динь?

- Теперь потренируем язычки, чтобы уметь чётко произносить имена гномов. Повторяйте за мной.

 ан-ань-ан       онь-онь-он

 унь-унь-ун     он-онь-он

- Гномики приготовили для вас задание. Соедините точки, и вы узнаете, какая буква здесь спряталась.

- Что это за буква?

- Есть ли у этой буквы «песенка»?

- Для чего нужна эта буква?

- Следующее задание гномов – для самых внимательных. Я буду называть слово, а вы поднимете свою карточку с Ь только тогда, когда услышите мягкий звук [н,].

- Осень.

- Отхлопаем слоги. Сколько слогов в слове?

Речевой материал:  осень, день, ди-ван, сон, пень, апельсин, ткань, ба-нан.

- Что особенного в последнем слове?

- На доске записан текст. Но хитрые гномики не дописали некоторые слова. На конце этих слов не хватает звуков [н] или [н,].

- Прочитайте текст.  

(Логопед обозначает недостающий звук синей или зелёной точкой.)

Текст:  У мальчика Коли жил пёс породы доберма… . Его звали Палка… .  Пёс был большой шалу… . Однажды Палка… остался дома оди… . Он разорвал старый чемода…, разлил шампу…, опрокинул кувши…, в котором стояла сире… . Пёс устал за целый де… и забрался на дива… . Ему приснился сладкий со… .

 

- Сделайте в тетради 2 столбика: Н - НЬ. Запишем недописанные слова в два столбика.  

- Проверяем. Возьмите синий карандаш, читаем слова первого столбика, ставим точку под буквой.

(Аналогичная проверка слов второго столбика с зелёным карандашом.)

- Что мы сегодня делали?

- Какие звуки слушали?

- Ь – это звук или буква? Можно ли его отдельно произнести?

- Для чего нужен Ь?

- Гномики дарят вам на память свои портреты. Можете их раскрасить.

(Оценка деятельности подгруппы и отдельных учащихся.)

Приветствие.

 

 

- Звук [д].

- Согласный, твёрдый.

(Дети кладут синюю фиш-ку.)

- Звук [о] -  гласный.

- Звук [н] – согл., твёрд..

- Три звука.

В тетрадях:

ООО

- Три буквы.

В тетрадях:

ООО – 3 зв.

Дон –   3 б.

- Звук [д ,].

- Согл., мягк.

(Дети кладут зелён. фиш-ку.)

- Звук [и], гласный.

- Звук [н,], согл., мягк..

- Три звука.

В тетрадях:

ООО

В тетрадях:

ООО

Дин

- Звук [д,] делает мягким след. гласн. [и].

- С помощью буквы Ь.

В тетрадях:

       ООО

        Динь

- 3 звука.

- 4 буквы.

- Буква Ь не имеет звука; она показы-вает, что со-гласный впе-реди читает-ся мягко.

- Синего.

- Зелёного.

(Дети по це-почке повто-ряют слого-вые ряды.)

(Дети выпол-няют зада-ние.)

- Буква Ь.

- Нет.

- Буква Ь показывает, что соглас-ный впереди читается мяг-ко.

(Дети поднимают карточку с Ь)

- 2 слога.

 

- Звук [н] встречается 2 раза.

(Дети читают текст, дого-варивая последний звук.)

(Работа в тетради.)

- Буква Ь показывает, что соглас-ный впереди читается мяг-ко.

илл. – гномы.

У детей – цветные фишки.

У детей – карточки с Ь.

 

 

На доске – текст. У ло-гопеда – цветные мелки.

Фишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков п и б в словах."

Конспект индивидуального логопедического занятия  "Дифференциация звуков п и б в словах."...

Конспект логопедического занятия Дифференциация звуков [б]-[б,],[п]-[п,] в слогах, словах.

Цели и задачи: закреплять знания о звуках Б - Б' - П - П'; учить дифференцировать звуки изолированно, в слогах и в словах; развивать фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и ...

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»

Конспект логопедического занятия  «Дифференциация звуков [б][бь] – [п][пь] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Буквы Б-П»...

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях»

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях». Целью логопедического занятия является уточнение и сравнение  артикуляции  и звучания звук...

Технологическая карта логопедического занятия «Дифференциация звуков [ж] – [ш] в слогах, словах и предложениях».

Тема: «Дифференциация звуков [Ж] – [Ш] в слогах, словах и предложениях».Возрастная группа: дети 9-10 лет с умственной отсталостью легкой степени.Форма организации: подгрупповое занят...