Работа с родителями
статья по логопедии на тему

Авторская разработка логопеда МАОУ СОШТ №1

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Консультация для родителей будущих первоклассников

Первый этап системы деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности:

  • начать коррекционную деятельность как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений;
  • использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции;
  • индивидуализировать обучение;
  • обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса.

     В нашей школе создана и работает не первый год система деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:

  • предусматривается возможность выявления большинства случаев речевых нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии;
  • привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её успехе.

1 этап деятельности данной системы - первичное обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников.

  • Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт.
  • Сбор информациио речевой готовности:
  • занятия в  « Школе будущего первоклассника» (январь-март)
  • посещение открытых занятий в детском саду (апрель-май)
  • «Круглые столы по передаче детей в школу» (май)
  • карты передачи (май-сентябрь).

  • Экспресс-обследование всех будущих первоклассников.

          Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей в школу на «Круглом столе» главным является детский врач, который  знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце. Обычно мы с этими картами встречаемся в школе только в сентябре.

Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников включает:

Занятия в  « Школе будущего первоклассника» (январь-март)

На занятиях учитель  собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графо - моторных навыков.

Посещение открытых занятий в детском саду (апрель-май)

«Круглые столы» по передаче детей в школу (май)

Карты передачи (май-сентябрь)

Логопедическое экспресс-обследование всех будущих первоклассников проходит после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования.

Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини-консультации. Обследование ведётся в течение 15-20 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает мотивацию. Так, например, при обследовании функции словоизменения мы играем в игру «Хвастунишка». Логопед жалуется, что у него только один предмет, а ребёнок хвастается, что у него их много. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх перед школой, повышает мотивацию. Для родителей подготовлено методическое пособие «Подсказки для родителей будущего первоклассника», с которым они могут познакомиться до и после встречи с логопедом.

Карта первичного логопедического обследования будущих первоклассников

Фамилия, имя ребёнка ________________________д.сад_______логопед д. сада______________

Школа_______________Логопед школы _____________________________

Дата обследования_____________________

Чтение

способ___

понимание

________

Рассказ по серии картинок

смысловая целостность__________

лексико-грамматическое оформление высказывания________

самостоятельность выполнения задания _______________________

Повторение предложения: На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. ____________________________

Понимание лексико-грамматических конструкций

Сад позади дома. Что впереди?_____Люба выше Кати. Кто ниже?______Весна бывает перед летом или лето перед весной?_____Мальчик убежал и стеклом разбил мяч_________

Звукопроизноше

ние

собака-маска-нос______________сено-василёк-высь________________ рыба-корова-топор_____

замок-коза____________________зима-магазин____________________ лампа-молоко-пол_______

цапля-овца-палец______________шуба-кошка-камыш______________ чайка-очки-лещ__________

жук-ножи____________________щука-вещи-лещ__________________ река-варенье-дверь______

лето-колесо-соль_______

Фонема

тические

процессы

Определи место звука М (начало, середина, конец) в словах: ком___, мотор___, команда____

Назови первый звук в словах: астра__, утка____, мухомор__, кран__

Назови последний звук в словах: мука___, мак__, карандаш__, дом__, аист__, кровать__

Положи столько кружков, сколько звуков в слове: дым___

Слоговая структура слов:клубника_____, сковорода____, лекарство____, строительство____, стихотворение________,  велосипедист____, фотографироваться______, водохранилище______, Водопроводчик чинит водопровод._____________________________________________________

Повторение слоговых цепочек_______________________________________________________

Словарь

Антонимы. Толстый____________, холодный_____________, продавать___________, день________, жара________, лежит______________, поднимать____________________

Синонимы. Доктор_________, радостный__________, несётся_________,грустит__________, отлично___________________

Кто  лишний? Почему? Голубь, стрекоза, синица, воробей

Словоизмене

ние

Игра «Хвастунишка» (один-много): мост____,дом_____,стул_____,окно______,ведро______,ухо______воробей______,утёнок______

Согласование существительных  тетрадь, яблоко с числительными    2,  5                                                                

Предварительное логопедическое заключение

Рекомендации

Данное экспресс-обследование не даёт полной картины речевого нарушения, но позволяет выделить группу детей с речевыми проблемами. В сентябре, когда дети начнут учиться в первом классе,  логопед проводит углублённое обследование речи именно этой группы детей.

 «Круглый Стол» завершает сбор информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний: обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения логопеда школы.

Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, указывают на уровень речевой готовности к школе всех детей, поступающих в первый класс, и дают возможность не потерять ни одного ребёнка. Так, например, при обследовании речи будущих первоклассников в апреле  Саша П. показал хороший уровень речевой готовности к школе, все звуки были автоматизированы в речи. Необходимо было проверить его речь ещё раз в сентябре. Оказалось, что за лето Саша П. перестал контролировать свою речь и показал уровень состояния звукопроизношения гораздо ниже, чем в апреле. Конечно, логопед ДОУ выпустила его с нормой в речи. Если бы мы опирались только на информацию в медицинских картах, то этот мальчик  потерял бы приобретённый в ДОУ навык правильного звукопроизношения. Саша П. был зачислен на школьный логопункт. Также получили рекомендации учитель и воспитатель по контролю над его речью.

Я рассказала лишь о первом этапе системы деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников (2 этап -углублённое обследование детей, нуждающихся  в логопедической помощи, 3 этап - распределение детей по условным группам и коррекционная работа с ними).

Данная  система деятельности позволяет:

 *видеть общую речевую ситуацию и тенденции её развития;

*обеспечить диагностику речевых нарушений на начальных этапах обучения;

*прогнозировать успешность процесса обучения грамоте для каждого ребёнка;

*создать для ученика с речевым нарушением единое коррекционно-образовательное пространство

когда над его речью работает коллектив единомышленников, каждый из которых заинтересован в успехе коррекционной работы и постоянно находится в продуктивном взаимодействии с остальными.

Литература

  • Т.А.Фотекова, Т.Ахутина «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей»
  • В.П.Глухов «Примерная схема оценки уровней развития связной речи»
  • журналы «Логопед» №2, 2004;  №5, №2, 2005
  • В.А.Ястребова «Преодоление Общего Недоразвития Речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000г.

                          Учитель-логопед                               Н.Е.Белькова

Анкета для родителей.

 Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школе.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Логопед: Родители должны знать, насколько ребенок готов к школе.

 Ответьте, пожалуйста, да или нет на следующие вопросы. (да, нет)

1.Считаете ли вы, что ваш ребенок общителен?        

2. Способен ли ребенок выполнить устное поручение?        

3. Может ли он заниматься каким-либо делом самостоятельно?        

 4. Убирает ли ребенок свои игрушки и личные вещи после игры или в конце дня самостоятельно, без вашего напоминания?        

 5.Если, выполняя задание взрослого, ребенок не может сам справиться с чем-либо, обратится ли он за помощью?        

6.Сформированы ли у вашего ребенка основные навыки самообслуживания (соблюдение личной гигиены, самостоятельное одевание, прием пищи и пр.)        

 7. Умеет ли ребенок слушать других, не перебивая?        

 8.Способен ли он соблюдать очередь в игре, в процессе другой деятельности?        

 9. Способен ли ребенок сам познакомиться с детьми, оказавшись в новом месте (на детской площадке, в детском саду и т. д.)        

 10.Может ли он справиться с гневом и раздражением, когда его чем-то обидели?        

11. Может ли ребенок выступить в роли организатора игры или какого-либо дела в процессе общения со сверстниками?        

12. Пытается ли ребенок справиться с трудностями самостоятельно, прежде чем обратиться за помощью?        

13.Есть ли у вашего ребенка друзья?        

14. Готов ли ребенок делиться своими игрушками в процессе игры

с другими детьми?        

 15.Может ли ребенок сам помириться после ссоры с другими детьми?        

 16. Адекватно ли ребенок воспринимает замечание в свой адрес?        

За каждый положительный ответ начисляется  1 балл.

Интерпретация ответов.

10–15 баллов – достаточно (хороший–высокий) уровень личностной готовности к школе.

6–9 баллов – средний уровень личностной готовности к обучению.

 0–5 баллов – низкий уровень личностной готовности к поступлению в школу.



Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями первоклассников

На тему: «Развитая речь –
основа успешного овладения грамотой»
(
по результатам диагностики уровня
речевого развития
детей;
октябрь 2015 г.г.)

Система коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников.

 Основная задача учителя-логопеда общеобразовательной школы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов (дети 6-7 летнего возраста) с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет результат.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная профилактика и подготовка к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое, фонематическое недоразвитие, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

 сформировать полноценные фонематические процессы;

сформировать представления о  звуко-буквенном составе слова;

сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

скорригировать   дефекты   произношения   (если   таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения. Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.[5]

У детей, нуждающихся в логопедической помощи, различаются особые образовательные потребности:

начать коррекционную деятельность как можно раньше для предупреждения возникновения вторичных речевых нарушений;

 использовать специальные методы, приёмы и средства коррекции;

индивидуализировать обучение;

 обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды.

Задаются такие потребности спецификой нарушений речевого развития и определяют особую логику построения коррекционного процесса. [3]

 В школе создана и работает система деятельности по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся первых классов, которая отвечает следующим условиям:

предусматривается возможность выявления большинства случаев речевых нарушений на ранних этапах обучения, когда можно полностью или частично предотвратить развитие дисграфии, дислексии;

 привлекается к коррекции максимально широкий круг лиц, заинтересованных в её успехе.

 I этап деятельности данной системы - первичное обследование речевой деятельности всех будущих первоклассников.

1.Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт.

2.Сбор информациио речевой готовности.

3.Экспресс-обследование всех будущих первоклассников.

Анализ диагностически значимых сведений из медицинских карт позволяет получить первые данные о нарушении речи. Так, например, в ДОУ во время передачи детей в школу на «Круглом столе» главным является детская медсестра, которая знакомит с записями в медкартах детей в мае месяце.

Сбор информации о речевой готовности к школе будущих первоклассников включает:

 1.Занятия в « Школе будущего первоклассника».

 На занятиях учитель собирает информацию о состоянии волевой готовности будущего первоклассника к обучению в школе, о состоянии словаря, связной речи, фонематического анализа, пространственно-временных ориентировок, графо - моторных навыков.

2.Посещение открытых занятий в детском саду.

 3.«Круглые столы» по передаче детей в школу. «Круглый Стол» завершает сбор информации о будущих первоклассниках. Разговор происходит двусторонний: обсуждаются речевые заключения в ДОУ на выпуске и предварительные заключения учителя-логопеда школы.

 4. Карты передачи.

Логопедическое экспресс-обследование всех будущих первоклассников проходит после общешкольного родительского собрания, на весенних каникулах. На собрании логопед рассказывает о том, что такое речевая готовность к школе и предлагает всем пройти логопедическое обследование, на котором присутствуют родители и получают индивидуальные консультации. Школа заключает с родителями договор на проведение первичного логопедического обследования.

Как правило, родители с интересом откликаются на данное обследование. Из беседы с родителями часто выясняются основные моменты развития ребёнка, даются мини-консультации. Обследование ведётся в течение 20-30 минут. Многие задания даются в игровой форме, используется красочная  наглядность. Это создаёт атмосферу непринуждённости, снижает страх, повышает мотивацию.

 Полученные сведения помогают сделать предварительные выводы о норме или нарушении речи, его глубине, структуре речевого дефекта и указывают на уровень речевой готовности первоклассника к школе.

Таким образом, изменение схемы набора учеников в логопедический пункт в школе, некоторые перемены во взаимоотношениях учителя-логопеда с учителями и родителями привели к возникновению системы работы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Информация, полученная с 1-15 сентября, позволяет учителю-логопеду действовать дальше по определенномуалгоритму.

1.Установить основные показатели уровня речевого развития

2.Зачислить в логопедический пункт детей с первичным речевым нарушением.

 3. Наблюдать динамику развития каждого ребенка и, при неблагоприятном ходе обучения грамоте, немедленно включать его в коррекционную группу. 4. Заранее, до окончания углубленного обследования, планировать комплектование групп детьми со сходным дефектом, работу на перспективу, готовить дидактический материал для занятий.

5. Консультировать родителей учащихся-логопатов.

 6. Рекомендовать учителям первых классов использование на уроках коррекционно-педагогическиеприёмы.

После логопедического обследования возникает ряд вопросов, главным среди которых является следующий: как профилатически уменьшить риск возникновения дисграфий и дислексий у детей, имеющих нарушения речи, ограниченные в основном незрелостью фонематического восприятия ( при сохранном звукопроизношении), и не зачисленных на логопункт из-за недостатка свободных мест? По нашим наблюдениям, такие учащиеся составляют значительную часть всех детей с ОНР.

По данным научных литературных источников, значительная часть случаев незрелости фонематического восприятия возникает в связи с сочетанием сенсорной и моторной недостаточности. Так, даже при незначительном несовершенстве работы мышц речевых органов у ребенка при усложнении речевой задачи нарушается их координация, что приводит к нечетким кинестезиям.[4] Один и тот же звук произносится в различных ситуациях по-разному, а в центральный отдел слухового анализатора по поводу одного и того же звука поступает разноречивая информация. Следовательно, в речеслуховых зонах мозга нет четкого представления о каждом из звуков, что влечет за собой (даже при отсутствии слышимых нарушений звукопроизношения), трудности различения сходных по акустическим характеристикам и способу артикулирования звуков (свистящих - шипящих, звонких - глухих, твердых - мягких). В такой ситуации необходимо привлекать к речевой работе родителей и учителей, поскольку именно они наиболее заинтересованы в организации учебного процесса ребенка и непосредственно участвуют в нем.

Очень важно своевременно довести до родителей информацию, побуждающую их к самостоятельной оценке уровня речевого развития ребенка. Для этого учитель-логопед выступает на родительских собраниях в классах, которые он обследовал. Как правило, эти выступления содержат:

- некоторые сведения о речи, как о психической функции высшего порядка, о взаимосвязи процессов мышления и речи;

- сообщения об основных показателях речевой готовности ребенка к школе (норма звукопроизношения, звукоразличения, лексики, грамматики, связнойречи);

- картину речевого развития детей в классе (общие цифры), а также прогноз возможных ошибок в чтении и на письме;

- перечисление основных факторов, которые могли стать причиной нарушений речи и речевых задержек. Особо выделяются те из них, которые могут устранить сами родители (недостаток общения с детьми; несоответствие уровня и содержания речевых контактов возрастным потребностям ребенка; психологические трудности, обусловленные особенностями взаимоотношений в цепи «родитель-родитель» или «родитель»;

- информацию о роли родителей, их поддержке и помощи в букварный период, поскольку полноценность и прочность основных понятий и навыков, сформированных на этом этапе, во многом определяют дальнейшее качество письма и чтения;

-некоторые сведения, необходимые родителям для распо-

знавания специфических ошибок письма и чтения, появление которых должно стать поводом для обращения за помощью к специалисту;

- сообщение о том, где и когда можно получить более подробные данные о состоянии речи у ребенка, консультацию по работе с ним.

Родители сотрудничают с учителем-логопедом в формировании у детей полноценного словаря, упражняют их в характеристике звуков, составлении схем звукового анализа. Соответствующие умения они получают на специально организованных семинарах. В помощь родителям предлагаются методические рекомендации к каждому домашнему занятию.Своеобразной формой отчета перед родителями являются внеклассные логопедические мероприятия. Для детей с ОНР он включает театрализации стихов и сказок, для детей с дислалией, дизартрией - демонстрацию на различном речевом материале произносительных навыков. После таких мероприятий у детей с ОНР возрастает уверенность в себе, более активно формируются навыки общения со сверстниками, повышается самооценка, растет интерес к логопедическим занятиям. В результате у родителей растет доверие к учителю-логопеду, они с готовностью продолжают сотрудничество.

Литература:

1.Глухов В.П «Примерная схема оценки уровней развития связной речи» М..1999

 2.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» М.,1991

3.Журналы «Логопед» №2, 2004; №5, №2, 2005

 4..Фотекова Т., Ахутина Т. «Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей» М.. 1999

 5.Ястребова В.А. «Преодоление общего недоразвития речи учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». М., 2000.

                              Учитель-логопед                                                   Н.Е.Белькова


Приложение:  справка об уровне речевого развития первоклассников.

                                         Родительское собрание
                                                     1А, 1 Б классов    04.09.2015 г.

                «Создание  для учеников  с речевыми нарушениями
           единого коррекционно-образовательного пространства»


       Речевые расстройства, в том числе дефектное звукопроизношение, оказывает отрицательное влияние на психическое развитие учащихся, на успешное овладение чтением и письмом.
       В этом учебном году к нам в школу 54% первоклассников поступили с нарушениями звукопроизношения, а дальнейшая индивидуальная речевая диагностика выявит и несформированность других сторон речи: лексико-грамматическое недоразвитие, словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия.
       Своеобразное и  целенаправленное устранение нарушения речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся.

Наиболее распространенными речевыми расстройствами у детей являются дефекты произношения:

5 свистящих : С, З, СЬ, ЗЬ, Ц (межзубно-боковое),

4 шипящих:Ш, Ж, Ч, Щ (зубно-губное),

СоноровР, РЬ (горловое или боковое),

Сонора Л (носовой или двугубный).

     Работа по постановке звуков проводится только индивидуально и делится на несколько этапов:

  1. Подготовительный (развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью специальных упражнений).
  2. Формирование произносительных умений и навыков.
  3. Устранение дефектного звукопроизношения, развитие умений и навыков дифференцировать звуки.
  4. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной  (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

 Длительность постановки и введения звуков в речь различна в каждом конкретном случае (от2-3 месяцев до 6-7 месяцев).

Занятия проводятся логопедом 2 раза в неделю; которые обязаны ежедневно выполнять домашние задания по исправлению звукопроизношения своего ребенка, постоянно контролировать правильное произношение поставленных звуков в связной речи.

На занятия принимаются дети в возрасте от 4-х до 15 лет.

           При выявлении трудностей в усвоении общеобразовательной программы первоклассниками по заявлению педагога и родителей проводится диагностика педагогом-психологом и учителем-логопедом, результаты диагностики и возникшие проблемы обсуждаются на заседании школьной ПМП(к), затем по заявлению родителей (законных представителей) ребёнка обследуют  специалисты городского ПМПК  с целью определения программы дальнейшего обучения.

           В школе имеется два кабинета для коррекционной логопедической работы, оснащённые мульти-медийным оборудованием, разнообразными учебно-методическими пособиями.  

           Коррекционные занятия будет проводить учитель-логопед  со стажем работы в данной должности 25 лет – Белькова Наталья Ефимовна.

            Консультации для родителей во вторник, четверг, пятницу с 13.00 до14.00 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...